Влияние эмоций на результат обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 08:43, статья

Краткое описание

Каждый человек испытывает эмоции. Так что же такое эмоции и какое место они занимают в нашей жизни? Я бы хотел рассмотреть проблему влияния эмоций на результаты обучения.
Итак, эмоции - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние эмоций на резульатат обучения.docx

— 16.21 Кб (Скачать файл)

Каждый человек испытывает эмоции. Так что же такое эмоции и какое место они занимают в нашей жизни? Я бы хотел рассмотреть  проблему влияния эмоций на результаты обучения.

Итак, эмоции - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Сопровождая практически  любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.  

Процесс обучения – это  целенаправленное, последовательно  изменяющееся взаимодействие преподавателя  и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Так как же связаны процесс  обучения и эмоции?

В.К. Вилюнас (специалист в области психологии мотивации и эмоций) обосновывает невозможность существования эмоций в отрыве от познавательных процессов следующим образом: эмоции выполняют свои функции, наиболее общими из которых являются оценка и побуждение

Познавательные процессы, возникающие в процессе обучения, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциями, которые  обуславливают успешность процесса обучения. Это объясняется тем, что  эмоциональные состояния и чувства способны оказывать регулирующее и энергизирующее влияние как на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, так и на личностные проявления (интересы, потребности, мотивы и др.). В каждом познавательном процессе можно вычленить эмоциональную составляющую. Познавательные процессы тормозят эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность. Положительные эмоции закрепляют и эмоционально окрашивают наиболее удачные и результативные действия, возникающие в ходе выполнения учебных задач.

Основные функции эмоций – оценка и побуждение. Их действие может быть усиливающим или понижающим. Эта оценка обычно совершается на когнитивном (осознанном) и на аффективном (эмоциональном) уровнях. Известно, что осознание собственного эмоционального состояния способствует развитию способности осознавать себя в целом, в совокупности своих свойств и качеств. События, оцениваемые человеком как приятные или, наоборот, очень неприятные, запоминаются лучше, чем события индифферентные. Эта закономерность была подтверждена в экспериментах на запоминание бессмысленных слогов: если они сочетались с очень привлекательными (или непривлекательными) лицами на фотографиях, то запоминание было гораздо лучше, чем если на них были ничем не примечательные лица.

Эмоциональная составляющая включена в учебную деятельность не в качестве сопровождающего, а  в качестве значимого элемента, который  влияет как на результаты учебной  деятельности, так и на формирование личностных структур, связанных с  самооценкой, уровнем притязаний, персонализацией  и другими показателями. Поэтому  правильное соотношение эмоциональных  и познавательных процессов в  обучении приобретает особую значимость. Недооценка эмоциональных компонентов  приводит к большому количеству затруднений  и ошибок в организации процесса обучения. Эмоциональные факторы  важны не только на начальных этапах обучения учащихся. Они сохраняют  функцию регуляторов учебной  деятельности и на последующих ступенях обучения. Влияние эмоций на деятельность подчиняется известному правилу Джеркеса-Додсона, постулирующему оптимальный уровень напряжения для каждого конкретного вида работы. Снижение эмоционального тонуса в результате малой потребности или полноты информированности субъекта ведёт к дремоте, утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедленным реакциям. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, осложняет её, повышает ответные реакции на посторонние, незначимые сигналы, ведет к примитивным действиям типа слепого поиска методом проб и ошибок.


Информация о работе Влияние эмоций на результат обучения