Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 10:57, курсовая работа
ЦЕЛЬЮ является узнать, рассмотреть и сделать выводы о внимании и сознании человека
ЗАДАЧА – увидеть как сознание помогает человеку делать осмысленные поступки, ценить духовные вещи и быть полезному обществу, а внимание – в повседневной жизни.
Введение 2
Глава 1 Внимание
1.1. Явления и определение внимания 4
1.2. Функции и виды внимания 7
1.3. Психологические теории внимания 9
1.4. Развитие внимания 11
Глава 2 Сознание
2.1. Сознание как форма жизнедеятельности человека,
способ духовной ориентации и преобразование мира,
инструмент реальности 13
2.2. Материальные предпосылки возникновения
сознания. Качественное изменение форм отражение
на различных уровнях развития материи 18
2.3. Сознание и мозг. Техническое и Физиологическое.
Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике
человека 21
2.4. Сознание и язык. Идеальное и материальное.
Сознание и самосознание. 24
Заключение 29
Литература 31
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.
Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный
мир человека невозможно ни осязать,
ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо
приборами или химическими
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание
мысленного образа предмета определяется
не анатомо-физиологической
Субъективный
образ как знание, как духовная
реальность и физиологические процессы
как его материальный субстрат -
качественно разные явления. Непонимание
этой качественной специфики порождало
механическую тенденцию их отождествления.
Абсолютизация же специфики сознания
как субъективного образа порождает
тенденцию противопоставлять
Сознание
и объективный мир - противоположности,
образующие единство. Основой его
является практика, чувственно-предметная
деятельность людей. Именно она и
порождает необходимость
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание
- исторический продукт, оно формируется
лишь на определенной, притом достаточно
высокой стадии развития первобытного
общества. А наряду с этим оно
является и продуктом индивидуального
развития: у ребенка его основания
закладываются примерно в возрасте
2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания
можно выделить три уровня. Первый
- уровень самочувствия, сводящегося
к элементарному осознанию
Второй
уровень самосознания реализуется
в осознании своей
Это
лишний раз свидетельствует об
общественной природе сознания,
формирующегося в ходе
В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.
В заключение рассмотрения темы необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно ли научиться быть внимательным,
научиться искусству
Работая, мы все-таки нередко отвлекаемся. Можно ли избавиться от ненужных отвлечений, научиться работать сосредоточенно ? Для этого необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы.
Во-первых, нужно учитывать, что
не все отвлечения вредны. Глубокая
концентрация внимания сопровождается
возбуждением определенных участков коры
головного мозга. Однако длительное
поддержание возбуждения
Однако наибольшие неудобства нам
доставляют непреднамеренные отвлечения
в процессе самой работы: не связанные
с ней посторонние мысли, желание
разглядывать посторонние предметы.
Поэтому второе правило - необходимость
создания соответствующей характеру
работы обстановки. Некоторые люди
могут сосредоточенно работать при
любых условиях, однако для большинства
очень важны внешние факторы:
относительная тишина, порядок на
столе. Хорошее освещение, удобная
поза и т. д. Важна также чисто
психическая возможность
В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки необходимы. Широко известен опыт одной из библиотек Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места для читателей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишине сосредоточенная работа невозможна.
В-четвертых, нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания. Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Эти упражнения основаны на поддержании длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте. Главная задача при этом - обеспечение полного отсутствия всех посторонних мыслей, которые не относятся к рассматриваемому предмету. Попробуем смотреть на кончик своего пальца с полной концентрацией на нем в течение 3 - 4 минут подряд. Это далеко не так просто, как кажется, но нужно выполнять подобные упражнения ежедневно. Некоторые психологи рекомендуют широко известное упражнение “созерцание зеленой точки”. Оно заключается в следующем: из книги вырезается страница, в центре ее ставится зеленая точка диаметром 1- 2 мм. Ежедневно по 10 мин., лучше перед самым сном в течение 2 - 3 месяцев нужно смотреть в зеленую точку. Главная задача та же - борьба с посторонними мыслями. Смотреть лучше за столом, время контролировать по лежащим рядом часам. По истечении 10 мин закрыть глаза и сразу лечь спать. Стараться, чтобы страница с зеленой точкой была последним зрительным впечатлением дня. Для тренировки слухового внимания необходимо выделять ежедневно 10 мин. для максимального “вслушивания”. Обычно во время слушания мы выполняем еще какую-нибудь работу. Нужно постараться максимально внимательно вслушаться в речь диктора радио, оратора на собрании и т. д. Выполняя подобные упражнения, мы заметим, насколько трудно сосредоточиться на неподвижных, несложных предметах и явлениях. Это происходит потому, что важнейшим условием длительного устойчивого сосредоточения является изменчивость, подвижность, сложность объекта внимания, требующая активного восприятия. Любая однообразность утомляет. Для тренировки устойчивого внимания полезно читать заведомо неинтересную книгу, ставя при этом перед собой специальную задачу найти в ней что-либо интересное. Поэтому условия длительной устойчивости внимания - те же, что и для обеспечения его концентрации. Главное из них - активность выполняемой работы.
Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день, и результаты не замедлят сказаться.
ЛИТЕРАТУРА
1 Цит.по: Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978. С.47
2 Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 1989. С.371-372
3 История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994. С.20-21
4 Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978. С.25