Влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внимания младших школьников и возможности его развития.
2.Определить роль внимания в процессе учебной деятельности.
3. Экспериментально проверить, как развитость тех или иных свойств внимания влияют на успешность обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблемы внимания и его роль в успешности учебной деятельности младших школьников
1.1. Проблема внимания в теории отечественной и зарубежной
психологии...............................................................................................................7
1.2. Динамика развития внимания в младшем школьном возрасте…………..15
1.3. Внимание как условие успешности обучения у младших школьников…22
Вывод по главе I…………………………………………………………………31
Глава II. Организация и методы экспериментального исследования
2.1. Этапы, содержание, процедуры исследования…………………………....31
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………38
Вывод по главе II………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….58

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_nakonets_to.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

С целью изучения свойств  внимания четвероклассников мы использовали следующие методы:

Методика 1. Изучение свойств внимания (тест Бурдона)

Цель: изучение свойств внимания, устойчивости и концентрации.

Материалы: исследование проводится при помощи специальных тестовых бланков со столбцами расположенных на них в случайном порядке букв или цифр.

Описание методики: школьникам предлагается просматривать на бланке ряд за рядом и вычеркивать определенные указанные в инструкции знаки (буквы, цифры).

Инструкции: «Ребята, по моему сигналу (например, «Начали!») вам нужно начать просматривать столбцы цифр и зачеркивать все встречающиеся вам или цифры «2» и «9». Начнем с первого столбца слева. Через определенный промежуток времени я скажу «Стоп!». Сразу вслед за сигналом поставьте после цифры, на которой вы остановились в этот момент, вертикальную черту. Затем, после моего сигнала, продолжите ту же работу дальше уже на втором столбце. Будьте внимательны, следите за моими командами и вычеркивайте только заданные буквы и не пропускайте их».

Порядок работы: общая продолжительность работы - 4 минут. Психолог останавливает работу детей и просит поставить вертикальную черту с интервалом в одну минуту, т.е. 4 раза.

Обработка полученных данных: результат вычеркивания цифр оценивается в 3 балла: 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень [ 51].

Результаты  оценки устойчивости и концентрации внимания отражены в таблице 2.

Методика 2. «Расстановка чисел»

Цель: изучение распределения  внимания.

Оборудование и материалы: для психологической диагностики распределения внимания используют тест на расстановку чисел. В качестве стимульного материала подготавливают бланк с 25-ю клетками, в которых записаны в случайном порядке одно и двухзначные числа (от 1 – до 99).                Описание методики: в процессе тестирования испытуемый просматривает таблицу со случайно расположенными цифрами, не делая в ней никаких пометок. Затем он должен переписать цифры в возрастающем порядке в расположенную ниже чистую таблицу. Цифры переписываются с самого малого – к самому большому. Если в процессе заполнения чистой таблицы испытуемый замечает пропущенное число, оно записывается в следующую клетку, обводится кружком и не засчитывается как ошибка. 

          Инструкция: «Перед Вами бланк, с двумя таблицами. В первой

таблице расположены  в случайном порядке однозначные  и двузначные

числа. Клетки второй таблицы – свободные. Ваша задача быстро и правильно

переписать числа из таблицы 1 в таблицу 2 в порядке  возрастания, начиная с 

самого маленького числа. Заполнять таблицу 2 следует построчно. Никаких 

пометок в первой таблице  делать нельзя. Если в процессе работы Вы

обнаружили, что пропустили какое-то число,  – запишите его  в очередную 

свободную клетку и обведите кружком.

            На выполнение задания отводится 2 минуты. За это время требуется

правильно расставить как  можно больше чисел. По команде «Начали!»

приступайте к работе, по команде «Стоп!» прекратите работу и отложите

бланк». 

            Обработка и анализ данных: количество допущенных ошибок (процент ошибок от числа предъявлений) и время поиска числа. Средняя норма- 22 числа.

 

Таблица 1                                                   Таблица 2

         
         
         
         
         



 

5

20

17

9

35

 19

3

77

91

87

12

56

24

71

64

33

40

10

68

1

23

82

8

14

42


 

Показатель распределения  внимания (РВ) определяется по формуле:

   РВ= Р-В/t

Где

Р – общее количество записанных (расставленных) чисел;

В – количество ошибок (пропущенных чисел);

t  – время выполнения  задания (2 минуты) или же время,  затраченное 

испытуемым на выполнение задания, если он справился быстрее [17].

Результаты  оценки распределения внимания отражены в таблице 3.

Методика 3. Изучение объема внимания

Цель: изучение объема внимания

Материалы: специально подготовленные тестовые бланки: 6 таблиц 4x4, содержащие различное количество овальчиков (см. Приложение 3).

Описание методики и порядок работы: испытуемому на короткое время (около 1 секунды) предъявляются по одной из 6 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого школьники отмечают на аналогичном пустом бланке расположение овальчиков. На воспроизведение карточки дается 15 секунд.

Инструкции: «Сейчас вам предстоит следующее задание: я буду показывать вам по два раза таблицы, на которых изображены овальчики. Разные таблицы содержат разное количество овалов. Ваша задача - запомнить, как расположены на данной таблице овалы и в том же виде изобразить их на своих пустых таблицах. Каждое задание надо выполнять точно и быстро».

Обработка полученных данных: Обследование проводится в 4 этапа. Результат заполнения карточек оценивается в 3 балла: 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень

У каждого ученика  в результате проведения данной методики по 4 результирующей оценки, которые  заносятся в таблицу под номерами заданий 9,10,11,12.

Результаты диагностики показаны в Таблице 4, где высокий уровень - 3 балла за ответ, средний уровень - 2 балла, низкий уровень - 1 балл [ 23].

Методика 4. Изучение переключения внимания

Цель: изучение способности школьников к переключению внимания.

Материалы: специально подготовленные тренировочные и тестовые пары цифр.

Описание методики: школьникам предлагается в течение некоторого фиксированного времени с возможно большей точностью и скоростью складывать два однозначных числа. Предлагается освоить два разных способа работы с парами чисел.

Первый способ: школьник складывает два числа - верхнее  и нижнее, к их сумме прибавляет единицу и результат записывает рядом с верхним

Карточка 1.

21461, при этом  когда сумма становится двухзначным  числом, то записывают только вторую цифру этой суммы.

Полученный  результат:

4 6 1 8 0

1 4 6 1 8

2 1 4 6 1

Второй способ: школьник складывает верхнее и нижнее число (как при первом способе), но из этой суммы вычитает единицу и  результат записывает рядом с  нижним числом

Карточка 2.

12 23

2234.

Полученный  результат:

1 2 2 3

2 2 3 4

2 3 4 6

Порядок работы и инструкции: Дается 4 карточки с  набором цифр в два ряда. Обследование проводится в два этапа. На первом этапе предлагается заполнить карточки по первому способу за фиксированное время. На втором этапе предлагается заполнить те же карточки по второму способу за фиксированное время.

Одни и те же карточки проходят в два этапа, и получается результат:

Карточка 1

4 6 1 8 0

1 4 6 1 8

2 1 4 6 1

2 4 9 6 8

Карточка 2

4 5 6 8

1 2 2 3

2 2 3 4

2 3 4 6

Обработка полученных данных

Результат заполнения карточек оценивается в 3 балла: 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень

У каждого ученика  в результате проведения данной методики по 4 оценки, которые заносятся в таблицу под номерами заданий 5, 6, 7, 8.

Результаты оценки переключаемости внимания отражены в таблице 5 [27].

 

2.2. Анализ результатов  исследования

Полученные данные методики №1,  изучение свойств внимания (тест Бурдона) помогают определить уровень устойчивости и концентрации внимания.

Таблица 2

Результаты  определения уровня устойчивости и концентрации внимания

 

Список класса

Кол-во баллов

Уровень

1

Абдрашитова Камилла

1

низкий

2

Авдеюк Данил

1

низкий

3

Аминева Анастасия

2

средний

4

Бушин Никита

3

высокий

5

Васильева Ксения

2

средний

6

Герасимова Полина

3

высокий

7

Ермилов Артем

2

средний

8

Землянскова Влада

3

высокий

9

Зулькарнаева Элина

3

высокий

10

Калькина Анна

1

низкий

11

Клоков Михаил

1

низкий

12

Крыгина Кристина

3

высокий

13

Анастасия Ложкина

2

средний

14

Ляпустин Константин

2

средний

15

Пикалов Рем

2

средний

16

Подвязкина Юлия

3

высокий

17

Сайфутдинов Ирик

3

высокий

18

Семенова Елизавета

2

средний

19

Симакова Ангелина

3

высокий

20

Смирнова Ольга

1

низкий

21

Стерликова Анна

3

высокий

22

Стрижкова Мария

2

средний

23

Тарасов Илья

3

высокий

24

Хасанова Диана

3

высокий

25

Хисматуллин Ильдар

2

средний

26

Шарапова Алина

3

высокий

27

Янгиров Аскар

2

средний


 

Как видно из таблицы: с высоким уровнем устойчивости и концентрации внимания 12 учеников (44,4%), со средним уровнем 10 учеников (14,2%), с низким уровнем 5 учеников (18,5%).

Таблица 3

 

Результаты  определения уровня распределения внимания

 

Список класса

Р

В

t

Кол-во баллов

Уровень

1

Абдрашитова Камилла

25

5

2

20

низкий

2

Авдеюк Данил

23

5

2

18

низкий

3

Аминева Анастасия

25

2

2

23

средний

4

Бушин Никита

25

1

2

24

высокий

5

Васильева Ксения

25

1

2

24

высокий

6

Герасимова Полина

25

0

2

25

высокий

7

Ермилов Артем

25

2

2

23

средний

8

Землянскова Влада

25

0

2

25

высокий

9

Зулькарнаева Элина

25

0

2

25

высокий

10

Калькина Анна

25

7

2

18

низкий

11

Клоков Михаил

24

5

2

19

низкий

12

Крыгина Кристина

25

0

2

25

высокий

13

Анастасия Ложкина

22

0

2

22

средний

14

Ляпустин Константин

24

0

2

24

высокий

15

Пикалов Рем

23

0

2

23

средний

16

Подвязкина Юлия

25

0

2

25

высокий

17

Сайфутдинов Ирик

25

1

2

24

высокий

18

Семенова Елизавета

22

0

2

22

средний

19

Симакова Ангелина

25

1

2

24

высокий

20

Смирнова Ольга

19

0

2

19

низкий

21

Стерликова Анна

25

1

2

24

высокий

22

Стрижкова Мария

25

0

2

25

высокий

23

Тарасов Илья

25

0

2

25

высокий

24

Хасанова Диана

25

0

2

25

высокий

25

Хисматуллин Ильдар

25

1

2

24

высокий

26

Шарапова Алина

25

0

2

25

высокий

27

Янгиров Аскар

22

0

2

22

средний

Информация о работе Влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности