Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:37, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы не вызывает сомнений. Ведь в каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИЯ ВНИМАНИЯ
1.1 Психологическая теория Т. Рибо
1.2 Теория, связывающая внимание с понятием установки Д.Н. Узнадзе
1.3 Теоретическая концепция П.Я. Гальперина
2. ВНИМАНИЕ: ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
2.1 Понятие категории внимания
2.2 Формы проявления внимания
3. ВИДЫ ВНИМАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
4. Основные свойства внимания
4.1 Сосредоточенность
4.2 Устойчивость
4.3 Объем
4.4 Распределение внимания
4.5 Переключение
4.6 Рассеянность внимания
ФЕНОМЕНАЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ
О ФЕНОМЕНЕ ВНИМАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Переходной формой к произвольному
вниманию может считаться привычное
внимание. Объекты, вызывающие привычное
внимание, имеют сходство с текущими
или предшествующими
Произвольное внимание (активное,
волевое, целевое) - это сознательно
регулируемое сосредоточение на объекте.
Источники произвольного
В ситуации конфликта между выбранными целями и объектами непроизвольного внимания возникает волевое произвольное внимание. Характерным для волевого внимания является чувство напряжения. Оно используется вопреки текущим желаниям и интересам субъекта. Оно, как правило, вызывается вследствие требования социальной ситуации, обязательств, долга.
Разновидностью произвольного
внимания является внимание выжидательное,
которое проявляется в
Волевое внимание трансформируется в спонтанное. После включения в деятельность, сосредоточение на ней происходит как бы "само собой", то есть внимание становится заинтересованным и переходит в более продуктивную форму. Отдельные исследователи называют такое внимание послепроизвольным, так как оно возникает после произвольного внимания.
В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение. По психологическим характеристикам оно похоже на непроизвольное внимание, но в отличие от него возникает по субъективным причинам вследствие интереса личности, а не привлекательности объекта. При послепроизвольном внимании результат деятельности становится личностно значимым.
Существует также
Виды внимания описаны
в техниках медитации, "умной"
молитвы, психотерапии. Развитие таких
видов внимания требует специальной
подготовки. В научной литературе
рассматривается также
В реальной жизни рассмотренные виды внимания тесно связаны между собой и имеют взаимопереходы.
4. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
4.1 Сосредоточенность
Сосредоточенность - это
удержание внимания на одном объекте
или одной деятельности при отвлечении
от всего остального. Сосредоточенность
внимания обычно связана с глубоким,
действенным интересом к
4.2 Устойчивость
Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе: "Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать".
Противоположностью
Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.
Проследить колебания внимания можно при восприятии двойственных изображений, например большого и маленького квадратов. Если в течение нескольких минут смотреть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут - находится перед большим, либо "проваливается" - большой квадрат выдвигается на передний план.
Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными своими свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спектакля, беседа с интересным человеком, содержание живописного пейзажа.
4.3 Объем
Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.
Для определения объема внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистоскоп. Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов - букв, геометрических фигур, знаков - на 0,1 с. Сколько объектов запомнил человек - таков его объем внимания.
Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.
Человек, находящийся на
крупном современном
4.4 Распределение внимания
Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение распределять внимание у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.
Чтобы успешно выполнять
одновременно две работы, хотя бы одну
из них надо знать настолько хорошо,
чтобы она выполнялась
Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка ьна другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.
При описании свойств внимания Ю.Б. Дормашев и Б.Я. Романов предлагают определить их с помощью метафорического луча прожектора. Направление луча на область пространства потенциальных объектов внимания можно назвать направленностью внимания. Уровень освещенности - степенью внимания. Интенсивность - это степень ясности и отчетливости. Объем внимания - это угол луча света или площадь пятна света. Объем определяется как число простых впечатлений или идей, ясно и отчетливо осознаваемых. Объем и степень внимания имеют обратную зависимость. Увеличение объема снижает степень внимания.
Распределение внимания можно
характеризовать как
4.5 Переключение
Переключение - это сознательное
и осмысленное перемещение
Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.
Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.
Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым.
Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.
В переключении внимания ярко
проявляются индивидуальные особенности
человека - одни люди могут быстро переходить
к новой деятельности, а другие
медленно и с трудом. Разные виды
деятельности требуют разных форм внимания.
Например, работа корректора требует
высокой концентрации внимания, работа
воспитателя, учителя-способности
4.6 Рассеянность внимания
Рассеянностью внимания называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Существует мнимая рассеянность, которая возникает при невнимании человека к окружающим предметам и явлениям, вызванным сосредоточенностью на каком-либо объекте ("рассеянность" ученого). При мнимой рассеянности внимание сужается на одном предмете, мысли или явлении. Человек в таком случае как бы не замечает окружающего мира, его ориентация затруднена.
Подлинная рассеянность характеризуется
тем, что человек с трудом устанавливает
и удерживает произвольное внимание
на каком-либо объекте или действии.
В качестве причины подлинной
рассеянности может быть перегрузка
мозга большим количеством
Ошибки невнимания:
1) оплошности двойного
захвата (большая часть
2) пропуски, связанные с
перерывами (неудачи внимательной
проверки обусловливаются
3) ослабление намерений
(происходит при отсрочке
4) перцептивное смещение (схема познания принимает за истинный, похожий или предназначенный для сходной цели, объект. Например, хотел насыпать соли, а насыпал сахара);
5) ошибки интерференции: смешение и перестановки (нелепые гибриды действий или слов в действии. Например, хотел положить в холодильник, а отнес в комнату).
Ошибки рассеянности - это оплошности, сделанные по причине излишнего внимания, отвлечения субъекта на построение мысли. Обычно бывают два вида оплошностей: человек может думать, что процесс зашел дальше, чем на самом деле, в результате чего пропускает необходимое действие, либо решает, что находится на более раннем этапе и совершает действие еще раз.
Проблема рассеянности выходит за рамки психологии внимания, так как связана как с личностными качествами, так и с программированием действий. Например, о рассеянности говорят факты путаницы объектов действий (сделал то, что нужно, но не с тем предметом), перестановки элементов права внутри программы (то, что нужно выбросил, а то, что не нужно оставил); неудачи контроля действий (пропуски проверки хода последовательности действий, в результате чего делаются действия, не предусмотренные программой).