Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:40, курсовая работа
Цель исследования: изучение феномена внутриличностного конфликта.
Задачи исследования:
Определить понятие «внутриличностный конфликт»
Изучить основные условия возникновения внутриличностного конфликта
Охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов
Введение……………………………………………………….3 3
Глава 1. Внутриличностный конфликт………………………………. 6 6
1.1 Основные концепции внутриличностного конфликта……..6 6
1.2 Основные концепции внутриличностного конфликта …….8 14
1.3 Виды внутриличностного конфликта……………………….12 17
Глава 2. Развитие внутриличностного конфликта……………………16 20
2.1 Позитивные последствия внутриличностного конфликта…16 20
2.2 Негативные последствия внутриличностного конфликта…17 21
Глава 3. Разрешение внутриличностного конфликта………………..22 25
3.1 Профилактика внутриличностного конфликта……………..22 25
3.2 Пути разрешения внутриличностного конфликта………….37 27
Заключение…………………………………………………..41 ………41
Список литературы………………………………………….42 ………42
Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма .
В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.
Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).8
Теория А.Н. Леонтьева
Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Речь идет о том, что неполно описывается как «направленность личности», неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной1.
Противоречивое взаимодействие этих «вершин» мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт.9
1.3 Виды внутриличностного конфликта
Так как внутриличностный конфликт – неоднотипное понятие, существует несколько классификаций видов внутриличностных конфликтов.
Три типа внутриличностных (психологических) конфликтов.
1 Конфликт потребностей. Его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.
2 Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.
Многочисленные примеры подобного рода внутриличностных конфликтов описаны 3. Фрейдом. В его терминологии противоречие, вызывающее данный тип конфликта, — это противоречие между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Оно (Ид) — сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению. Сверх-Я (Супер-эго) включает моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью.
3 Конфликт социальных норм. Сущность этого конфликта заключается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм.
В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом. 10
Классификация на основе ценностно – мотивационной сферы личности.
1. Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями.
2. Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
3. Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.
4. Ролевой конфликт.
- межролевой конфликт
– это переживания, связанные
с невозможностью одновременно
реализовать несколько ролей
(примером межролевого
- внутриролевой конфликт
– это когда одна роль требует
от человека одновременного
5. Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле - как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).
6. Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей. Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.
7. Невротический конфликт - результат обычного внутриличностного конфликта, который длится долгое время, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.11
Однако, названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию.Можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов, взависимости от других оснований. Об этом свидетельствует сама история развития конфликтологических концепций, в которых выделяются различные типы внутриличностных конфликтов. Отметим основные из них:
1 Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим, между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский).
2 Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологический и биосоциальный характер (3. Фрейд).
3 Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность (К. Левин).
4 Конфликт между «Я-концепдией» и идеальным «Я» (К. Роджерс).
5 Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу).
6 Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом, т.е. «ноогенный» конфликт, или «экзистенциальная фрустрация» (В, Франкл).
7 Конфликт между элементами внутренней структуры личности. между ее мотивами (А. Леонтьев).
Глава 2. Развитие внутриличностного конфликта
2.1 Позитивные последствия внутриличностного конфликта
Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным). Первый имеет своим результатом положительные последствия, второй — отрицательные.
Конструктивный конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов и служащим источником самосовершенствования и самоутверждения личности. В этом случае внутриличностные противоречия разрешаются без особых негативных последствий, а общим результатом их разрешения является развитие личности. Поэтому многие исследователи внутриличностного конфликта совершенно обоснованно рассматривают продуктивный внутриличностный конфликт как важный способ развития личности.
Действительно, именно через конфликт, разрешение и преодоление внутриличностных противоречий происходит становление характера, воли и всей психической жизни личности. Лишите человека этой внутренней работы и борьбы и вы лишите его полноценной жизни и развития, ибо сама жизнь и есть постоянное разрешение противоречий.
Если рассматривать
1) конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;
2) конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;
3) внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;
4) конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;
5) преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему идеальному «Я».
Конструктивно преодолеваемый
внутриличностный конфликт является одним
из механизмов гармонизации личностного
развития.
Анализируя ранние периоды развития ребенка,
В.М.Афонькова и Л.И.Божович отмечают,
что внутренние конфликты усложняют психическую
жизнь, способствуют ее переходу на новые
уровни функционирования.
Оптимальный внутриличностный конфликт
рассматривается как основа морального
развития. Индивид осознает себя личностью
на основе разрешения внутриличностных
противоречий и конфликтов.12
Позитивно разрешенные конфликты закаляют
характер, устойчивость поведения, независимость
от случайных обстоятельств, способствуют
становлению стабильной направленности
личности. В.С.Мерлин считал, что “психологические
конфликты играют существенную роль в
формировании новых черт характера и в
коренной перестройке личности” .13
Внутриличностный конфликт может способствовать
формированию адекватной самооценки,
что, в свою очередь, помогает самопознанию
и самореализации личности.
2.2 Негативные последствия
внутриличностного конфликта
Деструктивными считаются
внутриличностные конфликты, усугубляющие
раздвоение личности, которые перерастают
в жизненные кризисы или ведут
к развитию невротических реакций.
Длительный внутриличностный конфликт
угрожает эффективности деятельности.
По мнению русского философа А.Бердяева
“рефлектирующий и сомневающийся не может
быть активным в мире, не может быть воином,
- он весь погружен в ослабляющее его самораздвоение,
он не уверен в той активной, творческой
силе, которой мог бы воздействовать на
мир... Рефлексия, раздвоение и сомнение
есть расслабленная приспособленность
к дурной множественности мира необходимости.
Состояние сомнения есть состояние несвободы,
зависимости, подавленности”.14
Длительные внутренние конфликты могут
тормозить развитие личности. Как считает
Л.И.Божович,"...человек, постоянно сталкивающийся
с внутренними конфликтами, будет отличаться
неуверенностью, неустойчивостью поведения,
неспособностью добиваться сознательно
поставленных целей, т.е. у него будут отсутствовать
как раз те черты, которые как основополагающие
входят в характеристику психологически
зрелой личности”15
Частые внутриличностные конфликты могут
привести к утрате уверенности человека
в своих силах, формированию устойчивого
комплекса неполноценности, а иногда -
и к потере смысла жизни.
Острые внутриличностные конфликты, как
правило, приводят к деструкции существующих
межличностных отношений в семье, на работе.
Они могут быть причиной повышенной агрессивности,
тревожности, раздражительности в общении.
Особо следует остановиться на проблеме
перерастания внутриличностного конфликта
в невротический конфликт. Присущие конфликту
переживания становятся источником заболевания
в том случае, когда занимают центральное
место в системе отношений личности. Человек
не может изменить конфликт так, чтобы
исчезло патогенное напряжение и был найден
рациональный выход из сложившегося положения.
Такой конфликт занимает ведущее место
в жизни человека, оказывается для него
неразрешимым и, затягиваясь, создает
аффективное напряжение, которое обостряет
противоречия, усиливает трудности, повышает
неустойчивость и возбудимость, углубляет
и болезненно фиксирует переживания, снижает
продуктивность и самоконтроль.
Классификация невротических конфликтов
с учетом внутренних механизмов их развития
дана B.Н.Mясищевым. Он описывает конфликты
истерического, обсессивно-психастенического
и неврастенического типов.
Первый тип характеризуется завышенными
претензиями личности в сочетании с недооценкой
объективных условий или требований окружающих.
Второй тип – невротического конфликта
– характеризуется противоречивыми собственными
потребностями, борьбой между желанием
и долгом, между моральными принципами
и личными привязанностями.
Конфликт третьего типа (неврастенический)
представляет противоречие между возможностями
личности и ее завышенными требованиями
к себе. В таких условиях возможно возникновение
аутоагрессии, под которой понимаются
агрессивные действия индивида, направленные
на самого себя (например, суицидальное
поведение).16
Отрицательные последствия внутриличностного конфликта касаются не только состояния самой личности, ее внутренней структуры, но и ее взаимодействия с другими людьми в группе — в семье, школе, вузе, организации и т.д. Такими негативными последствиями могут быть:
• деструкция существующих межличностных отношений;
• неожиданное обособление личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности, вообще все то, что в психологии получило название «отступлением,
• повышенная чувствительность к критике;
• пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства;
• девиантное (отклоняющееся) поведение и неадекватная реакция на поведение других;
• неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство;
• жесткий формализм — буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими;
• поиск виноватых — обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.
Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз.
Невротический конфликт - высшая стадия развития внутриличностного конфликта может возникнуть в любом возрасте. Но в большинстве случаев он закладывается в детстве в условиях нарушения отношений с окружающей социальной микросредой и в первую очередь с родителями. В результате затруднения с поиском выхода из переживаний могут появляться психическая (и физиологическая) дезорганизация личности, формирование неврозов.
С появлением невротического конфликта и неврозов возникает и невротическая личность, характеризуемая внутренне противоречивыми тенденциями, которые невротик не способен ни разрешить, ни примирить.
К. Хорни выделяет три особенности, отличающие невротическое соперничество от обычного.
1) невротик постоянно сравнивает себя с другими, даже в ситуациях, которые не требуют этого. Он мерится силами с людьми, которые никоим образом не являются его потенциальными соперниками и у которых нет с ним какой-либо общей цели. Его чувство по отношению к жизни можно сравнить с чувством жокея на скачках, для которого имеет значение только одно — опередил ли он другого;
2) отличие невротического соперничества состоит в том, что он стремится во всех отношениях быть уникальным и исключительным. В то время как нормальный человек может довольствоваться сравнительным успехом, цель невротика — всегда полное превосходство. Он должен быть лучшим в каждой области, с которой он соприкасается. Это является одной из причин, почему люди этого типа не могут наслаждаться успехом. Например, разочарование невротику может принести ограниченный интерес к его научной статье или книге, так как они не произвели ожидаемого им переворота в науке;