Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:52, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внимания младших школьников и возможности его развития.
2.Определить роль внимания в процессе учебной деятельности.
3. Экспериментально проверить, как развитость тех или иных свойств внимания влияют на успешность обучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблемы внимания и его роль в успешности учебной деятельности младших школьников
1.1. Проблема внимания в теории отечественной и зарубежной
психологии...............................................................................................................7
1.2. Динамика развития внимания в младшем школьном возрасте…………..15
1.3. Внимание как условие успешности обучения у младших школьников…22
Вывод по главе I…………………………………………………………………31
Глава II. Организация и методы экспериментального исследования
2.1. Этапы, содержание, процедуры исследования…………………………....31
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………38
Вывод по главе II………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….58
Как видно из таблицы:
с высоким уровнем распределени
Таблица №4
Результаты определения уровня объема внимания
№ |
Список класса |
9 |
10 |
11 |
12 |
Общие баллы |
Уровень |
1 |
Абдрашитова Камилла |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
низкий |
2 |
Авдеюк Данил |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
низкий |
3 |
Аминева Анастасия |
3 |
2 |
2 |
3 |
10 |
средний |
4 |
Бушин Никита |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 |
высокий |
5 |
Васильева Ксения |
2 |
3 |
2 |
3 |
10 |
средний |
6 |
Герасимова Полина |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 |
высокий |
7 |
Ермилов Артем |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
средний |
8 |
Землянскова Влада |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
высокий |
9 |
Зулькарнаева Элина |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
высокий |
10 |
Калькина Анна |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
низкий |
11 |
Клоков Михаил |
3 |
1 |
1 |
1 |
6 |
низкий |
12 |
Крыгина Кристина |
3 |
3 |
2 |
3 |
11 |
высокий |
13 |
Анастасия Ложкина |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
средний |
14 |
Ляпустин Константин |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
средний |
15 |
Пикалов Рем |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
низкий |
16 |
Подвязкина Юлия |
3 |
3 |
2 |
3 |
11 |
высокий |
17 |
Сайфутдинов Ирик |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
средний |
18 |
Семенова Елизавета |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
средний |
19 |
Симакова Ангелина |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 |
высокий |
20 |
Смирнова Ольга |
1 |
2 |
3 |
1 |
7 |
низкий |
21 |
Стерликова Анна |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
средний |
22 |
Стрижкова Мария |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
высокий |
23 |
Тарасов Илья |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 |
высокий |
24 |
Хасанова Диана |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
высокий |
25 |
Хисматуллин Ильдар |
2 |
3 |
2 |
2 |
9 |
средний |
26 |
Шарапова Алина |
2 |
3 |
3 |
3 |
11 |
высокий |
27 |
Янгиров Аскар |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
средний |
Как видно из таблицы: с высоким уровнем объема внимания 11 учеников (40,7%), со средним уровнем 10 учеников (37%), с низким уровнем 6 ученика ( 22,2%).
Таблица № 5
Результаты определения уровня переключения внимания.
№ |
Список класса |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Абдрашитова Камилла |
1 |
низкий |
2 |
Авдеюк Данил |
1 |
низкий |
3 |
Аминева Анастасия |
2 |
средний |
4 |
Бушин Никита |
3 |
высокий |
5 |
Васильева Ксения |
2 |
средний |
6 |
Герасимова Полина |
3 |
высокий |
7 |
Ермилов Артем |
2 |
средний |
8 |
Землянскова Влада |
3 |
высокий |
9 |
Зулькарнаева Элина |
3 |
высокий |
10 |
Калькина Анна |
1 |
низкий |
11 |
Клоков Михаил |
1 |
низкий |
12 |
Крыгина Кристина |
3 |
высокий |
13 |
Анастасия Ложкина |
2 |
средний |
14 |
Ляпустин Константин |
2 |
средний |
15 |
Пикалов Рем |
2 |
средний |
16 |
Подвязкина Юлия |
3 |
высокий |
17 |
Сайфутдинов Ирик |
3 |
высокий |
18 |
Семенова Елизавета |
2 |
средний |
19 |
Симакова Ангелина |
3 |
высокий |
20 |
Смирнова Ольга |
1 |
низкий |
21 |
Стерликова Анна |
3 |
высокий |
22 |
Стрижкова Мария |
2 |
средний |
23 |
Тарасов Илья |
3 |
высокий |
24 |
Хасанова Диана |
3 |
высокий |
25 |
Хисматуллин Ильдар |
2 |
средний |
26 |
Шарапова Алина |
3 |
высокий |
27 |
Янгиров Аскар |
2 |
средний |
Как видно из таблицы: с высоким уровнем переключения внимания 12 учеников (44,4%), со средним уровнем 10 учеников (14,2%), с низким уровнем 5 учеников ( 18,5%).
После первичной диагностики была выявлена группа детей с недоразвитием свойств внимания.
На этапе формирующего эксперимента к каждому недоразвитому компоненту структуры были дифференцированно подобраны методы корректирующего воздействия. Занятия с детьми по формированию внимания проводилось с учетом их индивидуальных особенностей.
Для формирования концентрации и устойчивости внимания применялись упражнения: «Минутка», «Слова невидимки», «Кто старше?», « Числовые ряды» и игры: «Муха», «Стой спокойно», «Бегемотик».
Для формирования объема внимания применялись упражнения на развитие объема внимания: «Живая картинка», «Счет по командам», «Мышки спрятались в норки» и игры: «Небо – земля - вода», «Путешествие сказочных героев», «Бег ассоциаций».
Для формирования переключения внимания применялись упражнения: «придумай предмет», «Задумай рисунок», «Придумай сам».
Для формирования распределения внимания применялись упражнения: «Восстановить пропущенное слово», «Анаграммы», «Каждой руке свое дело», и игры: «Опаздывающее зеркало», «Фигурный ряд», «Ищи безостановочно» [Приложение].
Анализ эффективности результатов занятий
Данная программа была разработана и использована для занятий с учащимися в 2012году. В ходе апробации, методы развития внимания, используемые в данной программе, проверялись на эффективность путём проведения групповой коррекционно-развивающей работы. Некоторые игры и упражнения были изменены и откорректированы по форме и содержанию. Также были внесены изменения в структуру проведения занятий.
Каждое занятие было посвящено коррекции и развитию
различных параметров внимания: концентрации,
устойчивости, объёма, распределения,
переключения, помехоустойчивости, наблюдательности;
коррекции и развитию других психических
процессов взаимосвязанных с вниманием;
развитию эмоциональной сферы, произвольности
поведения, общения. Занятие начиналось
общим рукопожатием перекрещенными руками
(такой способ приветствия был выбран
учителем) и пожеланиями всем здоровья
и добра. В ритуал приветствия также входили
вопросы:
- С каким настроением вы пришли сегодня
на занятие?
- Что интересного произошло с вами за
то время, пока мы не виделись, что вас
порадовало, что огорчило?
Как правило, детям не составляло труда
делиться своими впечатлениями о настроении,
своими чувствами, мыслями.
Для достижения обстановки психологической
безопасности достаточно много игр и упражнений
проводились в круге, так как занятия за
партами всё-таки имеют отрицательную
психологическую окраску у некоторых
детей. Многие упражнения проводились
в форме соревнования. Но успехи каждого
ребёнка важно сравнивать с его предыдущими
достижениями, а не с результатами других
детей.
Общее отношение детей к занятиям менялось.
Вначале они охотно приходили на занятие,
не спрашивая, что сегодня будет, а затем
– приблизительно после 3 встречи – стали
интересоваться содержанием.
Из упражнений на развитие
внимания особенно понравились разминочные
игры, упражнения: «Путешествие», «Мышки
спрятались в норки», «Искатель», «Живая
картина». В заданиях на развитие мышления затруднение
вызвало задание, связанное с расшифровкой
слов и примеров посредством цифр. Самым
сложным было сопоставить буквы и числа,
сравнить их, решить примеры и закодировать
снова числа в буквы. Первоначально, с
нежеланием выполнялось детьми упражнение:
«Бег ассоциаций». Но, научившись строить
логическую цепочку, находить логическую
связь между первым и последним словом
цепочки, участники стали считать это
упражнение одним из самых интересных.
Достаточно сложными для участников стали
упражнения на развитие смысловой памяти:
«Слова –синонимы», «Слова – антонимы»,
«Смысловые пары». Также, сложности возникли
при выполнении упражнений «Установление
закономерностей». Думаю, что трудности
при выполнении этих заданий связаны с
рядом причин. Прежде всего, одного-двух-трёх
проведений недостаточно для того, чтобы
дети усвоили правила и получили опыт
успешного выполнения. Кроме того, эти
упражнения требуют больших волевых усилий
со стороны детей для их выполнения в полном
объёме. Необходимой стала дополнительная
разъяснительная работа, которая помогла
детям осознать смысл этих упражнений.
Поэтому появилась необходимость в дополнительных
индивидуальных занятиях, на которых отрабатываются
те задания, которые вызвали у ребёнка
непонимание, затруднение в выполнении.
Большой интерес вызвали игры,
направленные на развитие взаимодействия
между детьми, сплочение, развитие доверительных
отношений друг к другу: «Прочитай другого»,
«Прикосновение».
С большим
удовольствием дети выполняли упражнения
на развитие воображения: «Две линии»,
«Дорисуй», «Кляксы». Положительное отношение
прослеживалось у участников при выполнении
психогимнастических упражнений, в которых
развивались умение владеть собственным
телом, выражать различные эмоции. Здесь
большую роль играло правильно подобранное
музыкальное сопровождение.
К десятому занятию дети стали гораздо
быстрее принимать условие работы, задаваемой
учителем, повысилась их внимательность,
о чём свидетельствует быстрота и правильность
выполнения достаточно сложных заданий.
Каждая игра проводится по несколько раз,
чтобы дать разным детям возможность побывать
в роли ведущего. Кроме того, роль «главного»
служит хорошим тренингом для застенчивых
детей.
У каждого ребёнка на занятиях должна
быть тетрадь, в которой они выполняют
ряд упражнений. Правильность выполнения
заданий, особенно основной части, оцениваются
«баллами внимания».
Очень важен в занятиях ритуал прощания,
как настрой на продолжение работы в следующий
раз и как выработка уверенности для каждого
ребёнка, что ему всегда рады, его ждут
на следующем занятии.
После
проведения формирующего эксперимента
было проведено повторное диагностирующее
исследование по тем же параметрам, что
и в ходе констатирующего эксперимента.
Данные исследования представлены в таблицах
6, 7, 8, 9.
Результаты определения уровня устойчивости и концентрации внимания.
№ |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
2 |
средний |
2 |
2 |
средний |
3 |
3 |
высокий |
5 |
3 |
высокий |
7 |
2 |
средний |
10 |
2 |
средний |
11 |
3 |
высокий |
12 |
3 |
высокий |
13 |
2 |
средний |
14 |
3 |
высокий |
15 |
2 |
средний |
18 |
2 |
средний |
20 |
2 |
средний |
22 |
3 |
высокий |
25 |
2 |
средний |
27 |
2 |
средний |
Как видно из таблицы: с высоким уровнем устойчивости и концентрации внимания 6 учеников (37,5%), со средним уровнем 10 учеников (62%).
Таблица №7
Результаты определения уровня распределения внимания.
№ |
Р |
В |
t |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
25 |
1 |
2 |
24 |
высокий |
2 |
25 |
2 |
2 |
23 |
средний |
3 |
25 |
1 |
2 |
24 |
высокий |
7 |
25 |
2 |
2 |
23 |
средний |
10 |
25 |
3 |
2 |
22 |
средний |
11 |
24 |
2 |
2 |
22 |
средний |
13 |
22 |
0 |
2 |
22 |
средний |
15 |
24 |
0 |
2 |
24 |
высокий |
18 |
22 |
0 |
2 |
22 |
средний |
20 |
25 |
2 |
2 |
23 |
средний |
27 |
23 |
0 |
2 |
23 |
средний |