Влияние ценностных ориентаций на отцовство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать факты и закономерности влияния ценностных ориентаций на специфику отношений отцов к детям.
Задачи исследования:
Теоретически проанализировать проблему родительства и отцовства.
Теоретически проанализировать проблему жизненных ценностей.
Подобрать методы, адекватные цели исследования
Изучение ценностно - ориентационной сферы личности отцов;
Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми;
Изучение влияния ценностных ориентаций отцов на специфику их отношения к ребенку.

Содержание

Введение
Глава 1.Таоритический анализ
1. Отцовство как один из компонентов родительства
1.1.Теоретические подходы к изучению родительства в психологии
1.2. Роль и значение родительских «фигур»
1.3. Феномен отцовства как компонента родительства
1.4. Этапы формирования отцовства
2. Жизненные ценности личности
2.1. Ценностные ориентации личности
2.2. Ценностные ориентации личности при формировании отцовства
Глава 2. Анализ эмпирических данных
2.1. Характеристика выборки
2.2. Методы исследования
2.3. Изложение результатов исследования и их обсуждение
2.3.1. Ценностно - ориентационная сфера отцов
2.3.2. Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми
2.3.3. Особенности детско-родительских отношений отцов
2.3.4. Результаты исследования связей ценностно-ориентационной сферы и детско-родительских отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Ценностно-ориентационая сфера отцов.docx

— 446.50 Кб (Скачать файл)

В третье группе (С-16, С-19, С-17, С-10, С-4, С-3, С-14, С-12, С-1) испытуемых прослеживается тенденция развития себя, отцы прислушиваются к внешней оценке и стремятся измениться в лучшую сторону. Стремятся к взаимодействию и взаимодействию со всеми членами семьи, хотя в тоже время стремятся делать то, что нравиться. Но с другой стороны это могут быть увлечения связанные с семьей (совместные выезды, походы, игры, общие с ребенком или женой увлечения). Эти испытуемые стараются внести в свою жизнь новые проекты и впечатления, для них важны хорошие отношения с окружающими, впечатление которое они производят, стремятся к признанию и уважению. Для этой группы ключевые критерии их ценностно-ориентационной сферы: развитие себя, активные социальные контакты и собственный престиж. Другими словами эти отцы легко и активно общаются, готовы меняться и учиться и стремиться к признанию и уважению со стороны окружающих. Им могут быть важны такие признания как «хороший отец», «образцовая семья», «заботливый муж» этим мужчинам нужна внешняя оценка их способностей и достижений, часто это желание транслируется и на членов семей. Количество этих респондентов от обшей выборки составило 45% (9 человек).

Таким образом, мы получили три подгруппы  испытуемых:

  1. Отцы довольные своей жизнью и планирующие будущее.
  2. Отцы фаталисты, не верящие в собственные силы и возможности.
  3. Отцы, ориентированные на социальное признание своих способностей.

 

 

      1. Изучение особенностей детско  – родительских отношений между отцами и детьми

Для изучения этой задачи эмпирического исследования мы использовали методики: тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В. Столин), опросник для родителей детей в возрасте 3-10 лет (Э.Г. Эйдмилер, В.В. Юстицкис).

Сегодня отцы несравненно больше времени  проводят с детьми. По данным Д. Лангазовой, 65-66% мужчин высказывают твердое убеждение, что должны заботиться о ребенке столько же, сколько мать, делить пополам все хозяйственные заботы. Детско-родительские отношения — это процесс и результат индивидуального избирательного отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность, а также переживания родителей и детей в их совместной деятельности. Мы считаем необходимым более подробно рассмотреть особенности детско-родительских отношений между отцами и детьми в нашей выборке.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского  отношения. Родительское отношение  понимается как система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера личности ребенка, его поступков.

Распределение показателей родительского  отношения у отцов в исследуемой  выборке

График №3

 

В данной шкале показатели больше 24 говорят  о том, что у испытуемых имеется  выраженное положительное отношение  к ребенку. Взрослые в данном случае принимают ребенка таким, какой  он есть, уважают и признают  индивидуальность собственного ребенка, одобряют его  интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно  времени и  не жалеют об этом. В нашей выборке  такие показатели у 8 респондентов, что составляет 40%. Если же респондент набирает менее 8 баллов, то эти данные говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и не­редко своим отношением третирует ребенка, в нашей выборке это один человек  - 5%.

 

График №4

Высокие баллы по шкале «кооперация» 7-8 баллов, набрали  2 респондента, что составляет 10%. Это  являются признаком того, что взрослый проявляет искренний  интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности  ребенка, поощряет самостоятельность  и инициативу ребенка, старается  быть с ним на равных. Низкие же баллы  1-2 набрали 6 человек (30%), эти отцы не признают общения с ребенком на равных, не знают интересы своих детей. Три  балла показатели близкие к низким набрали еще 5 человек (25%), поэтому больше половины отцов не способны разделять интересы своих детей, а скорее транслируют свои желания и интересы, заставляя ребенка им соответствовать.

 

 

 

 

График №5

 

Высокие баллы по этой шкале говорят о  том, что между отцом и ребенком отсутствует дистанция, это по настоящему близкие друг другу люди. Такой отец старается всегда быть ближе к ребенку, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей в нашей выборке эти показатели (6-7 баллов) у 2 человек  - 10%. Низкие показатели говорят о том, что между отцом и ребенком существует дистанция – отец ребенком, мало заботится о ребенке (1-2 балла)  7 человек  - 35% и близкие к этим показателям и данному типу поведения респонденты набравшие 3 балла – 4 человека (20%).  Таким образом, в выборке прослеживается тенденция, что отцы мало заботятся о детях, возможно это связано с традицией, что забота это функция жены и матери.

График №6

Высокие показатели по этой шкале говорят  о том, что взрослый человек ведет  себя слишком авторитарно по отношению  к ребенку, требуя от него безоговорочного  послушания и задавая ему строгие  дисциплинарные рамки. В нашей выборке  это один человек 5%. В основном же отцы наоборот мало контролируют детей, 13 респондентов – (65%), эти отцы не устанавливают  морально – нравственных  рамок  для детей, ребенок словно растет «сам по себе». Оптимальные показатели от 3 до 5 баллов, когда наиболее удачно сбалансирован контроль и свобода  встретились у 6 респондентов  - 30%.

График №7

Высокие баллы говорят о том, что отец относится к ребенку как к  неудачнику. Интересы, увлечения, мысли  и чувства ребенка кажутся  отцу у несерьезными, и он игнорирует их. Данные показатели встречаются у 3 человек (15%). Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него, эта тенденция прослеживается у 7 респондентов – 35%.

 

Теперь  рассмотрим  анализ семейных взаимоотношений по методике

Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса

График №8

Гиперпротекция – гипопротекция

 

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя. Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Хотя  по выборке гипопротекция встречается лишь у 4 респондентов, низкие баллы по гиреппротекции мы может наблюдать еще у 8 респондентов. В целом, около 60% отцов уделяют мало внимания и собственного времени детям.

 

График №9

Потворствование – игнорирование

 

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они балуют его. Любое его желание для них – закон.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У–). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

В выборке 7 человек (35%), балуют своих детей многое им разрешая.  У трёх (15%) выраженная тенденция   не замечать нужд детей и игнорировать их потребности. В целом же респонденты расположены в диапазоне от (–У +У ) от 4 до 8,  эти показатель, что потребности ребенка как материально – бытовые, так и духовные отцами удовлетворяются без перекосов в ту или другую сторону.

 

График № 10

Чрезмерность  – недостаточность запретов

 

Чрезмерность  требований-запретов (шкала З+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала  З–). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков.

Диагностические значения по этим шкалам находятся  в диапазоне по чрезмерность запретов от 4 баллов, данная тенденция встречается  только у одного респондента (5%), по шкале недостаточность требования от 3 баллов и выше, эти данные встречаются  у 4 отцов (20%). Поэтому можно говорить, что отцы скорее многое разрешают  своим детям, нежели запрещают.

 

 

График № 11

Чрезмерность  – недостаточность требований

Чрезмерность  требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.

По  данным шкалам также прослеживается тенденция, что показатели  большинства  отцов не превышают диагностических  значений, а значит нельзя говорить о жесткой той или иной стратегии  поведения.  Минимум требований к  ребенку предъявляет один отец, но это может быть связано с небольшим  возрастом ребенка.  В целом же отцы соотносят требования к ребенку с его возможностями.

 

График № 1

Чрезмерность  – минимальность санкций

 

Чрезмерность санкций (шкала С+). Тип воспитания «жестокое  обращение». Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих  наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения.

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний

В данной выборке тенденция мягкого обращения  с детьми, отцы не используют жесткое  обращение, чрезмерно строгие наказания, а если и наказывают, то крайне редко.

В ходе анализа исследования были получены следующие данные:

• Отцы принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают  индивидуальность собственного ребенка, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно  времени и не жалеют об этом (40%).

• Большинство отцов не способны разделять интересы своих детей, а скорее транслируют свои желания и интересы, заставляя ребенка им соответствовать, не знают что любят их дети, чем им приятнее заниматься, в чем они успешнее. (55%).

• Отцы мало заботятся о детях, перекладывают эту обязанность на других близких ребенка (55%).

• В основном отцы мало контролируют детей, многое им разрешают, не устанавливают рамок для поведения детей (65%).

• Только треть отцов способна гармонично организовать отношения с детьми, установить им границы, контролировать их, при этом уважая свободу детей.

• 35% отцов мало верят в силы и возможности своих детей, считая их скорее неудачниками, чем способными личностями.

• 60% отцов мало уделяют времени детям, предпочитая заниматься чем то другим.

С целью  структурированного описания специфики  детско-родительских отношений в  нашей выборке был использован  факторные анализ. Его результаты помогают сократить чисто переменных и более четко описать специфику  детско-родительских отношений по выборке  в целом.

Таблица № 1

Факторные нагрузки после варимакс исходных переменных по данным методик тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В. Столин), опросник для родителей детей в возрасте 3-10 лет (Э.Г. Эйдмилер, В.В. Юстицкис)

Фактор.нагрузки (Варим. исх.) (Таблица1) Выделение: Главные компоненты (Отмечены нагрузки >,500000)

 

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

Фактор 5

Фактор 6

принятие

0,129820

0,146966

0,352057

-0,077346

0,097356

-0,658469

кооперация

-0,133895

0,348016

0,205508

0,528130

-0,568046

-0,018081

симбиоз

0,038729

0,031545

0,086369

0,868489

0,132218

0,008944

Авторитарная

гипер социализация

-0,129215

0,639172

0,356126

-0,450561

0,295130

0,181478

маленький неудачник

-0,016617

0,203913

-0,917007

-0,120680

-0,096905

0,020096

Гиперпротекция

0,242743

0,851000

-0,287088

0,124711

0,103252

-0,032670

Гипопротекция

-0,920272

-0,253993

0,016161

0,131874

0,002398

-0,019999

Потворствование

0,151709

-0,138452

-0,113279

0,051617

0,088385

-0,844273

Игнорирование потребностей ребенка

-0,905661

-0,140600

0,038667

-0,097502

-0,094203

0,179325

Чрезмерность  требований-запретов

-0,655154

-0,059095

-0,124636

-0,243350

-0,614386

0,166996

Недостаточность требований-запретов к ребенку

0,045498

0,354170

0,132246

0,033379

0,871215

-0,081470

Чрезмерность  требований-обязанностей

-0,512042

-0,097326

0,363209

-0,274744

-0,437344

0,347344

Недостаточность требований-обязанностей ребенка

0,269173

0,531332

-0,453362

0,391735

0,413372

-0,048041

Чрезмерность  санкций (тип воспитания "жестокое обращение")

-0,308183

-0,741074

0,121751

0,158752

-0,090933

0,242190

Минимальность санкций

0,162724

0,896736

-0,063429

0,136432

0,083834

0,151052

Общ.дис.

2,689710

3,195522

1,627700

1,634950

1,987410

1,452702

Доля общ

0,179314

0,213035

0,108513

0,108997

0,132494

0,096847

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на отцовство