Воображение младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Содержание

Введение 3
Часть I – проблема воображения в психолого-педагогических исследованиях:
Воображение как психическая функция человека, его роль в жизни. 6
Сравнительная характеристика мышления и воображения. 8
Виды воображения, их характеристика. 13
Механизмы создания образов воображения. 15
Воображение младших школьников. 17
Роль учителя в развитии воображения младших школьников. 18
Упражнения для развития воображения у детей. 20
Часть II – изучение особенностей воображения младших школьников. 26
Заключение 28
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.72 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психолого-педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования

 

 

 

 

 

«Воображение младшего школьника»

 

 

 

 

 

Курсовая работа студентки

Очного отделения 3 курса

532 группы

Солнцевой Елены Сергеевны

Научный руководитель:

Шистерова Валентина Михайловна.

Нижний Новгород 2013

 

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Часть I – проблема воображения в психолого-педагогических исследованиях:

  1. Воображение как психическая функция человека, его роль в жизни.         6
  2. Сравнительная характеристика мышления и воображения.                         8
  3. Виды воображения, их характеристика.                                                        13
  4. Механизмы создания образов воображения.                                                15
  5. Воображение младших школьников.                                                            17
  6. Роль учителя в развитии воображения младших школьников.                  18
  7. Упражнения для развития воображения у детей.                                         20

Часть II – изучение особенностей воображения младших школьников.         26

Заключение                                                                                                             28

Список литературы                                                                                                29

 

 

Введение

 

Актуальность данной курсовой работы состоит том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умение неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретает особую значимость.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к начальному школьному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.

Но вместе с тем, стремительное развитие науки и техники постепенно вытесняет образное мышление. И вот уже родители не рассказывают своему ребенку сказок на ночь, их успешно заменяет телевидение, ведь, по их мнению, это гораздо проще – включить ребенку перед сном мультфильм, а в это время заняться своими домашними делами. Но телевидение приносит уже готовые образы, ребенку нет нужды что-то домысливать, фантазировать, представляя героев и события.

Д.И. Писарев писал: «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперед, и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» (6,с. 256).

К сожалению, нередко современная школа опирается на тот же принцип:  учителя дают готовый материал, и если школьник начинает что-то спрашивать, он слышит в ответ: «не сочиняй, не выдумывай».

Воображение – одно из самых таинственных и непонятных явлений психики человека, жизненное значение которого до сих пор так и не выявлено, несмотря на широкий круг исследований.

В разные эпохи воображение трактовалось по-разному, и какими только свойствами не наделялось. Теологи видели в нем что-то божественное, психоаналитики считали дьявольским началом в человеке. Люди с научным складом мышления считали воображение признаком и выражением души человека, вод которой подразумевалась особая идеальная сущность.

Особо важную роль играет воображение в процессе самореализации человека, в его творческой деятельности. Во-первых, оно позволяет строить гипотезы, мысленно проектировать эксперименты и их результаты, искать и находить нестандартные решения различных проблем. Следовательно, даже в науке невозможен ни один эксперимент, ни одна теория без работы воображения.

Таким образом, понимая все функции воображения, можно сделать вывод , что оно играет большую роль в человеческой жизнедеятельности. Но воображение не появляется само по себе в течение жизни, его нужно развивать и тренировать так же, как и другие психологические явления (мышление, память и другие). Делать это необходимо с раннего детства, а педагогу – с начала обучения детей.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.

Целью моей работы является выявление особенностей развития воображения у детей младшего школьного возраста, а также определение степени развития воображения у выбранной группы детей.

Объектом исследования является воображение как высшая психическая функция человека.

Предмет исследования – особенности развития воображения у младших школьников.

Задачи исследования:

    1. Изучить научную литературу по заданной теме.
    2. Определить, что такое воображение, для чего оно нужно, какова его роль в жизни человека.
    3. Выявить специфические особенности развития воображения у детей в возрасте младшего школьника.
    4. Привести различные методики определения развития воображения у младших школьников.
    5. Провести исследование развития воображения среди определенной группы младших школьников.

Методы исследования:

    1. Анализ научной литературы по выбранной теме.
    2. Проведение тестирования, анализ его результатов.

 

Часть I – проблема воображения в психолого-педагогических исследованиях

 

Воображение как психическая функция человека, его роль в жизни

 

Воображение является одним из феноменов психики человека, наряду с мышлением, памятью, вниманием и др. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока еще в реальности нет, а основой создания подобного образа является прошлый опыт человека, который он получил, взаимодействуя с объективной реальностью. Процесс создания новых психических образов и получил название воображения.

Существует немало определений воображения, и невозможно вычленить единое, общепринятое.

Например, С.Л. Рубинштейн говорил: Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое» (4, с.90).

А. Г. Маклаков утверждает, что: Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений (1, с. 284)

С. Р. Немов определяет воображение как особую форму человеческой психики, стоящую отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающую промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний (5, с. 196).

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности, то есть, вымышленные образы своим обликом частично или полностью похожи на уже известные человеку объекты, трансформированы воображением из реальной действительности.

Роль воображения  в психической деятельности человека очень велика, так как определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Например, вспоминая что-то, человек воспроизводит вещи и событие не в виде бессвязных фрагментов, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит некая переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями.

Деятельность воображения также тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего (1, с. 285).

Воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем, планировать свои действия. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове (2, с. 189).

Воображение также в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Например, представление о вкусном обеде вызывает обильное слюноотделение.

Также неоднократно проводился такой эксперимент: испытуемому завязывали глаза, долго убеждали, что к его коже будет прикладываться раскаленная монета, испытуемый верил, затем к его коже прикладывали холодную монету, но она оставляла ожог на коже, будто и вправду была раскалена.

 

Сравнительная характеристика мышления и воображения

 

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. А.Д. Дудецкий пишет: «... круг замыкается... Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением» (7, с.78).

Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т.д.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков:

  1. обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
  2. опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
  3. мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.
  4. неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Следует отметить, что речь является орудием мышления.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

  1. Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
  2. Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи.
  3. Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.
  4. Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Информация о работе Воображение младшего школьника