Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 03:21, курсовая работа
Цель данной работы - изучение влияния новых «агентов социализации» на проявление подражания в игровом взаимодействии современных дошкольников.
Объект исследования – Взаимодействие дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования – Проявление подражания у современных дошкольников в игровом взаимодействии.
Наиболее подробно изучено появление поло-ролевой идентификации в дошкольном возрасте. Как считает Плисенко, половая идентификация быстро развивается в дошкольном возрасте через эмоционально-познавательную ориентацию на родителей и сверстников своего пола. К концу дошкольного возраста она переходит в идентификацию с представлениями об эталонах поведения одноименного пола [18].
Анализ сюжетно-ролевой игры, как ведущей деятельности дошкольного возраста, также дает понимание специфики функции и содержания подражания в этом возрасте.
Игра обусловлена желанием ребенка поступать как взрослый. Однако деятельность взрослого имеет различные стороны, различаемые по степени сложности и обобщенности, которые не могут восприниматься и отражаться ребенком одновременно. На протяжении всего дошкольного возраста содержание доступных для ребенка образцов медленно изменяется и усложняется. В младшем дошкольном возрасте дети отражают предметные действия, а старшие дошкольники начинают отражать профессиональные и общественные функции взрослого.
Д.Б. Эльконин выделяет две значимых этапа развития сюжетно-ролевой игры. На первом этапе (3-5 лет) содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные логичные действия, а на втором (5-7 лет) содержанием игры становятся отношения между людьми и общественный смысл их деятельности. По мнению Д. Б. Эльконина, игровая ситуация образовывает возможность сравнения ребенка с лицом, которому он подражает [15].
Как считает А. В. Запорожец [19], игра представляет собой материальный этап развития внутреннего плана деятельности. Игра является стихийно сформировавшейся формой моделирования образцов, эмоционально привлекательных, но пока физически недостигаемых ребенку. Подражание-идентификация в роли устройства характерной для дошкольников сюжетно-ролевой игры, позволяет ребенку активно воссоздавать сферы человеческой деятельности в игре. В результате данного моделирования появляется более глубокое и ясное осознание ребенком задач и мотивов человеческой деятельности.
Ролевая игра и в более позднем возрасте, выполняет функцию социальной ориентации в различных сферах человеческой деятельности. Правила ролевого поведения, включенные в игру, выступают в качестве образца социальных норм.
Проведенный анализ теоретических взглядов и экспериментальных данных отечественных и зарубежных психологов в области детского подражания разрешает нам сделать предположение, что результатом подражательных действий ребенка является построение исходного предварительного ориентировочного образа отображаемого объекта.
Качественные перемены характера процесса подражания в детстве могут рассматриваться как ряд следующих друг за другом этапов в спонтанном развитии ориентировочной деятельности: от этапа внешней, материальной, развернутой формы ориентировки к этапу сокращенной, внутренней ориентировки, выполняемой преимущественно в умственном плане.
Вывод по первой главе:
Старший дошкольный возраст является одним из важных и значимых этапов в социализации ребенка. Анализ сюжетно-ролевой игры, как ведущей деятельности дошкольного возраста, дает понимание специфики функции и содержания подражания в этом возрасте. Игра вызывает качественные изменения в психике дошкольника, которые обуславливаются психологическими особенностями игры. Важнейшей характеристикой игры является сюжет. Именно отраженная в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.
Игра обусловлена желанием ребенка поступать как взрослый. Однако деятельность взрослого имеет различные стороны, различаемые по степени сложности и обобщенности, которые не могут восприниматься и отражаться ребенком одновременно. В то же время при интенсивном развитии информационно-коммуникативных технологий, обилии и доступности в СМИ упрощенных социальных образов, именно они активно интериоризируются нашими детьми.
2 Глава. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОДРАЖАНИЯ В ИГРОВОМ ЗВАИМОДЕЙСТВИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования
Исследования проводились на базе НДОУ № 244 ОАО «РЖД» на станции Волочаевка-2. В исследовании приняли участие восемнадцать дошкольников (в возрасте 6-7 лет, из них одиннадцать мальчиков и семь девочек) и их родители.
Цель исследования: изучение влияния новых «агентов социализации» на проявление подражания в игровом взаимодействии современных дошкольников.
Поскольку не существует стандартизированных методов исследования игры, мы в своей работе выбрали направленное наблюдение как основной метод, а также для большей объективности и полноты картины составили два опросника по выбранной теме для детей и их родителей.
Направленное наблюдение по схеме М.Б. Михалевской, Т.В. Корниловой
Для большей его объективности и систематичности М.Б. Михалевская и Т.В. Корнилова предложили программу наблюдения, на которую мы будем опираться в своем исследовании.
После того, как в соответствии с целью наблюдения выбран объект и та ситуация, в которой будет происходить наблюдение его деятельности, перед исследователем встает задача проведения наблюдения и описания его результатов.
Наблюдение проводилось в свободной деятельности, в привычной для детей обстановке. Перед началом исследования, мы на протяжении недели взаимодействовали с детьми в игровой форме, для установления доверительных отношений. После того как наше присутствие стало привычным для дошкольников, мы приступили к целенаправленному наблюдению.
В качестве объекта наблюдения было выбрано игровое взаимодействие детей. Особое внимание уделялось тому, в какие игры предпочитают играть дети, проявляется ли в них потребность в социализации и как это происходит. Также важным являлось то, какие роли проигрываются, какие качества проявляются в процессе игры, какие способы используются для установления контакта друг с другом.
Не менее важным для нас являлось и то, каким персонажам предпочитали подражать дети и как это сказывалось на ходе игры.
Анкета для родителей: «Ребенок и игра»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, связанных с игровой деятельностью Ваших детей, в связи с проведением исследования влияния средств массовой информации на процесс социализации современных дошкольников. Убедительно просим вас отвечать на вопросы максимально откровенно.
(да/нет)
(постоянно/ часто/ к сожалению, не всегда хватает на это времени/ редко/ совсем не играю)
(скорее положительно/ никак не влияют/ скорее отрицательно)
Какие?
Благодарим за сотрудничество!
Опросник для детей
Для более полной и объективной картины мы составили опросник для детей и провели опрос по теме «Любимые игры и персонажи». Целью опроса являлось выяснение игровые предпочтений детей, наличие любимых мультипликационных персонажей, а также их отношение к компьютерным играм. Методом был выбран индивидуальный опрос, беседа.
В силу возрастных особенностей старших дошкольников, оптимальным является 5-8 вопросов, задаваемых по одной теме, логично следующих один из другого. Опрос проводился в неформальной обстановке после установления контакта с ребенком.
Текст опросника:
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
Для уточнения наших предположений мы провели исследование с помощью наблюдения за свободной игрой дошкольников детского сада № 244. В исследовании приняли участие 18 дошкольников в возрасте 6-7 лет, из них 11 мальчиков и 7 девочек.
Проанализировав результаты наблюдения, мы видим, что дети предпочитают сюжетно-ролевую игру, которая хорошо иллюстрирует межличностные отношения. Выбор партнера чаще всего определяется по гендерному признаку, девочки предпочитали играть с девочками, мальчики, соответственно, с мальчиками.
Девочки выбирали игры, отражающие социальную реальность. Основные игры девочек, это «Больница», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Семья», «Детский сад». В них проигрывались основные социальные роли, отражающие как стереотипы действий, так и модели межличностного взаимодействия. Причем для детей более привлекательны «взрослые», ответственные роли: «доктор», «продавец», «мама», «парикмахер», «воспитатель», которые не только предполагают проявление лидерских качеств, самоутверждения, но также принятие ответственности, демонстрацию заботы, «взрослости».
Помимо обычных сюжетно-ролевых игр, девочки также любили представлять себя «феями Винкс», их главной задачей было бороться со злом, используя сверхспособности. Роли они выбирали, отождествляя себя с любимым персонажем (что также прослеживается в беседе), причем наибольшую привлекательность имеет роль феи-лидера Стеллы. Девочки в своих играх активно используют разнообразный игровой материал, изменяют и дополняют сюжет.
С мальчиками обстояло все немного иначе, они предпочитали играть в коллективе, но не для установления взаимоотношений, а для борьбы за авторитет. Основой игр являлись сюжеты фильмов и мультфильмов, а также прослеживались и тенденции компьютерных игр («Человек-Паук», «Халк», «Трансформеры» и другие). В ходе игры каждый пытался доказать друг другу, что выбранный им герой лучше чем остальные, причем если во взаимодействии роли менялись (что было реже чем в играх девочек), каждый начинал отстаивать того героя, которого представлял в настоящий момент. Игровой сюжет редко изменяется в основном это борьба за первенство (или со злом), «трансформация», гонки и полувоенные действия. Для мальчиков также более привлекательны сильные персонажи, лидеры, предводители, супергерои. Традиционные сюжетно-ролевые игры для мальчиков малопривлекательны.
Исходя из наблюдения, мы сделали вывод о том, что в игре современных дошкольников явно проявляется влияние новых агентов социализации (СМИ), в арсенале детских ролевых игр, появляются новые, отражающие не столько реальные социальные взаимоотношения, сколько упрощенную их версию из мультипликационных и художественных фильмов. Установление контакта становится важным в основном для того, чтобы получить социальную оценку и добиться авторитета сверстников, добиться лидерства, такие качества, как забота, дружба, отходят на второй план.
В результате анализа опроса родителей, выявлено, что во всех семьях стопроцентная компьютеризация, и в связи с современными условиями жизни, у родителей не хватает времени для большего игрового взаимодействия с детьми. В результате СМИ занимают большую часть времени дошкольников ( рис. 1, рис. 2).
Рис. 1. «Разрешаете ли вы своему ребенку играть в компьютерные игры?»
Родители разрешают детям играть в компьютерные игры, по часу в день, также дошкольники большое время проводят за просмотром телепередач и мультфильмов. Основными мультипликационными телепередачами детей являются современные мультики, такие как «Винкс», «Такчи Маквин», «Человек-паук», «Халк», «Три богатыря», «Сезон охоты» и т.д. Реже просматриваются отечественные мультфильмы (рис. 3).
Рис. 3. «Какие мультипликационные передачи смотрит ваш ребенок?»
Любимые персонажи соответствуют современным мультфильмам. Родители отмечают, что в основном дети играют в любимых героев, как дома, так и со сверстниками, отмечают, что на новый год предпочитают наряды этих же героев (рис.4, рис.5).