Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:46, реферат

Краткое описание

Цель: Выявить направления деятельности педагога по профилактике жестокого обращения с детьми. Задачи:
1. Изучить социально – психологическую, педагогическую литературу по теме.
2. Рассмотреть основные формы жестокого обращения с детьми.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей подвергшихся жестокому обращению в семье.
4. Показать формы деятельности педагога по вопросу профилактики жестокого обращения с детьми.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………….3
2. Основная часть
2.1. Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………...7
2.2. Физические формы жестокого обращения с детьми………………………..8
2.3. Особенности поведения детей подвергшихся жестокому обращению….11
2.4. Рекомендации педагогам по работе с детьми с подозрением на домашнее насилие.…………………………………………………………………14
2.5. Рекомендации по организации педагогической деятельности в ходе профилактики жестокого обращения с детьми………………………………….16
3.Заключение………………………………………………………………………..18
4. Список литературы………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

- родители (или один  из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами, имеют  психические заболевания    Сексуальное насилие, является  преступлением и встречается  во всех слоях общества, причем  значительно чаще, чем принято  считать. Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая девочка, и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет.

    Рассказать  кому-либо о сексуальном насилии  для жертвы трудно по многим  причинам:

- угрозы со стороны  насильника;

- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, ребенок может жалеть его;

- жертва может считать  себя виновным в насилии;

- ребенок любит насильника  или нуждается в нем;

- ребенок не понимает, что-то, что с ним делают плохо;

- несовершеннолетний  может бояться, что ему не поверят (4,120).

2.3. Особенности поведения детей подвергшихся жестокому обращению

Ребенок, познавший жестокое отношение к себе   и растущий в атмосфере, насыщенной недоверием к окружающему миру, стремится  изолироваться от общества и может проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Он отличается повышенной рассеянностью на занятиях и испытывает больше трудностей в обучении и воспитании по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке, плохо контролирует свои эмоции и поведение и, не уверенно чувствует себя в обществе.

Чтобы избежать плохого  отношения к себе ему нередко  приходиться быть чрезмерно уступчивым, так же у него развиваются невротические  черты и проблемное поведение. Общее  физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание развития речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

Наиболее отчетливо  у ребенка проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Он с  трудом различает эмоции взрослого, плохо дифференцирует их, имеет ограниченную способность понимать другого, себя.

Типичным недостатком  развития в дошкольном возрасте является нарушение самостоятельности. Он с  трудом представляет свое будущее, ориентирован только на ближайшее будущее - поступление в школу, учение.

Скудость, ограниченность чувственного опыта ребенка, воспитывающегося в атмосфере насилия, отрицательно сказывается на формировании его  мышления, восприятия, что проявляется  в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта.

    Особенности поведения детей младшего школьного возраста, подвергающихся физическому насилию в семье: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество отсутствие друзей; плохая успеваемость; агрессивность.

    Основные особенности  поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

- противоречивые, путаные  объяснения причин травм у  детей;

- обвинение в травмах  самого ребенка;

- позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;

- отсутствие эмоциональной  поддержки или ласки в обращении  с ребенком;

- большее внимание  собственным проблемам, нежели  имеющимся у ребенка повреждениям. [4,121]

Особенности поведения  детей, подвергающихся моральному насилию:

- постоянный голод  и жажда, может красть пищу, рыться в отходах и т.п.

- неумение играть;

- постоянный поиск  внимания;

- частые пропуски школьных  занятий;

- склонность к поджогам, жестокость к животным;

- мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

      Особенности детей подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

- задержка психологического  развития;

- невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

- низкая самооценка;

- неумение общаться со сверстниками;

- депрессия, попытки суицида;

– проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

    Группы риска детей  по эмоциональному насилию:

- дети от нежелательной беременности;

- дети инвалиды;

- дети раннего возраста;

- дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;

- дети, родители (или один из  родителей) которых употребляют  алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

- дети, в семье которых много  социально-экономических проблем.

     Особенности поведения  взрослых совершающих эмоциональное насилие:

- не утешают, когда ребенок  в этом нуждается;

- публично оскорбляют, бранят, унижают,  осмеивают ребенка;

- сравнивают с другими детьми, не в его пользу;

- обвиняют его во  всех своих неудачах, делая из  ребенка «козла отпущения»      

     Особенности психического состояния  и поведение детей подвергающихся  сексуальному насилию:

- резкое ухудшение  успеваемости;

- невозможность сосредоточиться;

- гнев, агрессивное поведение; 

- несвойственные знания  о половых вопросах

- ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками.

Вывод: Таким образом,  существуют различные виды  жестокого обращения с детьми. Среди них можно выделить  физическое и психологическое как наиболее часто встречающиеся формы. У детей, подвергшихся  таким  видам насилия,  могут проявляться  различные  особенности  поведения.

 

          Педагогам, работающим в школе необходимо знать, что домашнему насилию подвергаются дети любого возраста. Насилию чаще подвергаются дети с различными нарушениями, расстройствами речи и метальными

отклонениями, с врожденными  аномалиями или хроническими,    рецидивирующими  заболеваниями.  Приемные или неродные дети так же чаще подвергаются насилию.

По данным статистики 77% обидчиков - родители ребенка, а 11% - родственники жертвы, 2% - люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители). Примерно 10% всех обидчиков детей - это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком.

 

2.4. Рекомендации педагогам по работе с детьми с подозрением на домашнее  насилие.

Что делать, если ребенок сообщает педагогу о насилии.

1. Отнеситесь к ребенку серьезно. 
2. Попытайтесь оставаться спокойными. 
3. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребенка. 
4. Успокойте и поддержите ребенка словами.

«Хорошо, что ты мне  сказал. Ты правильно сделал».

«Я тебе верю».

«Ты в этом не виноват».

«Ты не один попал в  такую ситуацию, это случается  и с другими детьми».

«Мне жаль, что с  тобой это случилось».

«Мне надо поговорить о том, что случилось с ... (юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются  сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие  секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

5. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.

6. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка. 
7. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить. 

Если ребенок говорит об этом в классе.

1. Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже») и смените тему.

2. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.

Если в вашем классе есть ребенок, подвергающийся домашнему насилию, то Вы можете ему помочь, обеспечивая следующее:

1. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.

2. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.

3. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.

4. Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих. Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений.

5. Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии и т.д. 
6. Вначале ребенок может хотеть, чтобы  ему говорили, что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мобилизовать собственные ресурсы.

7. Деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и  постоянно пресекаться.

8. Обеспечить доступность полезного материала для чтения и художественное творчество - это возможности выразить для ребенка свои чувства.

2.5. Рекомендации  по организации педагогической деятельности в ходе профилактики жестокого обращения с детьми.

         Во-первых, педагог должен  уметь грамотно осуществлять работу по взаимодействию с другими специалистами, занимающимися вопросами жестокого обращения с детьми. Например, с социальным педагогом школы, школьным психологом, медиком. В этом случае в поле зрения в первую очередь попадут дети группы риска. Те, чьи родители ведут асоциальный образ жизни.

       Во-вторых, педагог должен участвовать в программах по профилактике жестокого обращения с детьми. В программах по возрождению и укреплению семейных ценностей.

       Другой способ предотвращения жестокого обращения с детьми заключается в изменении позиции родителей в отношении этого вопроса (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

 В рамках деятельности педагога  обязательно должны быть различные формы мероприятий, способствующие укреплению взаимоотношений детей и их родителей. Организация совместных школьных-семейных походов, проведение совместных спортивных мероприятий и  праздников и так далее.

        Работа с родителями детей, имеющих отставание по программе должна выстраиваться грамотно, с целью предупреждения возможных насильственных действий со стороны родителей.  Если родители будут учитывать особенности развития ребенка, этапы взросления и трансформацию способов коммуникации с детьми, их отзывчивость станет более гибкой, легче установятся эмоциональный диалог, отношения доверительной близости между родителями и ребенком. Это так же может предотвратить возможное жестокое обращение с ребенком.

          Педагог так же должен знать о центрах реабилитации, которые работают в городе. Например, в городе, где я родилась - Губахе существует психолого-медико социальный центр «ВЕРА». Это специализированное учреждение, для оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, и предупреждение насилия в отношении детей, основанное 01.09.1996 года «Комитетом управления образования» города  Губаха. (Приложение №2)

Вывод: любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.

 Конечно жестокое  обращение – это социальная проблема. Реализация прав ребенка, защиты их от любых форм насилия, счастье каждого ребенка в значительной степени зависит от как самих детей, так и нашего отношения к ущемлению прав детей. В целях предотвращения насилия в семье необходимы, широкая пропаганда идей гуманизма, формирование в обществе культуры прав человека, возвращение к традиционным семейным ценностям.

 

Заключение

  В ходе решения  поставленных  задач была изучена социально-педагогическая литература и рассмотрен процесс профилактики жестокого обращения с детьми. Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «нет», рассказать тому, кто в состоянии реально помочь. Эти навыки жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему, в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Ребенку необходимо объяснить, что, хотя  воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому, только из-за того, что тот старше, и вправе требовать послушания.

 Также в ходе написания реферата были изучены основные формы жестокого обращения с детьми, их причины и особенности поведения детей, которые подвергались жестокому обращению.

           Таким образом, проведенный в реферативной работе анализ позволил сделать вывод о том, что существует ряд особенностей деятельности педагога по профилактике жестокого обращения с ребенком в семье. Решение проблем жестокого обращения невозможно без четко организованного взаимодействия педагога с медицинским персоналом, юристами, психологами, работниками социальной сферы и родителями детей. Так же педагог должен знать признаки насилия над детьми. И уметь своевременную поддержку ребенку, подвергшемуся жестокому обращению. Кроме того педагог должен осознавать к каким асоциальным последствиям а так же школьной дезадаптации    может привести ребенка насилие.

Информация о работе Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми