Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:37, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы не вызывает сомнений. Ведь в каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИЯ ВНИМАНИЯ
1.1 Психологическая теория Т. Рибо
1.2 Теория, связывающая внимание с понятием установки Д.Н. Узнадзе
1.3 Теоретическая концепция П.Я. Гальперина
2. ВНИМАНИЕ: ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
2.1 Понятие категории внимания
2.2 Формы проявления внимания
3. ВИДЫ ВНИМАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
4. Основные свойства внимания
4.1 Сосредоточенность
4.2 Устойчивость
4.3 Объем
4.4 Распределение внимания
4.5 Переключение
4.6 Рассеянность внимания
ФЕНОМЕНАЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ
О ФЕНОМЕНЕ ВНИМАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В.В. Петухов предложил выделять две группы психических процессов. Первую группу составляют специфические или собственно познавательные процессы. К ним отнесены ощущения, восприятие и мышление. Общим для этих процессов является их результат: знание субъекта о мире и о себе, полученные либо с помощью органов чувств (ощущения, восприятие), либо рационально (мышление).
Ко второй группе В.В. Петуховым отнесены универсальные психические процессы: память, внимание, воображение.
В трактовке Л.М. Веккера они имеют название "сквозных", так как они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к ним.
Благодаря универсальным
психическим процессам
Предложенное В.В. Петуховым и Л.М. Веккером понимание места внимания в познавательной сфере человека дает возможность его более определенной оценки и как бы завершает цикл дискуссий о том, является ли внимание самостоятельным психическим процессом, либо находится в "услужении" у других процессов, обеспечивая их продуктивность.
Сложное положение внимания объяснялось тем, что исследователи не атрибутировали ему статус самостоятельного и подчеркивали, что оно не имеет собственного содержания и собственного результата. Внимание длительное время рассматривалось как побочный продукт, используемый для характеристики других процессов.
Известно, что этой точки зрения придерживался С.Л. Рубинштейн, считая его стороной всех познавательных процессов сознания, и притом той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Он подчеркивал, что внимание связано и определяется активностью субъекта. С.Л. Рубинштейн считал внимание динамической характеристикой протекания познавательной деятельности. Вместе с тем, он подчеркивал значимость не только субъекта, но и объекта, который притягивает и удерживает внимание на определенном уровне.
Позицию С.Л. Рубинштейна относительно внимания как активности личности в течение ряда десятилетий разделял Н.Ф. Добрынин. В его концепции внимание было тесно связано с "принципом значимости", которым он объяснял направленность и сосредоточенность психической деятельности. Именно эта трактовка внимания вошла в основные учебники и учебные пособия и сохранилась до настоящего времени.
Поэтому традиционно внимание
характеризуется как
Новый всплеск интереса к вниманию связан с изучением его нейропсихологических основ, исследованных А.Р. Лурия, который, вслед за А.А. Ухтомским, рассматривал доминанту как физиологический механизм внимания. Обобщив феноменологию внимания, А.Р. Лурия пришел к следующему определению: внимание - это осуществление отбора нужной информации, обеспечение программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.
К настоящему времени получен ряд новых фактов, доказывающих, что процессы внимания сопровождаются определенными физиологическими сдвигами: изменением сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, кожно-гальванических реакций. Использование электроэнцефалограммы дало возможность понять, что возникновение внимания сопровождается депрессией альфа-ритма и появлением специфического состояния - "волны ожидания".
Индикатором интенсивности внимания является изменение амплитуды вызванных потенциалов: привлечение внимания вызывает возрастание амплитуды, а отвлечение - ее снижение.
Полученные в исследованиях
данные дали возможность сделать
выводы, что психофизиологической основой
произвольного внимания является активация
лобных долей головного мозга, и
особенно его медиально-базальных
отделов, которые регулируют состояние
активности и обеспечивают создание
необходимого тонуса коры, модифицируют
состояние бодрствования в
Было также доказано, что сличение старых и новых раздражителей (обеспечение реакций на новые сигналы и угасание - на старые) производят нейроны, являющиеся образованиями древней коры, лимбической области (гиппокампа, миндалин) и связанных с ними структур хвостатого ядра. Гиппокамп является основным фильтрующим аппаратом, осуществляющим избирательные реакции на раздражители врожденных ориентировочных рефлексов и инстинктивного поведения. Исходя из этих данных, внимание рассматривается как результат сложной аналитико-синтетической, интегра-тивной деятельности головного мозга человека и индикатор Уровня бодрствования.
О наличии у человека внимания чаще всего судят по:
мере сосредоточенности на выполнении тех или других видов деятельности и ее продуктивности;
по уровню эффективности мимических, мыслительных, перцептивных и моторных действий;
по степени селективности (избирательности) отражаемой информации; по ясности и отчетливости содержаний сознания;
по целому ряду моторных и вегетативных реакций (фиксации глаз, повороту головы в направлении интересующего раздражителя, мимике и позе направленности и сосредоточенности внимания);
задержка дыхания и другие.
Отечественная и зарубежная психология изобилует различными концептуальными подходами к объяснению природы внимания, резко отличающимися друг от друга, однако используемыми в различных контекстах. Рассмотрение внимания как особого умственного действия, как автоматизированного действия контроля мы находим в работах отечественного психолога П.Я.Гальперина.
Согласно его подходу, внимание рассматривается как продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму. В зависимости от средств и способов контроля имеют место различные виды внимания; непроизвольное и произвольное. Первое складывается стихийно, его "маршрут" и средства контроля задаются объектами и текущими состояниями субъекта, а произвольное внимание является результатом обучения. П.Я. Гальперин предполагал, что контроль за действиями развивается от сознательных форм к автоматизированным формам.
3. ВИДЫ ВНИМАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Одна из ранних классификаций видов внимания принадлежит американскому психологу Вильяму Джемсу (1842-1910). Она была подробно изложена в его известном двухтомном труде "Основы психологии", вышедшем в 1890 году. Им были выделены шесть видов внимания и их подвиды:
– непроизвольное, непосредственное, чувственное;
– непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное;
– непроизвольное, опосредствованное, интеллектуальное;
– произвольное, опосредствованное, чувственное;
– произвольное, опосредствованное, интеллектуальное.
Изучение внимания и выделение его видов было проведено американским психологом Джеймсом Марком Болдуином (1861-1934), главным достижением которого считается разработка понятия "круговой реакции". Он предполагал, что между организмом и окружающей средой имеет место процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Им было описано текучее внимание как состояние торопливого, стремительного, неадекватного наблюдения, быстрого перехода, ассимиляции ("в одно ухо влетело, в другое вылетело").
Выдающийся отечественный психолог Н.Н. Ланге дал определение внимания с биологической точки зрения и выделил ряд его видов рефлективное, инстинктивное, волевое, а также показал роль движений в процессе волевого внимания. Он определял внимание как целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия и подчеркивал, что внимание есть некоторый процесс усиления или изменения восприятия.
Рефлективное внимание, согласно Н.Н. Ланге, состоит из некоторого ощущения, рефлективного движения, приспосабливающего орган к наилучшему восприятию этого ощущения. Этот вид внимания происходит без всякого волевого решения, механически.
Примерами этого вида внимания
в области зрения он считал рефлекс
аккомодации хрусталика к ближайшим
расстояниям, рефлексы зрачка (сужение
глазного отверстия), рефлекторное сведение
осей зрения, пассивное направление
взгляда, движения головы, перемещающие
глаза. В области слуха к
Большое значение придавал Н.Н. Ланге инстинктивному вниманию, которое он характеризовал как приспособление к наилучшему восприятию. Этот вид внимания вызывается инстинктивными эмоциями любопытства и удивления. Он считал, что этот вид является очень распространенным, так как этот инстинкт лежит в основе всякой любознательности, всякой науки и т.д.
Н.Н. Ланге выделял инстинктивные приспособительные действия, называемые им выразительными движениями. К их числу он относил следующие инстинктивные движения: оглядывание, прислушивание, выразительные движения бровей и т.д. Эти инстинктивные движения были вычленены не только у человека, но и у животных еще Ч. Дарвиным. К числу внешних знаков инстинктивного внимания он также относил неподвижность животного или человека, пораженного изумлением, тот моментальный паралич мышц нижней челюсти, вследствие чего широко раскрывается рот. К характерному знаку инстинктивного внимания им была отнесена также задержка дыхания. Кроме внешних приспособлений инстинктивного внимания Н.Н. Ланге говорил о внутренних приспособлениях психического характера, имеющих своим началом эмоцию удивления.
Н.Н. Ланге выделял также волевое внимание, которое отличается тем, что цель процесса уже заранее известна субъекту. При волевом внимании человек волевым усилием удерживает в сознании мысль, образ, пытаясь их зафиксировать. Волевое внимание имеет целью понимание. Следовательно,
долевое чувственное внимание
состоит в ассимиляции
Н.Ф. Добрынин предлагал классифицировать виды внимания по степени активности личности. Он считал, что вначале возникает непроизвольное внимание (невольное, вынужденное), затем - произвольное как вид внимания с максимальным проявлением активности. После этого возможно появление спонтанного внимания, называемого послепроизвольным.
Существует классификация видов внимания, основанная на житейских и профессиональных наблюдениях. Например, А.Ф.Кони выделяет сосредоточенное и рассеянное внимание, а также различает внимание, направленное на процессы и на конечные результаты. Рассеянное внимание выражается в трудности сосредоточения на одном предмете и рассеивании на побочные обстоятельства.
Традиционно выделяют два основных вида внимания: внимание, вызываемое объектом (непроизвольное) и внимание, поддерживаемое усилиями субъекта (произвольное). Так же принято выделять послепроизвольное внимание.
Основой при разграничении
произвольного и
Выделяются разновидности непроизвольного внимания: вынужденное, невольное и привычное.
Вынужденное внимание называют врожденным или инстинктивным. Оно возникает, когда имеет место раздражители, имеющие большую интенсивность раздражения, характеризующиеся новизной, динамичностью, оригинальностью. Вызывает внимание также начало и прекращение действия раздражителя.
При перегрузках, в пределе вынужденного внимания наступает состояние пассивной абсорбции, при которой субъект полностью сливается с объектом мысли или восприятия, как бы растворяется в нем. Эту форму внимания можно считать первичной или низшей. (Например, проголодавшийся младенец сосет грудь матери, человек длительное время смотрит на тлеющие угли).
В процессе стихийного научения, при необходимой адаптации возникает невольное внимание. Невольное внимание проявляется в том, что объекты как бы проскальзывают а сознании при относительном бездействии субъекта. Сила раздражения при этом относительно невелика. Внимание могут привлекать ближайшие объекты, люди. Объекты невольного внимания ненадолго возбуждают постоянный интерес субъекта, отвлекая его от текущих дел.