Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:16, курсовая работа
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Введение 3
Часть I – проблема воображения в психолого-педагогических исследованиях:
Воображение как психическая функция человека, его роль в жизни. 6
Сравнительная характеристика мышления и воображения. 8
Виды воображения, их характеристика. 13
Механизмы создания образов воображения. 15
Воображение младших школьников. 17
Роль учителя в развитии воображения младших школьников. 18
Упражнения для развития воображения у детей. 20
Часть II – изучение особенностей воображения младших школьников. 26
Заключение 28
Список литературы 29
К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.
Сталкиваясь с различными жизненные задачи, челок вынужден использовать свое мышление, чтобы найти поиски их решения. Он может либо выбрать один из имеющихся вариантов решения проблемы, вычленяя все плюсы и минусы имеющихся вариантов, что и будет чистой работой мышления, либо может искать новые, оригинальные пути решения, что уже будет не только работой мышления, но также творчеством, воображением. В первом случае, такой тип мышления будет называться критическим, во втором – творческий. Таким образом:
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта отличается от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.
Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее (1, с. 290).
Механизмы создания образов воображения.
А. Г. Маклаков строит такую теорию создания образов воображения: Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе предшествующего опыта человека, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности.
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части – анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов.
На втором этапе с этими образами могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Наиболее распространенной формой синтеза является агглютинация - создание нового образа из частей других образов.
Воображение младших школьников.
Дети-дошкольники любят мир фантазии и сказки. Они очень увлекаются игрой, в которой велика роль воображения. Так, для ребят достаточно сесть на палку, чтобы вообразить себя всадником, а три поставленных друг за другом стула могут быть скорым поездом. У младших школьников тоже усиленно работает воображение, однако образы воображения детей школьного возраста ближе к действительности, более точно ее отражают.
Характерной особенностью воображения младших школьников является наглядность и конкретность создаваемых образов. Ребенок представляет в уме то, что он видел в натуре или на картинке. Ученикам первого, а иногда и второго класса бывает нелегко вообразить то, что не имеет никакой поддержки в конкретных предметах и иллюстрациях. Так, ребенок неохотно соглашается признать, что перед ним «солдат», если у «солдата» нет в руке палки, изображающей винтовку. Более старшие ученики начальных классов легче обходятся без внешних атрибутов (признаков), хотя и любят ими пользоваться. Дошкольник больше, чем ученик начальных классов, верят тому, что создает его фантазия. Младший школьник более критически смотрит на то, что является плодом его воображения. Он понимает условность придуманного им и в игре принимает эту условность.
Под влиянием учения воображение детей изменяется. Появляется большая устойчивость образов воображения, которые лучше сохраняются в памяти, становятся богаче и разнообразнее благодаря расширению кругозора, приобретаемым знаниям.
Воображение у младшего
школьника имеет в значительной степени
подражательный характер. Ребенок в своих
вымыслах и играх старается воспроизвести
то, что он видел или слышал, повторить
то, что наблюдал. Поэтому воображение
у него имеет главным образом воссоздающий
(репродуктивный) характер.
В процессе обучения
это воссоздающее воображение имеет очень
большое значение, так как без него невозможно
воспринимать и понимать учебный материал.
Учение способствует развитию этого вида
воображения, обогащает его. Кроме того,
у младшего школьника воображение все
теснее связывается с его жизненным опытом,
причем не остается пассивным процессом
(бесплодным фантазированием), а постепенно
становится побудителем к деятельности.
Возникшие образы и мысли ребенок стремится
воплотить в реальные предметы (в рисунки,
игрушки, разные поделки, иногда и полезные),
над изготовлением которых надо потрудиться
(3, с. 112).
Роль учителя в развитии воображения младших школьников.
Первая задача педагога — развить репродуктивное, воссоздающее воображение ученика, чтобы он достаточно ярко и точно представлял себе то, о чем говорит учитель. Для этого рассказ педагога должен быть красочным, в меру эмоциональным, богатым конкретными фактами; его следует сопровождать картинами, показом диапозитивов, наглядных пособий и т. п. Однако эти средства должны быть только вспомогательными в развитии воображения. Они полезны особенно тогда, когда ребенок не может сам мысленно представить то, о чем идет речь. Злоупотребление наглядностью, излишнее ее применение не ускорит, а затормозит развитие воображения.
Полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т. е. помогает развитию воображения.
Задача учителя в начальных классах — создавать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.
Чтобы лучше уяснить, насколько верно это отражение, полезно спросить ученика, как он представляет тот или иной предмет или явление. Известны случаи, когда школьник правильно пересказал заданное, но те образы и представления, которые возникли у ребенка на основе прочитанного, совершенно не соответствовали тому, о чем говорилось в книге.