Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:46, реферат

Краткое описание

Цель: Выявить направления деятельности педагога по профилактике жестокого обращения с детьми. Задачи:
1. Изучить социально – психологическую, педагогическую литературу по теме.
2. Рассмотреть основные формы жестокого обращения с детьми.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей подвергшихся жестокому обращению в семье.
4. Показать формы деятельности педагога по вопросу профилактики жестокого обращения с детьми.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………….3
2. Основная часть
2.1. Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………...7
2.2. Физические формы жестокого обращения с детьми………………………..8
2.3. Особенности поведения детей подвергшихся жестокому обращению….11
2.4. Рекомендации педагогам по работе с детьми с подозрением на домашнее насилие.…………………………………………………………………14
2.5. Рекомендации по организации педагогической деятельности в ходе профилактики жестокого обращения с детьми………………………………….16
3.Заключение………………………………………………………………………..18
4. Список литературы………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

    

 

Список литературы

 

  1. Постановление КДН и ЗП Пермского края от 22 июня 1999 г. [Текст]. – Пермь: Книжное издательство, 1999.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
  3. Гордеева, А. В. Реабилитационная педагогика – М.: Академический проект, 2005. – 320 с.
  4. Олиференко, Л. Я. и др.  Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: Учеб. пособие. 3 изд. / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
  5. Психология реабилитации детей и подростков [Текст] /  Под ред. И. В.  Дубровиной. – Калуга,  1994.
  6. Ярославцева Н.Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия и оказание им психологической помощи // Мир психологии. - 1998. - № 2 (14). - С.71-80.
  7. http://www.uszn-gd.h18.ru/zestok/001.html
  8. http://www.sciteclibrary.ru/agr/c09.htm

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Рекомендации  родителям по воспитанию ребенка  без физического наказания, по защите детей от жестокого обращения.

 

       Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители,  использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. В отсутствии родителей, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуется.

     1. Вы можете  изменить ситуацию так, чтобы  ребенку незачем было вести  себя неправильно.

Пример:  ребенок постоянно  обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать  потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с  работы, сразу уделите внимание ребенку, хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои теплые чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).

     2. Не предъявляйте  к ребенку требований, которые  не соответствуют его возрасту  и возможностям.

     3.  Если  ребенок обманывает, разберитесь  в причинах лжи ребенка.

Важно понять, что ребенок  не родился лгуном, у него должна быть причина для этого: желание  избежать наказания, страх перед  отвержением. Убедите ребенка, «что лучше горькая правда, чем сладкая  ложь»

     4. Учитесь  владеть своими чувствами.

Старайтесь  сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте  те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.

     5. Если ребенка  часто наказывать, то он может  привыкнуть реагировать только  на физическое наказание.

      Кроме  физического наказания существуют  другие меры дисциплинарного  воздействия, которые вы еще  возможно не использовали:

1. Не действуйте сгоряча.  Остановитесь и проанализируйте,  отчего ваш ребенок ведет себя  так, как вам не хочется?

2. Подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого?

3. Возможно, поступок  ребенка, за который вы его  наказываете, - это сигнал тревоги,  говорящий, что ребенок попал  в трудную ситуацию?

4. Вы можете помочь  своему ребенку, поддержать его,  не прибегая к физическому наказанию.

 

Как установить контакт с ребенком, чтобы предотвратить  жестокое обращение с ним.

            Необходимо помнить, что лучше  предотвратить, чем потом исправлять. Родители смогут сделать многое  для того, чтобы насторожить детей,  предупредить их об опасности жестокого обращения с ними и научить избегать его.

             Для этого необходимо, чтобы между  вами и детьми существовали  доверительные, открытые отношения.  В их установлении большую  роль сыграют ваши разговоры   о ваших личных проблемах по  «Телефону доверия» для детей и подростков. Разговор с ребенком о жестоком обращении, особенно о сексуальном насилии, может быть трудным и потребует времени. Но если это защитит вашего ребенка, дело этого стоит. Что именно вы скажете ребенку, зависит от его возраста, но даже самые маленькие смогут понять такие правила, как «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не уходи с незнакомыми людьми», «не соглашайся делать то, что тебе неприятно». Убедите ребенка, что его тело принадлежит только ему и он вправе сказать «нет» любому, кто хочет до него дотронуться. Объясните ребенку, что взрослые могут угрожать ему или его родителям, чтобы заставить его соблюсти тайну. Ваш ребенок должен понять, что есть «нехорошие» тайны, которые нельзя соблюдать.

Вы можете составить свод правил, которые могут защитить ребенка.

Например:

1. Вы всегда будете  верить и помогать ребенку.  Он не должен сомневаться в  том, что вам можно сказать  все.

2. Если детей не  сопровождает взрослый, лучше, если  они везде, где возможно будут  ходить парами или группами. Детям следует идти домой всегда одной и той же дорогой.

3.  Нельзя разрешать  маленькому ребенку находиться  в общественных местах  одному (например, в туалете)

4.  Необходимо удостовериться  в том, что няне или другому  воспитателю можно доверять.

5.  Если ребенку  что-то угрожает, он вправе делать  все, что угодно: убежать, визжать,  кричать, лягаться, драться кулаками, лгать. Важна лишь безопасность  ребенка.

6.  Ребенок сам решает, кому он позволяет себя целовать  и обнимать. Нельзя заставлять  ребенка делать это против его воли, особенно, если он чувствует, что это неправильно.

7.   Добейтесь того, чтобы ребенок твердо знал: если  кто-то предлагает ему что-то  неприятное, показывает порнографические  картинки, фотографирует его обнаженным  или делает подарки - об этом надо обязательно рассказать родителям. Убедите ребенка в том, что его не будут обвинять или ругать, что бы не делал с ним взрослый.

8.  Дети должны точно  сообщать вам, с кем они уходят, куда идут и когда вернутся.

Как предотвратить  насилие над ребенком в детском саду, в школе или в детском лагере?

1. Отдавая ребенка  в какое-либо детское учреждение, убедитесь, что оно имеет хорошую  репутацию, и каковы его традиции. Выясните, не было ли инцидентов  в прошлом.

2. Узнайте как можно  больше об учителях и воспитателях. Поговорите с родителями детей, посещавших это заведение. Узнайте, как в этом учреждении принимают учителей или воспитателей на работу, интересуются ли их прежней работой и рекомендациями.

3. Узнайте, допускаются  ли родители к участию в делах детского учреждения, приветствуют ли это сотрудники. Открытость - важный признак. Убедитесь, что вы в любое время сможете увидеть своего ребенка.

4. Вы должны знать  о любой отлучке детей. Никогда  не давайте воспитателю права  уводить ребенка на какие-нибудь мероприятия без вашего ведома.

5. Запретите давать  о вашем ребенке любые сведения  кому-либо без вашего разрешения.

6. Убедитесь, что в  школе или в детском саду  каждый день точно знают, кто  будет забирать ребенка домой.

7.  Если вы предполагаете,  что в школе или в детском саду с ребенком жестоко обращаются, не обращайтесь туда с жалобами, а сообщите о своих подозрениях в милицию или социальные службы.

8.  Поговорите с  родителями других детей, чтобы  выяснить, не замечали ли они  что-либо необычное в поведении или здоровье своих детей.

9.  Помните, что важно  предпринять все возможное, чтобы  защитить детей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  №2

Психолого-медико социальный центр «ВЕРА»

 Это специализированное  учреждение, для оказания помощи  детям, пострадавшим от жестокого  обращения, и предупреждение насилия в отношении детей, основанное 01.09.1996 года «Комитетом управления образования» города  Губаха.

Основными направлениями  работы центра «ВЕРА» являются:

  1. Помощь детям ставшими жертвами жестокого обращения. Проведение диагностики, осуществление медицинской, психотерапевтической реабилитации, социальной помощи и правовой поддержки детей.
  2. Работа с семьями. Проведение диагностики функциональной способности семьи, оказание помощи в развитие навыков родительства, семейная терапия.
  3. Разработка, апробация и внедрение методик работы с пострадавшими детьми.

     Совместно  с социальным педагогом осуществляются:

- семинары  для специалистов  по проблемам выявления детей,  пострадавших от различных форм  насилия.

- занятия для работников  детских дошкольных учреждений и школ по предупреждению насилия в семье и профилактике жестокого обращения с детьми.

- подготовка материалов  для детей и занятий с ними  по безопасному поведению.

  Так же в центре  работают специалисты различного  профиля: психологи, медработники, юрист, методист, реабилитолог. Все специалисты центра прошли за рубежом специальное консультирование по работе с детьми-жертвами жестокого обращения и их семьями.

  За 4,5 года существования,  в центр «ВЕРА» было 397 обращений,  из них по причинам жестокого обращения в отношении детей – 322 (53,9%). Случаи сексуального насилия составили - 30%, физического - 9,5%, эмоционального - 9,7%, пренебрежение основным нуждами - 4%. Сотрудниками Центра обслужены 497 семей, которые получили консультативную и психотерапевтическую помощь, правовую поддержку. В 7 случаях были возбужденны уголовные или гражданские дела.

    Сотрудники  Центра «ВЕРА» признают необходимым  соблюдение в повседневной деятельности  следующих основных принципов  работы:

- приоритет интересов ребенка;

- уважение прав родителей;

- обеспечение высокого  уровня профессионализма;

- работа в команде;

- сотрудничество в  деле защиты прав ребенка с  учреждениями образования. Здравоохранения,  ОВД, социальной защиты, общественными  организациями.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми