Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:52, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внимания младших школьников и возможности его развития.
2.Определить роль внимания в процессе учебной деятельности.
3. Экспериментально проверить, как развитость тех или иных свойств внимания влияют на успешность обучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблемы внимания и его роль в успешности учебной деятельности младших школьников
1.1. Проблема внимания в теории отечественной и зарубежной
психологии...............................................................................................................7
1.2. Динамика развития внимания в младшем школьном возрасте…………..15
1.3. Внимание как условие успешности обучения у младших школьников…22
Вывод по главе I…………………………………………………………………31
Глава II. Организация и методы экспериментального исследования
2.1. Этапы, содержание, процедуры исследования…………………………....31
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………38
Вывод по главе II………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….58
Заключение
Проанализировав психологическую, дидактическую, методическую литературу, выполнив экспериментальное исследование по диагностике развития устойчивости, концентрации, переключения и объема внимания четвероклассников, исследовав средние баллы успеваемости учащихся по разным предметам, представив данные исследования в виде таблиц, сравнительных диаграмм, мы пришли к выводу о том, что проведение целенаправленных коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование недоразвитых компонентов структуры внимания, приведет к повышению средних баллов успеваемости четвероклассников. Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Проблема развития внимания остается актуальной: хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Обобщая весь практический и теоретический материал данной работы можно заключить, что внимание является одним из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. Под влиянием игровой и учебной деятельности внимание четвероклассника достигает достаточной степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе – сильнейший стимул развития внимания. Выяснилось, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так , у учеников, которые успешно занимаются по математике, лучше развивается объем внимания, по чтению – устойчивость внимания. Однако разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время, свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.
В нашей работе мы изучили
различные теоретические
Повторная диагностика
показала эффективность составленного
нами программы, тем самым материалы
анализа опытно-
Результаты исследования могут быть рекомендованы к внедрению в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ с целью повышения уровня развития всех свойств внимания, которое играет огромную роль и значение в успешности обучения четвероклассников.
В процессе занятий были разработаны рекомендации, которые могут помочь учителю соблюдать ряд условий обеспечивающих развитие внимания у детей с учетом возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей:
1) надо во время
устранить все отвлекающие
2) нельзя давать маленькому школьнику несколько заданий для одновременного выполнения;
3) чем младше класс, тем чаще на уроке один вид занятий должен сменяться другим;
4) нужно руководить детским вниманием, направлять его на то, на что надо обратить внимание;
5) надо чаще различными
способами стимулировать
6) чем конкретней и интересней предмет внимания, тем меньше утомляется внимание;
7) надо помнить, что
труднее всего установить
Литература
1. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - М., 1991. - 236 с.
2. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: - С. 134).
3. Вейн А.М. Внимание человека. - М.: Просвещение. - 162 с.
4. Веккер Л.М. Психологические процессы. Том 1. - Л.: Ленинградский университет. - С. 56-78.
5. Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа. - 448 с.
6. Воронин Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Просвещение,. - С. 124.
7. Выготский Л.В. Развитие высших психологических функций. - М.: АПН. - С. 132-200.
8. Гальперин Введение в психологию. - М.: МГУ. - 263 с.
9. Гурьев Е.В. Навык и действие // Ученые записки Московского государственного университета им. Ломоносова. Выпуск 90. - М., - №9 – С.14.
10. Джеймс У. Классики мировой психологии: Психология. - М.: Психология, 1991. - С. 187-201.
11. Занков Л.В. Внимание. - М.: ГУПИ Мин. просвещения - 198 с.
12. Истомина З.М. Развитие внимания. - М.: Просвещение- 120 с.
13. Кузин Н.С. Психология. - М.: Высшая школа- 289 с.
14. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. - М.: Просвещение. - 244 с.
15. Леонтьев А.Н. Развитие внимания. - М- 278 с.
16. Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. - М.: Владос, 1991. - 145 с.
17. Мальцева К.П. Развитие внимания школьника. - М.: АПН. - 261 с.
18. Немов Р.С. Психология. 3-х томник. - М.: Владос, 1999.
19. Петровский Вопросы истории и теории психологии. - М.: Педагогика- 326 с.
20. Пяшковский Л.М. Избранные труды. - М.: Просвещение. - с. 212.
21. Рогов Е.И. Начальная книга психолога. - М.: Просвещение. - 239 с.
22. Рогов Е.И. Общая психология - курс лекций. - М.: Владос. - 420 с.
23. Роговин М.С. Введение в психологию. - М.: Просвещение-. 53 с.
24. Роговин М.С. Проблемы внимания. - М.: Высшая школа. - 186 с.
25. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. - М.: Учпедизд. - 680с.
26. Рудик П.А. Психология. - М.: Просвещение. - 345 с.
27. Смирнов А.А. Проблемы психологии внимания. - М.: Просвещение. - 193с.
28. Соловьева З.И. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся // Начальная школа - №3. - С. 59.
29. Сосновский А.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М.: Просвещение. - 148 с.
30. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. Издание 3-е. - М.: Учпедизд. - 289 с.
31. Тикунова Л.И. Сборник диктантов и творческих забот. - М.:Просвещение, 1992. - 175 с.
32. Тырычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках русского языка во I-II классах // Начальная школа. - 1994. - №5. - С. 18-22.
33. Уткина Т.И. Работа над непроверяемыми словами // Начальная школа - №6. - С. 23-25.
34. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Том 2. - М.: Учпедизд. – 388 с.
35. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти //Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: Просвещение. - 426 с.
36. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей внимания - Абакан: АГПИ, 1991. - 37 с.
37. Чутко Н.Я. Развитие внимания школьника. - М.: Педагогика, 1992. - 192 с.
38. Преподавание в начальных классах. Психолого-педагогическая практика. - М.: ЦГЛ, 2003.
39.Психология / Под ред. Б.Н. Рогова. - М.: МарТ, 2004.
40.Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, - М.; ЧеРо, 2000.
41.Рабочая книга школьного психолога, - М.; Просвещение, 1991.
43.Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей, - М.; Флинта, 2003.
44.РатановаТ.А. Психодиагностические методы изучения личности. -М.: Флинта,2003.
45. Рогов Б.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996.
46.Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олимп-Пресс, 2000.
47.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Искусство.
48.Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н. Леонтьева. - М.: Изд-во МГУ.
49.Хрестоматия по общей психологии / Под ред, Ю,Б. Гиппенрейтер. - М,: Изд-во МГУ.
50.ЧистяковаМ.И. Психогимнастика, - М.: Просвещение, 1990.
51.Шмаков С. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. - М.: Новая школа, 1993.