Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:09, дипломная работа
Цель исследования: исследовать факты и закономерности влияния ценностных ориентаций на специфику отношений отцов к детям.
Задачи исследования:
Теоретически проанализировать проблему родительства и отцовства.
Теоретически проанализировать проблему жизненных ценностей.
Подобрать методы, адекватные цели исследования
Изучение ценностно - ориентационной сферы личности отцов;
Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми;
Изучение влияния ценностных ориентаций отцов на специфику их отношения к ребенку.
Введение
Глава 1.Таоритический анализ
1. Отцовство как один из компонентов родительства
1.1.Теоретические подходы к изучению родительства в психологии
1.2. Роль и значение родительских «фигур»
1.3. Феномен отцовства как компонента родительства
1.4. Этапы формирования отцовства
2. Жизненные ценности личности
2.1. Ценностные ориентации личности
2.2. Ценностные ориентации личности при формировании отцовства
Глава 2. Анализ эмпирических данных
2.1. Характеристика выборки
2.2. Методы исследования
2.3. Изложение результатов исследования и их обсуждение
2.3.1. Ценностно - ориентационная сфера отцов
2.3.2. Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми
2.3.3. Особенности детско-родительских отношений отцов
2.3.4. Результаты исследования связей ценностно-ориентационной сферы и детско-родительских отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В качествегипотезыисследования выступали предположения:
Детско – родительские отношения между отцом и ребенком, зависят от ценностных ориентаций отца
Или
Ценностные ориентации мужчин влияют
на особенности детско–
или
Ценностро-ориентационная сфера отцов влияет на специфику детско-родительских отношений
Объектом нашего исследования являются ценностные ориентации отцов.
Вкачестве предмета нашего исследования мы рассматриваем ценностные ориентации отцов с различными типами отношения к ребенку.
В исследовании участвовали мужчины в возрасте от 21 до 35 лет, средний возраст равен 27 годам. Основным критерием отбора был возраст испытуемых (ранняя и средняя взрослость), пол испытуемых (мужчины), наличие детей (отцы).
Общее число выборки составило 20 человек. В исследовании принимали участие только отцы: у 75% (15 человек) - один ребенок, у 20% (4 человека) – два ребенка, у 5% (1 человек) - трое детей. Все мужчины состоят в браке: 20% (4 человека) состоят в посторном браке. Все респонденты принявшие участие в исследовании состоят в официально зарегистрированном браке и проживают со своими детьми.
Кроме этих показателей мы учитывали воспитывался ли сам респондент в полной семье, есть ли у него собственнй опыт взаимодействия с отцом. 90% респондентов (18 человек) воспитывались в полной семье, только двое из выборки - 10% воспитывались в непоных семьях.
Что бы более детально представить выборку мы задали респондентам несколько вопросов косающихся отношений принятых в семьях:
Ваше слово или слово жены решающее в воспитании ребенка?
1. Жена всегда со мной советуется 50% (10 человек)
2. Оба родителя совмесно решают, как лучше для ребенка 10% (2 человека);
3.Воспитывает жена, дети пока маленькие и она лучше знает, что им нужно 10 % (2 человека);
4.Последнее слово остается за мной (отцом) 30% (6 человек).
Когда у ребенка что-то неладится к кому чаще он обращается?
1. К жене 75% (15 человек);
2. Ко мне 25% (5 человек).
Верно ли утверждение «Ребенок должен уважать отца больше чем мать»
Да 0%
Нет 100% (ребенок должен уважать обоих родителей)
Верно ли утверждение «Ребенок для матери важнее, чем для отца»
Да 0%
Нет 100%
Могут ли отцы и дети (любого пола) проводить отпуск вместе?
Да 80%
Нет 20%
Правда ли что отцы важнее для сыновей, чем для дочерей?
Да 0%
Нет 100%
Правдиво ли утверждение «Женщины не воспринимают мнение мужа в вопросах воспитания детей»
Да 70%
Нет 30%
В вопросах воспитания я легко заменю жену
Да 90%
Нет 10%
Я знаю наравне с женой, что нужно нашему ребенку
Да 60%
Нет 40%
Кроме того в анкете был предусмотрен открытый вопрос:
Я считаю себя хорошим отцом потому что:
(наиболее часто встречаемые ответы)
Исходя из полученных данных - современный отец - родитель, который наравне с матерью ребенка может и занимается воспитанием детей. Принимает решения, понимает уровень ответственности за ребенка, заботиться о нем. Мы может сделать вывод, что это благополучные семьи, где отцы так же вовлечены процесс воспитание ребенка, как и матери. Хотя в период, когда ребенок еще достаточно мал (до 3-5 лет), часть мужчин предпочитают отдать жене главенствующую роль в процессе воспитания.
Следующей частью нашего исследования станет изучение ценностей отцов и их влияние на детско-родительские отношения.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотез мы использовали следующие методики:
1.Тест-опросник родительского отношения (ОРО).
А.Я.Варга, В.В.Столин.
Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, разработан В.В. Столиным и А.Я. Варга.
Авторы данной
методики понимают отношение
родителей к своему ребёнку
как систему различных эмоций
и чувств, паттернов поведения
с ребёнком, особенностей восприятия
и понимания характера и
Опросник состоит из 61 вопроса, которые составляют следующие пять шкал:
Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Авторитарная гиперсоциализация. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
Маленький неудачник. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
2.Опросник для родителей детей в возрасте 3-10 лет
Авторы: Э.Г. Эйдмилер, В.В. Юстицкис.
Опросник позволяет измерить 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания:
Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.
Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя.
Потворствование (шкала У+). Родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка.
Игнорирование потребностей ребенка (шкала У–). Недостаточное стремление родителя к удовлетворению потребностей ребенка.
Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Требования к ребенку очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям.
Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье..
Чрезмерность требований-запретов (шкала З+). Ребенку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.
Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З–). Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит.
Чрезмерность санкций(шкала С+). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения.
Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко.
3.Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
Автор: Джеймс Крамбо (Crumbaugh J., 1968) и Леонард Махолик,
адаптация Д.А. Леонтьева.
Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-LifeТеst, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махелика. Набор из 20 шкал, каждая из которых представляет собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения.Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций иподчеркнуть или обвести соответствующую цифру
4.Тест «Морфологический тест жизненных ценностей»
Авторы: В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина.
Перечень жизненных ценностей включает:
1. Развитие себя - познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение - руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность - реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты - установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж - завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение - обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
7. Достижение - постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности - преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Полученные результаты мы излагаем в соответствии с поставленными задачами эмпирического исследования.
В первой
части эмпирического
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Для детального
анализа ценностно-
График № 1
По результатам проведенного кластерного анализа мы можем утверждать о существовании трех подгрупп в исследованной выборке, каждая из которых содержит специфические особенности проявления ценностно-ориентационной сферы.
График №2
Рассмотрим
отличительные особенности
- «Потому что люблю своего ребенка»;
-«Потом у, что я всегда могу развеселить сына»;
-«Потому, что я лучше успокаиваю ребенка, чем моя жена».
Отцы этой группы довольны своей жизнью, как все складывается в их жизни, считают это скорее своей заслугой, чем стечением обстоятельств. В целом респонденты первой группой довольны своим прошлым, радуются своему настающему, и работают над будущим, эти отцы составляют 40% (8человек) от всей выборки.
Во вторую группу (С-9, С-7, С-2) вошли респонденты, чья ценностная сфера отличается низкими показателями по таким критериям как: процесс жизни, результативность жизни, локус контроля Я и локус контроля жизни. В группе этих респондентов прослеживается тенденция, что на сегодняшний момент они не удовлетворены и не получаю удовольствия от своей жизни. Их жизнь мало насыщена приятными, положительными моментами. Отцы этой группы могут ощущать нехватку смысла жизни, не довольство собственными достижениями или их отсутствием. Считают на сегодняшний момент свою жизнь не продуктивной. Респонденты этой группы считают невозможным построить свою жизни в соответствии со своими желаниями и целями. Они считают себя загнанными ситуацией или жизнью в целом, где не возможен контроль собственной жизни. Отцы в этой группе не стремиться или испытывает безразличие к достижением, убедили себя, что достижения ввиду внешних обстоятельств невозможны. Ярко прослеживается зависимость от того, как складываются внешние ситуации. Отличаются постановкой ближайших, конкретных целей. В семье стремиться уступить активность другим членам семьи (жене или родителям). Общий объем испытуемых второй группы от всей выборки составляет 15% (3 человека).
Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на отцовство