Влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внимания младших школьников и возможности его развития.
2.Определить роль внимания в процессе учебной деятельности.
3. Экспериментально проверить, как развитость тех или иных свойств внимания влияют на успешность обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблемы внимания и его роль в успешности учебной деятельности младших школьников
1.1. Проблема внимания в теории отечественной и зарубежной
психологии...............................................................................................................7
1.2. Динамика развития внимания в младшем школьном возрасте…………..15
1.3. Внимание как условие успешности обучения у младших школьников…22
Вывод по главе I…………………………………………………………………31
Глава II. Организация и методы экспериментального исследования
2.1. Этапы, содержание, процедуры исследования…………………………....31
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………38
Вывод по главе II………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….58

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_nakonets_to.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы: с высоким уровнем распределения внимания 16 учеников (59,2%), со средним уровнем 6 учеников (22,2%), с низким уровнем 5 ученика (18,5%).

Таблица №4

Результаты определения  уровня объема внимания

 

Список класса

9

10

11

12

Общие баллы

Уровень

1

Абдрашитова Камилла

2

1

1

1

5

низкий

2

Авдеюк Данил

2

1

2

1

6

низкий

3

Аминева Анастасия

3

2

2

3

10

средний

4

Бушин Никита

3

2

3

3

11

высокий

5

Васильева Ксения

2

3

2

3

10

средний

6

Герасимова Полина

3

2

3

3

11

высокий

7

Ермилов Артем

3

3

2

2

10

средний

8

Землянскова Влада

3

3

3

3

12

высокий

9

Зулькарнаева Элина

3

3

3

3

12

высокий

10

Калькина Анна

2

2

1

2

7

низкий

11

Клоков Михаил

3

1

1

1

6

низкий

12

Крыгина Кристина

3

3

2

3

11

высокий

13

Анастасия Ложкина

2

2

3

3

10

средний

14

Ляпустин Константин

2

2

3

2

9

средний

15

Пикалов Рем

2

1

1

2

6

низкий

16

Подвязкина Юлия

3

3

2

3

11

высокий

17

Сайфутдинов Ирик

3

2

3

2

10

средний

18

Семенова Елизавета

2

2

3

2

9

средний

19

Симакова Ангелина

3

2

3

3

11

высокий

20

Смирнова Ольга

1

2

3

1

7

низкий

21

Стерликова Анна

3

2

2

2

9

средний

22

Стрижкова Мария

3

3

3

3

12

высокий

23

Тарасов Илья

3

2

3

3

11

высокий

24

Хасанова Диана

3

3

3

3

12

высокий

25

Хисматуллин Ильдар

2

3

2

2

9

средний

26

Шарапова Алина

2

3

3

3

11

высокий

27

Янгиров Аскар

2

2

3

2

9

средний


 

Как видно из таблицы: с высоким уровнем объема внимания 11 учеников (40,7%), со средним уровнем 10 учеников (37%), с низким уровнем 6 ученика ( 22,2%).

Таблица № 5

Результаты  определения уровня переключения внимания.

Список класса

Кол-во баллов

Уровень

1

Абдрашитова Камилла

1

низкий

2

Авдеюк Данил

1

низкий

3

Аминева Анастасия

2

средний

4

Бушин Никита

3

высокий

5

Васильева Ксения

2

средний

6

Герасимова Полина

3

высокий

7

Ермилов Артем

2

средний

8

Землянскова Влада

3

высокий

9

Зулькарнаева Элина

3

высокий

10

Калькина Анна

1

низкий

11

Клоков Михаил

1

низкий

12

Крыгина Кристина

3

высокий

13

Анастасия Ложкина

2

средний

14

Ляпустин Константин

2

средний

15

Пикалов Рем

2

средний

16

Подвязкина Юлия

3

высокий

17

Сайфутдинов Ирик

3

высокий

18

Семенова Елизавета

2

средний

19

Симакова Ангелина

3

высокий

20

Смирнова Ольга

1

низкий

21

Стерликова Анна

3

высокий

22

Стрижкова Мария

2

средний

23

Тарасов Илья

3

высокий

24

Хасанова Диана

3

высокий

25

Хисматуллин Ильдар

2

средний

26

Шарапова Алина

3

высокий

27

Янгиров Аскар

2

средний




 

 

 

Как видно из таблицы: с высоким уровнем переключения внимания 12 учеников (44,4%), со средним уровнем 10 учеников (14,2%), с низким уровнем 5 учеников ( 18,5%).

После первичной диагностики была выявлена группа детей с недоразвитием свойств внимания.

На этапе формирующего эксперимента к каждому недоразвитому  компоненту структуры были дифференцированно  подобраны методы корректирующего  воздействия. Занятия с детьми по формированию внимания проводилось с учетом их индивидуальных особенностей.

Для формирования концентрации и устойчивости внимания применялись упражнения: «Минутка», «Слова невидимки», «Кто старше?», « Числовые ряды» и игры: «Муха», «Стой спокойно», «Бегемотик».

Для формирования объема внимания применялись упражнения на развитие объема внимания: «Живая картинка», «Счет по командам», «Мышки спрятались в норки» и игры: «Небо – земля - вода», «Путешествие сказочных героев», «Бег ассоциаций».

Для формирования переключения  внимания применялись упражнения: «придумай предмет», «Задумай рисунок», «Придумай сам».

Для формирования распределения  внимания применялись упражнения: «Восстановить пропущенное слово», «Анаграммы», «Каждой руке свое дело», и игры: «Опаздывающее зеркало», «Фигурный ряд», «Ищи  безостановочно» [Приложение].

Анализ эффективности  результатов занятий

             Данная программа была разработана и использована для занятий с учащимися в 2012году. В ходе апробации, методы развития внимания, используемые в данной программе, проверялись на эффективность путём проведения групповой коррекционно-развивающей работы. Некоторые игры и упражнения были изменены и откорректированы по форме и содержанию. Также были внесены изменения в структуру проведения занятий.

Каждое занятие было посвящено коррекции и развитию различных параметров внимания: концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения, помехоустойчивости, наблюдательности; коррекции и развитию других психических процессов взаимосвязанных с вниманием; развитию эмоциональной сферы, произвольности поведения, общения. Занятие начиналось общим рукопожатием перекрещенными руками (такой способ приветствия был выбран учителем) и пожеланиями всем здоровья и добра. В ритуал приветствия также входили вопросы: 
- С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? 
- Что интересного произошло с вами за то время, пока мы не виделись, что вас порадовало, что огорчило? 
Как правило, детям не составляло труда делиться своими впечатлениями о настроении, своими чувствами, мыслями.  
Для достижения обстановки психологической безопасности достаточно много игр и упражнений проводились в круге, так как занятия за партами всё-таки имеют отрицательную психологическую окраску у некоторых детей. Многие упражнения проводились в форме соревнования. Но успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. 
Общее отношение детей к занятиям менялось. Вначале они охотно приходили на занятие, не спрашивая, что сегодня будет, а затем – приблизительно после 3 встречи – стали интересоваться содержанием.

Из упражнений на развитие внимания особенно понравились разминочные  игры, упражнения: «Путешествие», «Мышки спрятались в норки», «Искатель», «Живая картина». В заданиях на развитие мышления затруднение вызвало задание, связанное с расшифровкой слов и примеров посредством цифр. Самым сложным было сопоставить буквы и числа, сравнить их, решить примеры и закодировать снова числа в буквы. Первоначально, с нежеланием выполнялось детьми упражнение: «Бег ассоциаций». Но, научившись строить логическую цепочку, находить логическую связь между первым и последним словом цепочки, участники стали считать это упражнение одним из самых интересных. Достаточно сложными для участников стали упражнения на развитие смысловой памяти: «Слова –синонимы», «Слова – антонимы», «Смысловые пары». Также, сложности возникли при выполнении упражнений «Установление закономерностей». Думаю, что трудности при выполнении этих заданий связаны с рядом причин. Прежде всего, одного-двух-трёх проведений недостаточно для того, чтобы дети усвоили правила и получили опыт успешного выполнения. Кроме того, эти упражнения требуют больших волевых усилий со стороны детей для их выполнения в полном объёме. Необходимой стала дополнительная разъяснительная работа, которая помогла детям осознать смысл этих упражнений. Поэтому появилась необходимость в дополнительных индивидуальных занятиях, на которых отрабатываются те задания, которые вызвали у ребёнка непонимание, затруднение в выполнении. 
    Большой интерес вызвали игры, направленные на развитие взаимодействия между детьми, сплочение, развитие доверительных отношений друг к другу: «Прочитай другого», «Прикосновение». 
          С большим удовольствием дети выполняли упражнения на развитие воображения: «Две линии», «Дорисуй», «Кляксы». Положительное отношение прослеживалось у участников при выполнении психогимнастических упражнений, в которых развивались умение владеть собственным телом, выражать различные эмоции. Здесь большую роль играло правильно подобранное музыкальное сопровождение. 
К десятому занятию дети стали гораздо быстрее принимать условие работы, задаваемой учителем, повысилась их внимательность, о чём свидетельствует быстрота и правильность выполнения достаточно сложных заданий. Каждая игра проводится по несколько раз, чтобы дать разным детям возможность побывать в роли ведущего. Кроме того, роль «главного» служит хорошим тренингом для застенчивых детей.  
У каждого ребёнка на занятиях должна быть тетрадь, в которой они выполняют ряд упражнений. Правильность выполнения заданий, особенно основной части, оцениваются «баллами внимания». 
Очень важен в занятиях ритуал прощания, как настрой на продолжение работы в следующий раз и как выработка уверенности для каждого ребёнка, что ему всегда рады, его ждут на следующем занятии. 
           После проведения формирующего эксперимента было проведено повторное диагностирующее исследование по тем же параметрам, что и в ходе констатирующего эксперимента. Данные исследования представлены в таблицах 6, 7, 8, 9.

                                                                                                  Таблица №6

 

Результаты  определения уровня устойчивости и  концентрации внимания.

 

Кол-во баллов

Уровень

1

2

средний

2

2

средний

3

3

высокий

5

3

высокий

7

2

средний

10

2

средний

11

3

высокий

12

3

высокий

13

2

средний

14

3

высокий

15

2

средний

18

2

средний

20

2

средний

22

3

высокий

25

2

средний

27

2

средний


 

Как видно из таблицы: с высоким уровнем устойчивости и концентрации внимания 6 учеников (37,5%), со средним уровнем 10 учеников (62%).

Таблица №7

 

Результаты  определения уровня распределения  внимания.

 

Р

В

t

Кол-во баллов

Уровень

1

25

1

2

24

высокий

2

25

2

2

23

средний

3

25

1

2

24

высокий

7

25

2

2

23

средний

10

25

3

2

22

средний

11

24

2

2

22

средний

13

22

0

2

22

средний

15

24

0

2

24

высокий

18

22

0

2

22

средний

20

25

2

2

23

средний

27

23

0

2

23

средний

Информация о работе Влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности