Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 03:21, курсовая работа
Цель данной работы - изучение влияния новых «агентов социализации» на проявление подражания в игровом взаимодействии современных дошкольников.
Объект исследования – Взаимодействие дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования – Проявление подражания у современных дошкольников в игровом взаимодействии.
Игра характеризуется наличием двух видов взаимоотношений – игрового и реального. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело (они договариваются о сюжете, выполняемых ролях). Игровые взаимоотношения – отражают отношения по сюжету и роли [6].
Значимые потери отмечаются и в других сферах психического развития дошкольника, это связано так же с субъективными факторами. Так, не смотря на многочисленные протесты наших психологов, в стране произошла подмена ведущего типа деятельности ребенка этого возраста с игровой на функционирующую форму образовательной, что противоречит самой сущности возрастного психологического развития. В дошкольные детские учреждения повсеместно вводятся обучающие программы с привлечением игровых действий, тогда как следует расширять, дополнять, развивать игровую деятельность дошколят, вводя в нее образовательные компоненты. Как следствие этого отмечается значительное снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольника. У большинства детей 3-6 лет она остается на уровне предметных действий. Однако примитивная неразвитая игра не выполняет в психическом развитии ребенка функцию ведущей деятельности., в результате новообразования, связанные с игрой (воображение, произвольность, образное мышление и др.), остаются у дошколят несформированными. Недостатки в организации игрового пространства привели к тому, что современные дети старшего дошкольного возраста способны меньше управлять собой, чем их сверстники 20 лет назад. По сути у них не формируется способность к произвольным действиям, значительно ослабевают и взаимоотношения детей [45].
Еще одной яркой характеристикой эмоциональной сферы современных детей является тот факт, что наиболее активным механизмом стало подавление эмоций. Менее выражены изменения в механизме их симуляции, в то время как копирование, заражение и т.д. выражены на много слабее. Это свидетельствует о том, что дети стараются не показывать свои реальные переживания, либо подавляя, либо маскируя их, одновременно демонстрируя окружающим ту эмоцию, которую они ждут от детей. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет о старших дошкольниках, которые раньше выражали свои эмоции достаточно открыто.
Таким образом можно констатировать, что уже с 6-7 лет происходит подавление аффетктвного компонента переживания когнитивным [38].
Проанализировав различные подходы к теории игры, мы в своей работе будем опираться на исследования отечественных авторов, поскольку в их трудах игра рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, направленный на познание ребенком окружающего мира, социализации, путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.
Игра вызывает качественные изменения в психике дошкольника, которые обуславливаются психологическими особенностями игры. Важнейшей характеристикой игры является сюжет. Именно отраженная в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Сюжет часто зависит от возраста, социальной действительности и опыта играющих. Наконец, игра способствует развитию личности ребенка в целом, как этап его социализации, так, через игру дошкольник знакомится с манерой поведения и взаимоотношения взрослых и усваивает их.
1.2. Содержание процесса социализации
В настоящее время в отечественной науке прочно укрепилось представление о том, что социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Так, например, Г.М. Андреева отмечает: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».[7, с. 276-392]
А.В. Мудрик также говорит о двух сторонах социализации: «С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, систему социальных связей, а с другой, в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду» [8, с. 6-29].
С.Н. Беличева также подчеркивает, что «социализация прежде всего предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений» [9, с. 18-26].
Б.Д. Парыгин делает акцент на том, что «испытывая на себе влияние среды, социальных институтов и собственной деятельности, личность вместе с тем относительно автономна в развитии своего внутреннего мира, в развитии самосознания и самоотношения. Активная жизненная позиция личности как раз и заключается в ее способности к осуществлению функций самоконтроля, саморегуляции, самоутверждения и самосознания» [10, с. 21-26].
Утверждение двойственности природы социализации – попытка установления компромисса между двумя подходами к данному процессу, утверждающему приоритет общественного воздействия и утверждающему приоритет активности личности. В процессе социализации человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Социализация личности может рассматриваться в связи с этим как бы в двух аспектах – объектном и субъектном.
В рамках социальной психологии процесс социализации рассматривается со стороны среды, с точки зрения того, как и какие общественные нормы входят в индивидуальное сознание человека, личности. В этом случае социализация синонимична воспитанию.
Исследования
возрастной психологии характеризуют
социализацию со стороны личности и её
индивидуальной активности по овладению
социальным знанием (здесь социализация
и развитие личности – синонимичные понятия).
Важно подчеркнуть, что при данном подходе
активность личности не делится по оси
присвоение-преобразование-
Некоторые
авторы, исследовавшие этот вопрос (А.Г.
Асмолов, Г.М. Андреева), видят социализацию
как преобразование личностью внешнего
социального во внутренние структуры.
Так, в работе А.Г. Асмолова сущность процесса
социализации понимается как преобразование
« социальных отношений между людьми в
индивидуальные отношения личности»,
за которыми стоит « механизм интериоризации-
Итак, социализация — это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).
1) В современном
обществе социальная
2) Вторая
особенность социализации в
Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью и родственников; группы сверстников и знакомых; школу (вуз); средства массовой информации и пр. [12].
Одним из наиболее важных агентов социализации в современном обществе являются средства массовой информации.
СМИ сопровождают человека практически с самого рождения - сначала это мультфильмы и сказки по телевизору, а затем книги, газеты, телеᴨередачи, интернет и прочее.
Особого внимания заслуживает такая проблема влияния на социализацию личности, как распространение в средствах массовой информации игр, фильмов, мультфильмов с элементами насилия. Функционирующая в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических и поведенческих установок дошкольников, что актуализирует обращение к базовым агентам социализации, в первую очередь семье.
Значительную часть досуга дошкольников заполняют электронные средства массовой информации - телевидение, видео, радио, компьютерные игры, сеть интернет. Посредством их сегодня формируется внутренний мир детей, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер. По наблюдениям А.В. Мудрика, «...у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается вᴨечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий» [8, с. 16].
Итак, можно сделать вывод, что социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты социализации.
В настоящее время, всю большую роль в развитии подрастающего поколения играют «новые агенты социализации», связанные с техническим прогрессом общества, такие как телевидение, интернет, компьютерные технологии и игры. Посредством их сегодня формируется внутренний мир детей, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки, что активно проявляется в общении и игре старших дошкольников.
Поскольку одним из основных механизмов социализации является подражание, есть смысл рассмотреть его подробнее.
Американский социолог Нейл Смелзер акцентировал внимание больше на трех механизмах социализации [14], а точнее:
– стадия подражания и копирования, на протяжении которой дети неосознанно проявляют формы поведения родителей или других окружающих взрослых;
– игровая стадия, на протяжении которой дети не только подражают и копируют, но и осознают свое поведение как исполнение определенной значимой роли;
– стадия игр, на протяжении которой дети учатся понимать и распознавать, чего же именно ждет от них тот или иной человек, или даже целая группа людей.
Наиболее адекватный подход к решению проблемы природы и функции подражания — это рассмотрение множества психологических фактов, относящихся к данному феномену, учитывая концепцию периодизации психического развития ребенка Д. Б. Эльконина [15]. Данный подход позволяет систематизировать знания, а также проследить периодические смены главного содержания подражательных актов в связи со сменой объектов подражания и качественными изменения самого подражания, как психического процесса.
При описании подражания детей дошкольного возраста, психологи используют понятие идентификации.
З. Фрейд считал, что в промежутке от четвертого по восьмой год жизни осуществляется идентификация ребенка с родителем. Идентификация играет роль защиты. Вследствие идентификации ребенка с взрослым происходит освоение моральных норм, появляются структурные изменения личности ребенка [16].
Ж. Пиаже также использовал термин идентификации для характеристики изменений, возникающих в подражании ребенка после двухлетнего возраста. Последней стадией сенсо-моторного подражания является приближение к идентификации. Сама идентификация рассматривается Ж.Пиаже как символическое приравнивание себя к другим. Игры детей, возникающие от двух до пяти лет, в которых они выступают в роли другого человека, приводят к осознанию пределов своей физической идентичности [17].
По мнению Муссена, идентификацию можно определить, как желание быть похожим на другого индивида. Но ее отличие от имитации заключается в том, что идентификация появляется спонтанно, важнейшим условием ее появления становятся личные взаимоотношения с человеком, являющимся образцом поведения, ее влияние характеризуется как сравнительно стабильное, а также путем идентификации с родителями, ребенок заимствует нормы поведения, ценности и суждения.
Отечественные психологи также придают большое значение процессу идентификации.
Д.Б. Эльконин считает, что "идентификация" и "отчуждение" составляют особый механизм, действующий на протяжении ряда этапов развития. Идентификация выражается в единстве эмоциональных, поведенческих и когнитивных частей. Функции идентификации очень значимы и состоят в формирование самосознания, социально значимых качеств личности, интериоризация норм, стереотипов поведения, мотивов [15].