Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:46, реферат
Цель: Выявить направления деятельности педагога по профилактике жестокого обращения с детьми. Задачи:
1. Изучить социально – психологическую, педагогическую литературу по теме.
2. Рассмотреть основные формы жестокого обращения с детьми.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей подвергшихся жестокому обращению в семье.
4. Показать формы деятельности педагога по вопросу профилактики жестокого обращения с детьми.
1. Введение………………………………………………………………………….3
2. Основная часть
2.1. Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………...7
2.2. Физические формы жестокого обращения с детьми………………………..8
2.3. Особенности поведения детей подвергшихся жестокому обращению….11
2.4. Рекомендации педагогам по работе с детьми с подозрением на домашнее насилие.…………………………………………………………………14
2.5. Рекомендации по организации педагогической деятельности в ходе профилактики жестокого обращения с детьми………………………………….16
3.Заключение………………………………………………………………………..18
4. Список литературы………………………………………………………………19
ГБОУ СПО Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального
Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского
Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин»
Реферат
по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности
на тему: «Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми»
Выполнила:
студентка 3 курса
Зебзеева А.В.
Преподаватель:
Сергеева И.М.
Соликамск 2012
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Основная часть
2.1. Психологические формы жестокого
обращения в семье с детьми младшего школьного
возраста…………………………………………………………
2.2. Физические формы жестокого обращения с детьми………………………..8
2.3. Особенности поведения детей подвергшихся жестокому обращению….11
2.4. Рекомендации педагогам по работе
с детьми с подозрением на
домашнее насилие.…………………………………………………………
2.5. Рекомендации по организации педагогической деятельности в ходе профилактики жестокого обращения с детьми………………………………….16
3.Заключение………………………………………………
4. Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В последние годы в связи с общим кризисом Российского общества, интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.
Согласно полученным данным, исследователи пришли к выводу, что уровень домашнего насилия поразительно высок. В частности около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, что для многих жертв заканчивается смертью. Более того, 50 тыс. детей убегают из дома, спасаясь от семейного насилия.
Статистика:
Только 23% детей и подростков заявляют о нанесении им побоев; 2% родителей заявляют на себя сами; ¾ ситуации по инициативе третьих лиц (родственников, педагогов, соседей, друзей).
Сегодня в законодательстве России нет каких-либо нормативных актов, направленных на предотвращение жестокого обращения в семье. В поле зрения законодателей в данный момент находится только жестокое обращение в семье в отношении детей. Необходима разработка региональной нормативно-правовой базы по предотвращению и пресечению бытового насилия. Механизм реализации такого законопроекта должен предусматривать внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты и является правовой базой для разработки стратегии борьбы с бытовым насилием. В настоящее время растет число детей и подростков, находящихся в состояние школьной и социальной дезадаптации, все острее встает вопрос о росте криминализации в среде детей и подростков.[3,170]
Вследствие
этого основные вопросы,
Таким образом, становится очевидным, что проблема жестокого обращения с детьми и коммерческая сексуальная эксплуатация детей требуют в современном мире серьезных исследований. Ключевая роль в решении проблемы принадлежит специалистам в области здравоохранения, а затем и другим социальным службам. Плохое обращение с детьми ставит так же и перед педагогами целый ряд важнейших задач. В первую очередь школа призвана сыграть особую роль в помощи страдающим детям и их неблагополучным семьям, для чего необходимо специальное обучение методам распознавания жестокого обращения с детьми, фактов пренебрежения родительским долгом. Мне, как будущему учителю начальных классов особенно интересна эта тема. Здоровье детей напрямую связано с окружающей их социальной средой. Отношение к детям в семье связано с их здоровьем и социальным поведением.
Объект исследования: жестокое обращение с детьми в семье как социальное явление.
Предмет: деятельность педагога по профилактике жестокого обращения с детьми
Цель: Выявить направления деятельности педагога по профилактике жестокого обращения с детьми.
Задачи:
1. Изучить социально – психологическую, педагогическую литературу по теме.
2. Рассмотреть основные формы жестокого обращения с детьми.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей подвергшихся жестокому обращению в семье.
4. Показать формы деятельности педагога по вопросу профилактики жестокого обращения с детьми.
Основная часть
2.1. Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста
Пренебрежение
основными нуждами ребенка (
Причинами
неудовлетворения основных
- отсутствие соответствующего
возрасту и потребностям
- отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
- отсутствие внимания и любви к ребенку.
Чаще всего пренебрегают
основными нуждами детей
На образовательном уровне моральная жестокость заключается в том, что родители позволяют ребенку постоянно прогуливать школу, над ребенком нет никакого контроля, родители также не позволяют ребенку участвовать в каких-либо школьных мероприятиях, или родители не обеспечивают ребенка всем необходимым ему для занятий в школе.
Последствия моральной жестокости у детей.
Внешние проявления:
- утомленный сонный вид,
- у грудных детей обезвоживание,
- одежда неряшливая, не
соответствует сезону и
- нечистоплотность, не свежий запах.
Физические признаки:
- отставание по физическим признакам (рост, вес) от сверстников;
- педикулез, чесотка;
- запущенный кариес;
- отсутствие надлежащих прививок;
- задержка речевого и психического развития.
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психологическое воздействие на ребенка, или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К форме эмоционального насилия относятся:
- угрозы в адрес
ребенка, проявляющиеся в
- лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении; родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- однократное грубое
психическое воздействие,
- преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.)
2.2. Физические формы жестокого обращения с детьми
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение травм и повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психологического здоровья, отставания в развитии.
К нему относятся так же вовлечение ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые. Чаще всего это происходит в семьях, где:
- убеждены, что физическое наказание является методом выбора, для воспитания детей;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- нарушен эмоционально –
- родители находятся в
- родители предъявляют
Распознание факта физического насилия над ребенком.
Характер повреждений:
- синяки, ссадины, раны,
следы от ударов ремнем, укусов,
прижигание горячими
- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
- повреждения внутренних органов;
- «синдром сотрясения» у
На случайный характер травм указывает:
- множественность повреждений,
различная степень давности (свежее
и заживающие), специфический характер
(отпечатки пальцев, предметов)
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков
- появление травм после
Сексуальное насилие, или развращение, есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. К данному виду насилия относятся:
- половой акт с ребенком;
- любой телесный контакт с половым органами ребенка, а так же ласки эрогенных зон;
- сексуальная эксплуатация
ребенка, для порнографических
целей или вовлечение в
- демонстрация эротических,
или порнографических
- совершение полового акта в присутствии ребенка.
Согласие
ребенка на сексуальный
- не обладает силой воли, находясь в зависимости от взрослого;
- может не осознавать значение сексуальных действий, в силу функциональной не зрелости;
- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий. (4, 130)
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
- патриархально-авторитарный уклад;
- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца – отчим или сожитель матери;
Информация о работе Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми