Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:39, курсовая работа
Краткое описание
Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них, так дети отрывают насекомым лапки, лапки, разрывают дождевых червей. Дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д. Это объясняется тем, что дошкольники обычно не понимают, что в живом организме всё взаимосвязано и нарушение какого-либо органа может привести к гибели. Причины неправильного отношения к природе: · Недостаток или отсутствие представлений о живых объектах; · Низкий уровень развития наблюдательности; · Недостаточный опыт общения с природой;
Содержание
Введение Глава 1: 1.1 Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии 1.2 Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным 1.2.1 Ознакомление с животными на занятии 1.2.2 Ознакомление с животными в повседневной жизни Глава 2: 2.1 Анализ задач программы «Пралеска» блока «Человек и природа» группа «Фантазёры» по ознакомлению дошкольников с животными 2.2 Диагностика уровня экологических знаний и отношений детей к животным ближнего окружения 2.3 План коррекционной работы 2.4 Повторная диагностика Заключение Рекомендации Литература
Экологическое воспитание –
это новое направление дошкольной педагогики,
которое отличается от традиционного
ознакомления с природой. В основе общения
дошкольника с природой лежит отношение
старшего к младшему (появляется потребность
ласкать, заботиться о растениях и животных).
Процесс взаимодействия ребёнка с растительным
и животным миром противоречив. Эволюционное
отношение к нему может проявиться у ребёнка,
как в нравственном, так и в безнравственном
поступке. Это связано с незнанием дошкольника
правил взаимодействия с объектами природы.
Поэтому важно формировать у детей дошкольного
возраста представления о природе и формы
отношения к ней. Экологическое воспитание
дошкольника – это и есть познание живого,
которое рядом с ребёнком, во взаимодействии
со средой обитания и выработка на этой
основе правильных форм взаимодействия
с ним.
Важнейшим условием воспитания
у детей гуманного отношения к природе
является осознание им себя как части
живой природы. Дошкольнику легче установить
сходства, чем найти отличия. Именно эти
сходства ведут ребёнка к сравнению с
собой. Например: животному больно, как
и мне, оно двигается, питается, дышит –
как и я.
1.2 Методы и формы
работы по воспитанию гуманного
отношения к животным
При ознакомлении детей с животным
миром решают в единстве три воспитательные
задачи:
1. Формирование представлений
о животных;
2. Развитие эмоционально-положительного
отношения к животным;
3. Воспитание нравственного
поведения в природе.
Осуществляя работу в указанных
направлениях необходимо помнить, что
важным условием её эффективности является
связь детского сада и семьи. В семье могут
быть созданы условия для наиболее естественного
и благоприятного контакта детей с животными.
Основными методами, которые
используются в воспитании, являются:
1. Наблюдение за объектами живой
и неживой природы, рассматривание иллюстраций
и картин на темы природы.
2. Беседы и рассказы о природе,
экологические сказки, речевые логические
задачи.
3. Труд в природе
Для того чтобы дать наиболее
полное представление о животных, программа
по ознакомлению делится на три части:
1. Внешний вид животного, его
жизненные проявления (части тела, издаваемые
звуки, характерные движения, особенности
питания и размножения).
2. Среда обитания, характер приспособления
к условиям жизни.
3. Приносимая польза.
По основной цели занятия, используемые
для формирования правильного представления
о природе и формированию гуманного отношения
можно разделить следующим образом:
· Направленные на формирование
новых представлений о животных (экскурсии,
наблюдения, рассматривание картин, чтение
художественных произведений);
· Уточняющие и обобщающие знания
детей (беседы, сравнительные наблюдения,
рассказы детей, рисование);
· Активизирующие, проверяющие
знания детей (решение логических задач,
загадок, дидактические игры) итоговые
беседы.
Таким образом, экологическое
воспитание играет большую роль в воспитании
высокообразованного, культурного и нравственного
человека, обеспечивает комплексных подход
к развитию личности, и проявляется это
в его отношении к людям, к труду, к жизни.
Методы экологического воспитания
помогают воспитать такого человека, и
направлены на обучение думать, искать,
пробовать и находить решение.
1.2.1 Ознакомление
с животными на занятии
Развитию логического мышления
детей и формированию у них нравственно-экологического
отношения к животным способствует творческое
рассказывание. Особенно ценны в этом
отношении занятия, на которых дети придумывают
рассказы на тему предложенную воспитателем.
Содержание и форма проявления этого творчества
могут дать интересный материал для оценки
детских представлений по отношению к
тому, что ребёнок говорит или слушает.
Речевая деятельность ребёнка
даёт возможность проследить изменение
мотивов, характеризующих взаимоотношения
детей с животными. Детям старшей группы
свойственно поведение на основе следующих
мотивов: помочь, если что-то случилось,
кошка поранила лапу; накормить, если животное
голодное, щенку дать косточку; пожалеть.
В поведении детей появляются новые мотивы:
беспокойство за состояние природы, даже
если ничего не случилось; нетерпимость
к плохим поступкам. Появившиеся у детей
беспокойства можно считать показателем
гуманного отношения к животным.
1.2.2 Ознакомление
с животными в повседневной
жизни
Живой уголок
Отбор растений и животных для
уголка природы осуществляют в соответствии
с программой обучения в детском саду.
Все обитатели уголка должны быть достаточно
разнообразными и интересными для наблюдения,
неприхотливыми, чтобы труд по уходу за
ними был доступен детям дошкольного возраста.
Но чтобы научить детей любить и беречь
животных и растения, воспитатель должен
сам обладать этими качествами. При уходе
за обитателями уголка педагог должен
помнить, что его отношение к ним является
образцом, которому подражают дети. Нужно
хорошо знать биологические особенности
рекомендованных для детского сада растений
и животных, иначе нельзя научить детей
правильным приёмам ухода за ними.
Познакомить детей с природой,
воспитать любовь к ней поможет уголок
природы детского сада, где содержаться
комнатные растения и некоторые животные.
Наблюдения помогают детям систематически
знакомиться с миром животных и проявлять
своё внимательное отношение к нему. Они
начинают замечать не только необычное,
удивительное, но и в обыденном, привычном
начинают находить интересное.
Уход за живыми обитателями
уголка формирует у детей эстетическое
восприятие и отношение, умение создавать
красоту самому и с уважением относиться
к труду другого человека.
Обитателей уголка природы дети
видят ежедневно, что облегчает работу
воспитателя; под его руководством ребята
систематически наблюдают и ухаживают
за живыми существами. В процессе ухода
за ними дети получают представление о
многообразии растительного и животного
мира на земле, о том, как растут и развиваются
растения и животные, какие условия для
них нужно создать. Воспитатель учит детей
сравнительному анализу: сравнивая животных,
находить сходства и различия между ними,
общее и различное у животных. Помогает
замечать интересные особенности внешнего
вида, поведения животных.
При рассматривании комнатных
растений обращает внимание ребят на красоту
цветов и листьев, на то, как находящиеся
в группе растения и хорошо содержащийся
аквариум украшают комнату. Всё это способствует
формированию у детей чувства прекрасного.
В процессе систематического
ухода за растениями и животными воспитатель
формирует у детей определённые трудовые
навыки, учит внимательно относиться к
обитателям уголка, заботиться о животных,
укрепляя, таким образом, у детей интерес
к природе, настойчивость и достижение
результата.
Планируя работу, педагог должен
учитывать конкретные условия: уровень
знаний и умений детей своей группы, особенности
природного окружения.
Уголок живой природы имеет
огромное значение для осуществления
идей экологического воспитания детей.
Во-первых, постоянное присутствие растений
и животных формирует у детей чувство
их необходимости. Во-вторых, систематические
наблюдения в уголке природы и доступность
объектов способствуют развитию конкретных
представлений о растениях и животных.
В-третьих, привлечение детей к уходу за
обитателями живого уголка закладывает
основы заботливого, ответственного и
бережного отношения к живым существам,
воспитывает любовь к природе. В-третьих,
здоровые и красивые растения и животные
влияют на эмоции детей, развивая эстетические
чувства.
Чтение художественной
литературы
Для детей старшего дошкольного
возраста характерен особый интерес к
окружающему миру, поэтому именно этот
период жизни детей необходимо использовать
для воспитания у них любви к животному
миру. Через художественную литературу
педагог должен учить детей доброте, вызывать
сочувствие, желание помочь, радоваться
и получать удовольствие от возможности
оказать помочь животному, которое в неё
нуждается.
После прочтения рассказа о
животных педагог использует такой метод,
как эстетические беседы. Цель эстетических
бесед – не только закрепить знания о
нормах поведения, но и соотнести конкретную
ситуацию, описанную в произведении, с
жизненным опытом ребёнка. После такой
беседы дети должны хорошо представлять,
как нужно поступить в подобной ситуации
в жизни. Это обязывает педагога наряду
с вопросами для обсуждения содержания
произведения наметить и такие, которые
активизируют опыт ребёнка, заставят его
думать, поразмыслить о том, как он сам
поступил бы в подобном случае.
Ознакомление с животными
на участке детского сада
Знания о птицах дети получают
также на прогулке, во время систематических
наблюдений за птицами у кормушки. Под
руководством воспитателя они отмечают
самые характерные, немногие признаки
внешнего вида и повадок птиц, сравнивают
контрастных птиц, узнают их названия.
Малыши видят, что старшие дети и воспитатель
систематически подкармливают птиц, заботятся
о них (особенно в зимнее время, когда для
птиц мало корма), это укрепляет положительное
отношение детей к живым существам и вызывает
желание самим заботиться о них.
Знания о животных закрепляются
детьми в процессе дидактических и подвижных
игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль»
и др.) Кроме того, воспитатель подбирает
для детей литературный материал: стихи,
рассказы, картины для рассматривания,
- это оказывает эмоциональное воздействие
на детей и укрепляет положительное отношение
к животным.
Воспитатель побуждает детей
к наблюдению за животными в течение дня,
в конце каждого занятия дает детям задания
по наблюдению.
Глава 2
2.1 Анализ задач
программы «Пралеска» по ознакомлению
дошкольников с животными
Группа «Фантазёры»
Цель: воспитывать чувство эмпатии ко всему
живому, пробуждать чувство единства с
окружающей природой, ощущение своей близости
с ней; формировать представление о строении
и функциях внутренних органов животных.
Уникальность
каждого животного («У животных тоже чудесное тело»).
Ребёнок осознаёт, что каждое животное
– неповторимо. Сохранение целостности
организма – одно из условий его жизни
и здоровья. Здоровое животное всегда
красиво. Нужно беречь каждое живое существо.
Здоровый
организм животного («Что нужно животному, чтобы
быть здоровым и крепким»). Ребёнок осознаёт
(в сравнении с собственным организмом),
что для того, чтобы тело животного было
крепким и здоровым, ему необходимо:
- движение и отдых;
- чистота;
- полезная еда и свежий
воздух.
Животное чувствует опасность
и всячески стремится её избежать. Больное
животное лечится травами. За домашними
животными ухаживает человек.
Внутренние
органы животного («Что у животных внутри»);
Сердце
животного;
Как животное
дышит;
Как животное
питается;
Кости;
Мышцы.
2.2 Диагностика
выявления уровня экологических
знаний и отношений детей к
животным ближнего окружения
1. Представления
Задание 1.1
Цель: выявить характер представлений ребёнка
о живом.
Используется метод индивидуальной
беседы, включающей три части.
В первой части беседы выявляются
представления ребёнка о существенных
признаках живого и целостности как важнейшем
условии жизни организма. Для этого дошкольнику
предоставляется 10 картинок с изображениями
объектов живой природы (животное, человек,
растения), неживой природы (солнце, дождь),
предметов, созданных человеком (машина,
самолёт). Из всех представленных ему картинок,
ребёнку предлагается выбрать картинки
с изображением живого.
После этого задаются вопросы:
1. Как ты узнал, что всё
это живое?
2. Почему ты считаешь, что
(называется конкретное животное,
растение) живой?
3. Расскажи, что есть у
(называется конкретное животное,
растение)?
4. Зачем нужны (называются
части тела и органы)?
5. Сможет ли (называется
объект) жить без (называются части
тела и органы)? Почему?
Во второй части беседы акцент
делается на изучение представлений о
свойствах целостного живого организма:
его потребностях в условиях среды, состоянии.
Ребёнку задаются следующие
вопросы:
1. Как ты думаешь, что нужно животным
(растениям, человеку), чтобы жить и хорошо
себя чувствовать?
2. Как нужно ухаживать за животными
(растениями)?
3. Что делает человек, чтобы
быть здоровым?
4. Как себя чувствует это животное
(растение, человек)?
5. Как ты это узнал?
6. Как ему помочь?
Третья часть беседы посвящена
выявлению представлений дошкольника
о приспособлении живых существ к различным
средам обитания с целью удовлетворения
потребностей.
Ребёнку предоставляются цветные
изображения основных сред обитания живого
(воздушной, водной, наземной), силуэтные
картинки животных и предлагается проблемно
игровая ситуация: «Кто (любой игровой
персонаж) перепутал животных и их места
обитания».
Задаются вопросы:
1. Правильно ли «расселили»
животных? Почему ты так думаешь?
2. Помоги животным и посели их
так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется
конкретное животное) удобно жить (называется
среда обитания)?
3. Хорошо ли разным животным
и растениям жить вместе (в лесу, в воде,
на лугу)?