Внимание и сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬЮ является узнать, рассмотреть и сделать выводы о внимании и сознании человека
ЗАДАЧА – увидеть как сознание помогает человеку делать осмысленные поступки, ценить духовные вещи и быть полезному обществу, а внимание – в повседневной жизни.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Внимание
1.1. Явления и определение внимания 4
1.2. Функции и виды внимания 7
1.3. Психологические теории внимания 9
1.4. Развитие внимания 11
Глава 2 Сознание
2.1. Сознание как форма жизнедеятельности человека,
способ духовной ориентации и преобразование мира,
инструмент реальности 13
2.2. Материальные предпосылки возникновения
сознания. Качественное изменение форм отражение
на различных уровнях развития материи 18
2.3. Сознание и мозг. Техническое и Физиологическое.
Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике
человека 21
2.4. Сознание и язык. Идеальное и материальное.
Сознание и самосознание. 24
Заключение 29
Литература 31

Вложенные файлы: 1 файл

Внимание и сознание.docx

— 78.13 Кб (Скачать файл)

Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно - общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе через деятельность и общение с себе подобными.

Сознание  невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект”  не может породить сознания. Для  этого субъект должен быть включен  в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Общественное  сознание возникло одновременно и в  единстве с возникновением общественного  бытия. Природе в целом безразлично  существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня  и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание  реализуется в двух ипостасях: отражательной  и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения  сознания наиболее четко реализуется  в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано  с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в  истории тем обстоятельством, что  идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние  общества и даже преобразовывать  его. Общество есть материально-идеальная  реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что  составляет содержание общественного  сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного  бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая  единство общественного бытия и  общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и  того же процесса: в своем влиянии  на бытие оно может как оценивать  его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать  его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически  сложившаяся функция общественного  сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного  устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

 

2.2. Материальные предпосылки  возникновения сознания. Качественное  изменение форм отражения на  различных уровнях развития материи.

Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая  мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а во-вторых, в обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее - в неживой  природе, в самом фундаменте материи.

Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил  материю, а материя породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а есть ли на самом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания для порождения сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом, однако не была решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле- материя, зоо - жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении сознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизма стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же время ближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материю свойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственна пассивная, а живой - активная чувствительность.

Ясно  одно: найти материальные предпосылки  возникновения сознания в самих  основаниях материального мира, значит, подвести под материализмом надежный и прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти  не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом и здание материализма просто рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные предпосылки для порождения сознания в самом фундаменте материального мира имеются. Они были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно этого свойства у всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической, образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство материи?

Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами  в изменениях своих свойств и  состояний их различные особенности  и характеристики. Простые примеры  отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие  перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. Практически все  измерительные приборы базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой природы  отражение усложняется с переходом  от одной формы движения материи  к другой и выступает в виде механического, физического, химического  отражения.

Вместе  с тем отражение, начиная с  простейших форм, характеризуется рядом  свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от среды  и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире.

Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.

Исходной  формой отражения в живой природе  является раздражимость, т.е. способность  живого реагировать на воздействия  извне процессом внутреннего  возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма  возникает с самого начала существования  живого, еще до возникновения нервной  системы и специализированных органов  отражения. Более высокой ступенью является чувствительность, т.е. способность  к ощущениям. Если раздражимость  свойственна и растениям, то чувствительность специфична для живого мира. При  этом ощущения, информация, которую  они несут, становятся материалом для  внутренней работы организма с целью  выработки соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной переработке информации - нервные ткани, а затем и сложные  нервные ткани. Отражение в итоге  поднимается на следующую ступень - нейрофизиологического отражения, присущего только высшим животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а в целой  системе расчлененной, организованной последовательности действий, лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели, в активной реализации в столкновении с внешней средой своей внутренней программы, «видового опыта» организма.

Таким образом, на этой стадии отражение выступает  в виде диалектического единства воздействия внешней среды и  реализации внутренних целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия  находит свое более полное выражение  на стадии психического отражения, свойственного  высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой.

Психическое отражение возникает там и  тогда, где и когда ресурсы  и механизмы нейрофизиологического  отражения с характерным для  него автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того, что требуется организму для  решения вставшей перед ним задачи, необходима ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь становятся необходимыми психические  образы, формирующиеся на основе реального  ориентировочного движения в действительности. Через образ живое существо прослеживает новые для него отношения и  связи между явлениями внешнего мира, используемые для решения стоящей  перед ним задачи. Психический  образ выступает как отражение  объективной реальности, сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее схемой действия организма, закодированной в нейродинамических  структурах.

Развитие  психической формы отражения  и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход  к человеческому сознанию. Дальше мы подробнее остановимся на происхождении  сознания, здесь же отметим лишь некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер абстрактно - понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями, возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного мышления появилась и возможность «больной фантазии», преувеличения относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности, формируются религия, а затем и идеализм.

Информация о работе Внимание и сознание