Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 03:21, курсовая работа
Цель данной работы - изучение влияния новых «агентов социализации» на проявление подражания в игровом взаимодействии современных дошкольников.
Объект исследования – Взаимодействие дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования – Проявление подражания у современных дошкольников в игровом взаимодействии.
Как известно, в течение всего дошкольного периода активно развивается речь ребенка: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной у детей средней группы и к языковой выразительности у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительности речи необходимо создание таких условии, в которых каждый ребенок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительности публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Театрализованные представления могут оказать в этом огромную помощь. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Организация театрализованной деятельности в детском саду.
Для проведения театрализованных занятий в детском саду необходима соответственная организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентируемое время, ограничено включена в различные занятия (музыка, рисование), а так же запланирована регламентировано. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересами детей, в вечернее время может быть организована театральная студия («В гостях у сказки», «Театр-малышам», «Театральный салон»). Полезно, когда результаты работ по музыке, изобразительному искусству, художественному труду в конечном итоге объединяются в целостный продукт. Это может быть концерт, вечер досуга, спектакль или какой-либо праздник. В таких мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного одной целью.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем преметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театральную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-
- особенности эмоционально-
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;
- возрастные и поло-ролевые особенности.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремления ребят участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театральной деятельности детей в каждой группе должны быть оборудованы «уголок сказки», а так же «тихий уголок», где ребенок может побыть один.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонности и потребности дошкольников пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены: перчаточный театр, костюмы, маски, различные куклы и игрушки, книжки, составляющие репертуар, рисунки детей и т.д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
Развитее любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций, костюмов. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный материала, бросовый материала, различные ткани для изготовления костюмов и декораций.
Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предлагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:
- обеспечение баланса
между совместной и
- представление права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
- возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материала.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная игра на занятиях.
Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала.
Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Вместе с тем игра, используемая на занятиях, является по большей своей части дидактической, то есть обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в плане того воспитательного и развивающего эффекта, который она дает. Поэтому исследователи считают недопустимым стирание граней между самодеятельной и обучающей игрой: для каждой из них определено свое место и значение в жизни и деятельности ребенка.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых.
Это совместная деятельность на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Все указанные виды игровой деятельности влияют на самостоятельную игру детей, являются толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей.
Известно, что самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Следовательно, для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатления детей. На самодеятельную игру дошкольников в детском саду влияют два существенных фактора: регламентированные занятия взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых.
Влияние регламентированных занятий проявляется в отражении в самостоятельной игре детей того содержания, материала, которые используются в процессе обучения детей. Это могут быть рассказы, истории, сказки, которые заинтересовали детей настолько, что им захотелось воплотить их в самостоятельной игре. Дети могут увлечься какими-либо опытами, производимыми на занятии, действиями механизмов и т. д.
В свободной совместной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре в теремок, строго соблюдая правила очередности появления того или иного персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то дети в ней придумывают к ранее уже известным героям новых.
Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей как на немедленное, так и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Они повторяют сюжеты, разыгранные взрослыми на Троицу, на улице плетут венки, обмениваются ими.
Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Дошкольники с удовольствием повторяют знакомые игры в самостоятельной деятельности, растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их выбора, что разнообразит саму игровую деятельность.
На прогулке предоставляются большие возможности для игрового развития детей. Здесь инициатива детей не, сковывается регламентирующей обстановкой. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Воспитатель может заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк), драматизацией эпизодов знакомой сказки. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры.
Большое влияние на детей оказывает не все увиденное и услышанное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру детей переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.
Немаловажное значение имеет умение педагогического коллектива обратить внимание родителей к проблемам их собственных детей. Для этого необходимо привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители проникнутся заботой о собственных детях и будут внимательно относиться к детской игре как к насущной потребности ребенка, стараться организовывать игры дома.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться, если:
воспитатели являются образцами
творческого поведения,
владеют опытом театральных выступлений,
обладают артистическими качествами;
- создается взросло-детская
Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы считаем, что в своей работе мы достигли поставленной цели и реализовали все обозначенные задачи.
Дошкольный возраст является одним из важных и значимых этапов в социализации ребенка. Анализ сюжетно-ролевой игры, как ведущей деятельности дошкольного возраста, дает понимание специфики функции и содержания подражания в этом возрасте. Игра вызывает качественные изменения в психике дошкольника, которые обуславливаются психологическими особенностями игры. Важнейшей характеристикой игры является сюжет. Именно отраженная в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.
Игра обусловлена желанием ребенка поступать как взрослый. Однако деятельность взрослого имеет различные стороны, различаемые по степени сложности и обобщенности, которые не могут восприниматься и отражаться ребенком одновременно. В то же время при интенсивном развитии информационно-коммуникативных технологий, обилии и доступности в СМИ упрощенных социальных образов, именно они активно интериоризируются нашими детьми.
Проведя исследование, мы выяснили, что у современных дошкольников подражание наиболее ярко проявляется в игровой деятельности под влиянием новых «агентов социализации».
В качестве объекта наблюдения было выбрано игровое взаимодействие детей. Особое внимание уделялось тому, в какие игры предпочитают играть дети, проявляется ли в них потребность в социализации и как это происходит, какие роли проигрываются, какие качества проявляются в процессе игры, какие способы используются для установления контакта друг с другом. Не менее важным для нас являлось и то, каким персонажам предпочитали подражать дети и, как это сказывалось на ходе игры.
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что наблюдается актуализация средств массовой информации в современном обществе, что непосредственно сказывается на процессе подражания дошкольников. Главным примером служат не реальные социальные отношения, а сюжеты фильмов и мультфильмов. В арсенале детских ролевых игр, появляются новые, отражающие не столько реальные социальные взаимоотношения, сколько упрощенную их версию из мультипликационных и художественных фильмов.
Наблюдаются так же гендерные различия в игровом поведении. Если девочкам все же более свойственно играть в сюжетно-ролевые игры, отражающие реальные социальные отношения, то для мальчиков более характерно проигрывание сюжетов, заимствованных из кинопродукции. Игры мальчиков более жестокие, менее разнообразные, жестко иерархичные, девочки в этом отношении более гибки.