Внимание и сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬЮ является узнать, рассмотреть и сделать выводы о внимании и сознании человека
ЗАДАЧА – увидеть как сознание помогает человеку делать осмысленные поступки, ценить духовные вещи и быть полезному обществу, а внимание – в повседневной жизни.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Внимание
1.1. Явления и определение внимания 4
1.2. Функции и виды внимания 7
1.3. Психологические теории внимания 9
1.4. Развитие внимания 11
Глава 2 Сознание
2.1. Сознание как форма жизнедеятельности человека,
способ духовной ориентации и преобразование мира,
инструмент реальности 13
2.2. Материальные предпосылки возникновения
сознания. Качественное изменение форм отражение
на различных уровнях развития материи 18
2.3. Сознание и мозг. Техническое и Физиологическое.
Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике
человека 21
2.4. Сознание и язык. Идеальное и материальное.
Сознание и самосознание. 24
Заключение 29
Литература 31

Вложенные файлы: 1 файл

Внимание и сознание.docx

— 78.13 Кб (Скачать файл)

Наконец, отражение приобретает социально - детерминированный характер. Это  находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, о чем мы подробно будем вести речь в дальнейшем, является отражением общественного бытия.

Мы рассмотрели  вопрос об отражении и эволюции его  форм в процессе развития материального  мира. Уже усложнение форм отражения  тесно связано с уровнем организации  материи, особенно с усложнением  нервно-физиологических систем. Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание присуще не всей материи, а лишь особым образом организованной материи, человеку разумному. Этот аспект соотношения материи и сознания и предстоит рассмотреть дальше.

 

2.3. Сознание и мозг. Техническое  и физиологическое. Взаимосвязь  сознательного и бессознательного  в психики человека.

Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения  являются функцией сложности их поведения, а главное - сложности организации  органов отражения внешнего мира, центральной нервной системы.

Низшим  формам живого, у которых отсутствуют  специализированные органы отражения  и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С  усложнением организации, с формированием  у животных центральной нервной  системы и специализированных органов  чувств отражение поднимается на более высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается чувствительность, затем – нервно - физиологическое отражение и далее - психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и соответственно отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 1400 куб.см (у приматов мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 10-14 млрд. нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами.

Мозг имеет весьма сложное  строение, в нем прослеживается своеобразное «разделение труда» между его  отделами. Наиболее простые формы  анализа и синтеза внешних  раздражений и регуляции поведения  осуществляются низшими отделами центральной  нервной системы - спинным, продолговатым  и промежуточным мозгом, а самые  сложные верхними этажами, прежде всего  большими полушариями головного  мозга, особенно их корой.

Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга. Этот тезис  надежно подкрепляется и данными  физиологии и патологии высшей нервной  деятельности, в частности, тем, что  нарушения в психике часто  связаны с повреждением определенных участков мозга.

 Проблема  сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый - как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального.

Остановимся последовательно на каждой из этих проблем. Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.

 Второе  решение выступает в виде идеи  психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать  идеальное, психическое и материальное, физиологические сторонники этой  позиции оставляют открытым. Третьим,  крайним вариантом является идея  психофизиологического тождества,  сведения физиологического к  психическому, идея, свойственная субъективному  идеализму. Так, махист Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако и в материализме психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность, отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным колебаниям.

Эту позицию  и в наши дни занимают отдельные  философы и психологи. Несостоятельность  подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники смазывают  качественное своеобразие сознания как идеально-образного отражения  материи, а во-вторых, этот взгляд ведет  к смещению материализма и идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.

Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического  единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).

Древняя Индия– мнение:

“В философской  системе «Йога Патанджали» бессознательное трактовалось как высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное понималось не как форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как сверхсознательное, на основе которого осуществляется высшая степень проникновения в сущность вещей.

Однако  у «Йога Патанджали» понятие бессознательного употребляется и для характеристики причин Вселенной, первоначального продукта развития «пракрити» - великого, включающего в себя интеллект, самосознание и ум («читта»). «Он («читта») в сущности бессознателен, хотя становится сознающим, благодаря отражению «Я», которое в нем находится»”3.

Шеллинг утверждает, что предусмотренная  гармония между идеальным и реальным мирами является результатом как  сознательной, так и бессознательной  деятельности. При этом имеется в  виду, «что деятельность, которая в  нашем поведении сознательно  продуктивна, в своем порождении мира продуктивна бессознательно». Этим постулируется наличие сознательной и бессознательной деятельности в субъективном, то есть в самом  сознании, а объективный мир представляется не чем иным, как первоначальной бессознательной «поэзией абсолютного  духа»“4.

Исходя из данной цитаты, можно  заключить, что для Шеллинга бессознательное  является отправной точкой, отрицательным  стимулом к развитию. В изначальном  “абсолютном тождестве” бытия и  мышления имеет место бессознательное  хотение и действование, в результате которого возникает природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают как определенные формы бытия и сознания мирового духа.  Таким образом происходит развитие путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.

Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя  включает в себя и бессознательное. Особое внимание вопросу о природе  бессознательного уделял в свое время австрийский врач-психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного.

Вместе  с тем З. Фрейд преувеличил  его значение, отдал бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении людей.

Само  бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.

Для самосознания личности эта информация оказывается  «закрытой», но она существует, поступает  в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную  роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем  без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения  этих задач, может быть направлено на иные предметы.

 

2.4. Сознание и язык. Идеальное  и материальное. Сознание и самосознание

Одной из предпосылок его возникновения  на биологическом уровне явились  существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.

Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

В языке  с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой  органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между ними.

Сущность  языка обнаруживает себя в его  функциях. Прежде всего, язык выступает  как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное  отображение предмета и поэтому  не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В  роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как  единство знака, звучания и значения, понятия.

Речь  представляет собой деятельность, сам  процесс общения, обмена мыслями, чувствами  и т.п., осуществляемый с помощью  языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие  лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.

Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален.

 Наконец,  отсутствие тождества языка и  мышления просматривается и в  том, что порой мы понимаем  все слова, а мысль, выраженная  с их помощью, остается для  нас недоступной, не говоря  уже о том, что в одно и  то же словесное выражение  люди с различным жизненным  опытом вкладывают далеко не  одинаковое смысловое содержание.

Эти особенности  в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой  речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации  нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете, все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.

Информация о работе Внимание и сознание