Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:39, курсовая работа
Краткое описание
Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них, так дети отрывают насекомым лапки, лапки, разрывают дождевых червей. Дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д. Это объясняется тем, что дошкольники обычно не понимают, что в живом организме всё взаимосвязано и нарушение какого-либо органа может привести к гибели. Причины неправильного отношения к природе: · Недостаток или отсутствие представлений о живых объектах; · Низкий уровень развития наблюдательности; · Недостаточный опыт общения с природой;
Содержание
Введение Глава 1: 1.1 Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии 1.2 Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным 1.2.1 Ознакомление с животными на занятии 1.2.2 Ознакомление с животными в повседневной жизни Глава 2: 2.1 Анализ задач программы «Пралеска» блока «Человек и природа» группа «Фантазёры» по ознакомлению дошкольников с животными 2.2 Диагностика уровня экологических знаний и отношений детей к животным ближнего окружения 2.3 План коррекционной работы 2.4 Повторная диагностика Заключение Рекомендации Литература
Цель: изучить особенности понимания ребёнком
ценности природных объектов.
Используется метод индивидуальной
беседы с ребёнком, в ходе которой ему
задаются вопросы:
1. Любишь ли ты животных и растения?
2. С какими животными тебе нравится
встречаться, с какими не нравится?
3. Почему?
4. Зачем нужны животные и растения
5. Могут ли люди прожить без
животных и растений?
6. Почему?
7. Может ли человек прожить без
других людей?
8. Почему?
8 правильных
ответов – 20 баллов
5 правильных
ответов – 15 баллов
4 и менее
правильных ответов – 10 баллов
Задание 1.3
Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации
выбора представления ребёнка о нормах
отношения к животному.
Используется метод индивидуальной
беседы. Ребёнку предлагается ситуация,
в которой герой предпочитает развлечения
вместо помощи живому существу
Задаются вопросы:
1. Как поступил мальчик (девочка)?
2. Почему?
3. Как бы ты поступил на его (её)
месте?
4. Какие добрые дела ты делал
для животных, растений, людей?
5 правильных
ответов – 20 баллов
4 и менее
правильных ответов – 5 баллов
2. Отношение детей к природе
Задание 2.1
Цель: выявить характер отношения ребёнка
к животным, растениям и сверстникам в
естественных условиях.
Используется наблюдение за
отношением детей к объектам в группе,
на участке детского сада, во время прогулок
и экскурсий.
Если хорошо
относится к животным, растениям, сверстникам
– 20 баллов
Если обижает
животных и детей – 5 баллов
Задание 2.2
Цель: изучить особенности отношения дошкольников
к животным и растениям в специально созданных
условиях.
Используется наблюдение за
отношением детей к живым существам в
уголке природы. Созданные условия могут
заключаться в том, что некоторые животные
нуждаются в помощи, для чего приготовлены
необходимые средства. Рядом с уголком
природы размещаются различные красивые
и яркие игрушки. Это позволяет создать
для детей ситуацию выбора деятельности
– либо с живыми объектами, либо игрушками.
Для проведения диагностики в комнату
приглашают двоих детей и предлагают каждому
заняться тем, чем они хотят.
Если выбирает
помощь животному – 20 баллов
Если выбирает
игру – 5 баллов
Уровни экологической направленности
детей дошкольного возраста:
Первый уровень (0
– 60 баллов)
Для детей характерно неустойчивое
отношение к животным и растениям без
выраженной положительной направленности.
Дети наряду с отдельными позитивными
действиями направленности. Дети наряду
с отдельными позитивными действиями
могут проявлять к объектам небрежность,
и даже агрессивность. При этом действуют
неосознанно, механически, могут присоединяться
к неправильному отношению других. Дошкольники
не проявляют желание общаться с животными.
Дети в целом понимают, что нельзя наносить
вред природным объектам, но не осознают
почему. Живым считают неживые объекты,
не относят к живому растения.
Второй уровень (60
– 80 баллов)
Дети в целом проявляют к природе
положительное отношение избирательной
направленности. Они заботятся о конкретных
живых объектах, которые имеют к ним непосредственное
отношение, привлекательны для них. С удовольствием,
по собственной инициативе, общаются преимущественно
со знакомыми животными, интересуются
проявлениями их жизни, состоянием. К живому
относят преимущественно животных. У конкретных
животных и растений выделяют отдельные
признаки живого. Характерно несовпадение
суждений ребёнка и его реального поведения
в природе.
Третий уровень (80
– 100 баллов)
Для детей характерна выраженная
положительность к природе. В их поведении
практически не наблюдается негативных
проявлений. Дошкольники предпочитают
деятельность с природными объектами.
С удовольствием, по собственной инициативе,
общаются с живыми существами, наблюдают
за проявлениями их жизни. Охотно откликаются
на предложение взрослого помочь животному,
самостоятельно видят необходимость ухода
за ним и качественно выполняют его. У
них уже сформирован широкий круг представлений
о природе. Дети самостоятельно выделяют
ряд существенных признаков живого у отдельных
объектов и группы объектов. Мотивом бережного
отношения к животным выступает понимание
ценности жизни.