Внмание и его психологические свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы не вызывает сомнений. Ведь в каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИЯ ВНИМАНИЯ
1.1 Психологическая теория Т. Рибо
1.2 Теория, связывающая внимание с понятием установки Д.Н. Узнадзе
1.3 Теоретическая концепция П.Я. Гальперина
2. ВНИМАНИЕ: ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
2.1 Понятие категории внимания
2.2 Формы проявления внимания
3. ВИДЫ ВНИМАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
4. Основные свойства внимания
4.1 Сосредоточенность
4.2 Устойчивость
4.3 Объем
4.4 Распределение внимания
4.5 Переключение
4.6 Рассеянность внимания
ФЕНОМЕНАЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ
О ФЕНОМЕНЕ ВНИМАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

внмание и его психологические свойства.docx

— 53.58 Кб (Скачать файл)

Противоположным рассеянности и невниманию является внимательность. В житейском понимании внимательный человек планирует свои действия, принимает взвешенные решения, он чутко  отслеживает состояние партнеров  по общению. Внимательность выражается в активной переработке информации. Ее можно определить как осознание  контекста или построение множества  перспектив.

Внимательность подвижна, определяется текущим опытом и ориентирована  на процесс. Она предполагает максимально  полное осознание настоящего, благодаря  чему увеличивается вероятность  положительных эмоциональных переживаний, сопровождающих деятельность.

Е.Д. Хомская проанализировала явления расстройства вникания. Нарушения  внимания она разделила на модально-неспецифические и модально-специфические.

При поражении продолговатого и среднего мозга наблюдается  быстрая истощаемость, резкое сужение  объема, изменения в концентрации внимания. При поражениях отделов  мозга и лимбической системы наблюдаются грубые нарушения внимания: человек не может сосредоточиться ни на какой деятельности, внимание неустойчиво при выполнении двигательных актов, при решении образных и вербальных задач. Поражение медиобазальных отделов лобовых и височных долей обусловливает чрезмерную активность, замечают все происходящее вокруг (вступая в чужие разговоры, реагируют на любой звук и т.п.).

ФЕНОМЕН ВНИМАНИЯ

Определения внимания как  познавательного процесса

Определение внимания

Современные исследования внимания ведутся в рамках когнитивной  психологии, которая собственно и  начиналась с анализа внимания и  памяти. Вначале когнитивная психология находилась под сильным влиянием гештальтпсихологии, кибернетики и  необихевиоризма. Нам уже известно, что в сферу действия когнитивной психологии входят процессы сбора, приема, хранения, воспроизведения и использования информации.

Когнитивная психология пытается держаться строго научного курса  в изучении познавательной деятельности человека. Большинство психологов считают, что найти ответ на вопрос о  сущности внимания, проводя только экспериментальные исследования как  было ранее, в настоящее время  просто невозможно, т.е. необходимо теоретическое  обоснование этой проблемы.

Поскольку мы рассматриваем  сбор информации человеком в свете  когнитивной психологии, то соответственно можем сказать, что внимание —  это когнитивный процесс, который  дает возможность упорядочить поступающую  информацию в соответствии с первоочередностью  стоящих перед человеком задач.

В отношении сознательного  или избирательного внимания можно  сказать, что внимание — это концентрация умственных усилий на определенном предмете или явлении. Но имеет место и  рассеянное или разделенное внимание, когда человек воспринимает информацию, не обращая на это внимания.

Внимание как познавательный процесс

Понятие внимания, как и  всегда, вызывает живой интерес у  психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психологических  феноменов.

Внимание, очевидно, один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых  среди психологов до сих пор как  не было, так и нет согласия, хотя его исследования ведутся уже  много веков. Одни ученые утверждали, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно  выступает лишь как сторона или  момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.

Другие полагали, что внимание представляет собой вполне независимое  психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

В качестве обоснования своей  точки зрения сторонники последнего мнения указывали на то, что в  мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, имеющие отношение к вниманию, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов.

Например, мы не станем сбрасывать со счетов, роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, либо ориентировочный  рефлекс как его возможный  врожденный механизм, а также доминанту, исследованную и описанную А.Ухтомским.

Психологический феномен

В системе психологических  феноменов внимание занимает особое положение. Выделить и изучать его  в "чистом" виде не представляется возможным. Явления внимания рассматриваются  в процессе познания различных психических  состояний человека.

Всякий раз, когда мы хотим  выделить само внимание, как таковое, отвлекаясь от остального содержания психических феноменов, оно как  бы исчезает. Здесь следует отметить и свойство самого внимания человека рассеиваться, "утекать" куда-то.

Образно внимание можно представить  как некий "прожектор психики", благодаря которому в каждый определенный момент бодрствования человека в  его сознательной деятельности на первый план выходят различные формы  отражения.

Например, человек задумался  — значит, в его сознании более  отчетливы процессы мышления, он припоминает  — это означает, что в его  сознании выделяются процессы памяти, наблюдает — следовательно, теперь главное место в его сознании занимает процесс восприятия определенного  объекта, принимает решение —  в поле его сознания на основном месте — процесс воли.

Но, все же, нельзя не замечать и особенностей внимания, пронизывающих  все другие психические явления, где оно проявляется, и они  не сводятся к моментам различных  видов деятельности, в которые  включен человек. Эти особенности  имеют некоторые динамические, наблюдаемые  и измеримые характеристики, такие  как объем, концентрация, переключаемость  и ряд других, непосредственно  к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.

Решить эту проблему можно, если попытаться соединить и учесть все точки зрения, т.е. увидеть  во внимании и сторону процессов  и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Т.е. встать на точку  зрения, согласно которой внимание как отдельный психический процесс  не существует, но представляет собой  вполне особенное состояние, характеризующее  все эти процессы в целом.

Определение внимания У. Джемса

Определений вниманию можно  дать столько же, наверно, сколько  людей сможет это сделать. Каждый психолог дал несколько определений  и описаний внимания, но, пожалуй, больше всех отличился в этом У. Джемс, и  даже многие современные психологи  считают, что его описания внимания стилистически точны и совершенно достаточны.

У. Джемс считал функцию  отбора основой внимания: "Это  когда разум охватывает в ясной  и отчетливой форме нечто, в чем  видится одновременно несколько  возможных объектов или ходов  мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими".

Функции внимания

Функцию внимания можно сравнить с работой специального фильтра, отбирающего необходимую информацию на основе сенсорных признаков из всей доступной для органов чувств разнообразной информации. Приходящие стимулы обрабатываются, подвергаясь  физическим и другим видам анализа. Возможности обработки информации не велики и когнитивные процессы, отвечающие за селекцию раздражителей, отбирают их по степени важности, громкости  или яркости.

Посмотрим, что же происходит с нами, какими функциями внимания мы обладаем. Внимание в жизни и  деятельности каждого выполняет  много различных функций. Оно  активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному  отбору поступающей в организм информации в соответствии с необходимыми потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической  активности на одном и том же объекте  или виде деятельности.

С нашим вниманием связана  как направленность, так и избирательность  познавательных процессов. Их настройка  непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для данного организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и  детализация восприятия, прочность  и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности, т.е., качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для персептивных процессов  внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для нашей памяти внимание выступает  как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной  и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого  материала в хранилища долговременной памяти.

Для мышления внимание выступает  как обязательный фактор правильного  понимания и решения задачи. В  межчеловеческих отношениях внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

О внимательном человеке говорят  как о приятном собеседнике, тактичном  и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, достигает в жизни больших высот, чем недостаточно внимательный.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Внимание, в основном, выполняет  регулирующую, контролирующую и селективную  функции, имеет индивидуальные характеристики и отличается силой, широтой, динамикой.

Выделяют шесть видов  внимания и их подвиды:

1) непроизвольное, непосредственное, чувственное;

2) непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное;

3) непроизвольное, опосредствованное,  интеллектуальное;

4) произвольное, опосредствованное,  чувственное;

5) произвольное, опосредствованное,  интеллектуальное.

Существует классификация  видов внимания, основанная на житейских  и профессиональных наблюдениях. Например, А.Ф.Кони выделяет сосредоточенное  и рассеянное внимание, а также  различает внимание, направленное на процессы и на конечные результаты. Рассеянное внимание выражается в трудности  сосредоточения на одном предмете и  рассеивании на побочные обстоятельства.

Традиционно выделяют два  основных вида внимания: внимание, вызываемое объектом (непроизвольное) и внимание, поддерживаемое усилиями субъекта (произвольное). Так же принято выделять послепроизвольное внимание.

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все  перечисленные свойства внимания могут  проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность - это  удержание внимания на одном объекте  или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности.

Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно.

Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта  на другой в связи с изменением задачи деятельности.

Рассеянностью внимания называется неспособность человека сосредоточиться  на чем-либо определенном в течение  длительного времени.

Таким образом, внимание - необходимое  условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет  функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек  сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями. Внимание имеет огромное значение в психической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1) Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

2) Гальперин П.Я. К проблеме  внимания // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. - С. 83-88.

3) Дормашев Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995.

4) Дубровина И.В. Психология . -5-е изд., стер. - М.: Издательский  центр "Академия", 2007.

5) Котова И.Б. Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Серия "Среднее профессиональное образование". - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2004.

6) Лавге Н.Н. Психологические исследования. - Одесса, 1893.

7) Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1975.

8) Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.- СПб., 2003.- 592 с.

Информация о работе Внмание и его психологические свойства