Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:46, реферат
Цель: Выявить направления деятельности педагога по профилактике жестокого обращения с детьми. Задачи:
1. Изучить социально – психологическую, педагогическую литературу по теме.
2. Рассмотреть основные формы жестокого обращения с детьми.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей подвергшихся жестокому обращению в семье.
4. Показать формы деятельности педагога по вопросу профилактики жестокого обращения с детьми.
1. Введение………………………………………………………………………….3
2. Основная часть
2.1. Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………...7
2.2. Физические формы жестокого обращения с детьми………………………..8
2.3. Особенности поведения детей подвергшихся жестокому обращению….11
2.4. Рекомендации педагогам по работе с детьми с подозрением на домашнее насилие.…………………………………………………………………14
2.5. Рекомендации по организации педагогической деятельности в ходе профилактики жестокого обращения с детьми………………………………….16
3.Заключение………………………………………………………………………..18
4. Список литературы………………………………………………………………19
- родители (или один
из них) являются алкоголиками,
наркоманами, токсикоманами,
Рассказать
кому-либо о сексуальном
- угрозы со стороны насильника;
- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, ребенок может жалеть его;
- жертва может считать себя виновным в насилии;
- ребенок любит насильника или нуждается в нем;
- ребенок не понимает, что-то, что с ним делают плохо;
- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят (4,120).
2.3. Особенности поведения детей подвергшихся жестокому обращению
Ребенок, познавший жестокое отношение к себе и растущий в атмосфере, насыщенной недоверием к окружающему миру, стремится изолироваться от общества и может проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Он отличается повышенной рассеянностью на занятиях и испытывает больше трудностей в обучении и воспитании по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке, плохо контролирует свои эмоции и поведение и, не уверенно чувствует себя в обществе.
Чтобы избежать плохого отношения к себе ему нередко приходиться быть чрезмерно уступчивым, так же у него развиваются невротические черты и проблемное поведение. Общее физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание развития речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.
Наиболее отчетливо
у ребенка проявляются
Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте является нарушение самостоятельности. Он с трудом представляет свое будущее, ориентирован только на ближайшее будущее - поступление в школу, учение.
Скудость, ограниченность
чувственного опыта ребенка, воспитывающегося
в атмосфере насилия, отрицательно
сказывается на формировании его
мышления, восприятия, что проявляется
в примитивности изобразительно
Особенности поведения детей младшего школьного возраста, подвергающихся физическому насилию в семье: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество отсутствие друзей; плохая успеваемость; агрессивность.
Основные особенности
поведения родителей или
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
- отсутствие эмоциональной
поддержки или ласки в
- большее внимание
собственным проблемам, нежели
имеющимся у ребенка
Особенности поведения детей, подвергающихся моральному насилию:
- постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отходах и т.п.
- неумение играть;
- постоянный поиск внимания;
- частые пропуски школьных занятий;
- склонность к поджогам, жестокость к животным;
- мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
Особенности детей подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
- задержка психологического развития;
- невозможность
- низкая самооценка;
- неумение общаться со
- депрессия, попытки суицида;
– проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
Группы риска детей по эмоциональному насилию:
- дети от нежелательной
- дети инвалиды;
- дети раннего возраста;
- дети из семей, где
- дети, родители (или один из
родителей) которых
- дети, в семье которых много
социально-экономических
Особенности поведения взрослых совершающих эмоциональное насилие:
- не утешают, когда ребенок в этом нуждается;
- публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
- сравнивают с другими детьми, не в его пользу;
- обвиняют его во всех своих неудачах, делая из ребенка «козла отпущения»
Особенности психического
- резкое ухудшение успеваемости;
- невозможность сосредоточиться;
- гнев, агрессивное поведение;
- несвойственные знания о половых вопросах
- ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками.
Вывод: Таким образом, существуют различные виды жестокого обращения с детьми. Среди них можно выделить физическое и психологическое как наиболее часто встречающиеся формы. У детей, подвергшихся таким видам насилия, могут проявляться различные особенности поведения.
Педагогам, работающим в школе необходимо знать, что домашнему насилию подвергаются дети любого возраста. Насилию чаще подвергаются дети с различными нарушениями, расстройствами речи и метальными
отклонениями, с врожденными аномалиями или хроническими, рецидивирующими заболеваниями. Приемные или неродные дети так же чаще подвергаются насилию.
По данным статистики 77% обидчиков - родители ребенка, а 11% - родственники жертвы, 2% - люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители). Примерно 10% всех обидчиков детей - это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком.
2.4. Рекомендации педагогам по работе с детьми с подозрением на домашнее насилие.
Что делать, если ребенок сообщает педагогу о насилии.
1. Отнеситесь к ребенку серьезно.
2. Попытайтесь оставаться спокойными.
3. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребенка.
4. Успокойте и поддержите ребенка словами.
«Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».
«Я тебе верю».
«Ты в этом не виноват».
«Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
«Мне жаль, что с тобой это случилось».
«Мне надо поговорить о том, что случилось с ... (юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
5. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.
6. Терпеливо отвечайте на
вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
7. Следите за тем, чтобы не давать обещаний,
которые вы не можете исполнить.
Если ребенок говорит об этом в классе.
1. Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже») и смените тему.
2. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.
Если в вашем классе есть ребенок, подвергающийся домашнему насилию, то Вы можете ему помочь, обеспечивая следующее:
1. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.
2. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.
3. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.
4. Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих. Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений.
5. Демонстрируйте работу
ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте
его в дискуссии и т.д.
6. Вначале ребенок может хотеть, чтобы
ему говорили, что он должен делать и как реагировать,
пока он не сможет мобилизовать собственные
ресурсы.
7. Деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться.
8. Обеспечить доступность полезного материала для чтения и художественное творчество - это возможности выразить для ребенка свои чувства.
2.5. Рекомендации по организации педагогической деятельности в ходе профилактики жестокого обращения с детьми.
Во-первых, педагог должен уметь грамотно осуществлять работу по взаимодействию с другими специалистами, занимающимися вопросами жестокого обращения с детьми. Например, с социальным педагогом школы, школьным психологом, медиком. В этом случае в поле зрения в первую очередь попадут дети группы риска. Те, чьи родители ведут асоциальный образ жизни.
Во-вторых, педагог должен участвовать в программах по профилактике жестокого обращения с детьми. В программах по возрождению и укреплению семейных ценностей.
Другой способ предотвращения жестокого обращения с детьми заключается в изменении позиции родителей в отношении этого вопроса (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
В рамках деятельности педагога обязательно должны быть различные формы мероприятий, способствующие укреплению взаимоотношений детей и их родителей. Организация совместных школьных-семейных походов, проведение совместных спортивных мероприятий и праздников и так далее.
Работа с родителями детей, имеющих отставание по программе должна выстраиваться грамотно, с целью предупреждения возможных насильственных действий со стороны родителей. Если родители будут учитывать особенности развития ребенка, этапы взросления и трансформацию способов коммуникации с детьми, их отзывчивость станет более гибкой, легче установятся эмоциональный диалог, отношения доверительной близости между родителями и ребенком. Это так же может предотвратить возможное жестокое обращение с ребенком.
Педагог так же должен знать о центрах реабилитации, которые работают в городе. Например, в городе, где я родилась - Губахе существует психолого-медико социальный центр «ВЕРА». Это специализированное учреждение, для оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, и предупреждение насилия в отношении детей, основанное 01.09.1996 года «Комитетом управления образования» города Губаха. (Приложение №2)
Вывод: любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.
Конечно жестокое обращение – это социальная проблема. Реализация прав ребенка, защиты их от любых форм насилия, счастье каждого ребенка в значительной степени зависит от как самих детей, так и нашего отношения к ущемлению прав детей. В целях предотвращения насилия в семье необходимы, широкая пропаганда идей гуманизма, формирование в обществе культуры прав человека, возвращение к традиционным семейным ценностям.
Заключение
В ходе решения поставленных задач была изучена социально-педагогическая литература и рассмотрен процесс профилактики жестокого обращения с детьми. Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «нет», рассказать тому, кто в состоянии реально помочь. Эти навыки жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему, в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Ребенку необходимо объяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому, только из-за того, что тот старше, и вправе требовать послушания.
Также в ходе написания реферата были изучены основные формы жестокого обращения с детьми, их причины и особенности поведения детей, которые подвергались жестокому обращению.
Таким образом, проведенный в реферативной работе анализ позволил сделать вывод о том, что существует ряд особенностей деятельности педагога по профилактике жестокого обращения с ребенком в семье. Решение проблем жестокого обращения невозможно без четко организованного взаимодействия педагога с медицинским персоналом, юристами, психологами, работниками социальной сферы и родителями детей. Так же педагог должен знать признаки насилия над детьми. И уметь своевременную поддержку ребенку, подвергшемуся жестокому обращению. Кроме того педагог должен осознавать к каким асоциальным последствиям а так же школьной дезадаптации может привести ребенка насилие.
Информация о работе Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми