Воспитание девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования заключается в изучении социально-педагогических особенностей процесса воспитания ребенка женского пола.

Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:

1) провести обзор литературы по теме исследования, определить основные понятия по вопросам воспитания девочек;

2) определить возрастные особенности девочек 5-7 лет;

4) разработать рекомендации родителям по организации воспитания девочек старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

катя в печатьт.docx

— 63.05 Кб (Скачать файл)

     Совершенствуются  практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

     Дети  конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

     В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

     Возраст 5-7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

1.2 Гендерное воспитание в педагогике

     В настоящее время центральным  направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи  с этим на первое место поднимается  проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Гендер (анг.gehder-род) - социальный пол, социально-детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

     Семья является главной средой развития для детей. Безграничен потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков. Возрождая равноправие и «равно» - ответственность мужского и женского воспитания в семье, родители имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. [10;65]

     Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик,и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3-до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношений родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что по  мнению исследователей (Т,А.Репина ,Л.Г. Таранникова, С.А.Марутян,Н.В.Плисенко и др.),приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решимости, девочки-нежности, скромности, терпимости, стремления к мировому разрешению конфликтов(Т.А.Репина),поэтому при гендерном воспитание нужно учитывать физиологические особенности развития мальчиков и девочек.   Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной. Изучавшая проблему Л.И. Столярчук, нашла меньше двух сотен работ на русском языке (от тезисов до диссертаций с середины XIX до конца XX века), в которых специально рассматриваются вопросы полового воспитания как одного из направлений воспитания. И есть лишь несколько работ, авторы которых делают попытку рассмотреть воспитание мальчиков и девочек в полоролевом аспекте (Т.Ю. Абаева, Л.Н. Тимощенко). В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны. [7;103]

     Важность  этих работ в том, что в них  нашла отражение новая тенденция  – в последние десятилетия  в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых  или гендерных отличий.

     Ни  для кого не секрет, что система  образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков  и девочек в наших детских  садах, режим дня не учитывает  разные нормы подвижности у мальчиков  и девочек. Питание унифицировано  и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и  по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так  и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где  нет отцов), что особенно неприемлемо  для мальчиков.

     И.С. Кон приводит такие данные: у мальчиков  ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной  безопасности, желание выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. На мой взгляд, эти качества будут в наилучшей степени использованы в приобщении мальчиков к техническому творчеству. [3;20]

     Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и  творчество индивидуально. В данном случае, это попытка содействовать  развитию понимания и восприимчивости  по отношению к себе, что в целом  может содействовать решению  проблем, связанных с гендерной  идентификацией и самореализацией.

     В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом  на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих  творчески и продуктивно подходить  к любым изменениям. Для того чтобы  выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

     Разные  авторы определяют способность к  творчеству по-разному, но общим в  понятии является то, что способность  к творчеству видится в создании нечто нового, оригинального. Критерием  творчества при этом является не только качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность – именно это называется креативностью (Э. М. Фромм). Несмотря на данную от природы способность к  творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует  начинать на ранних стадиях развития личности. [5;106]

     Гендерный подход необходим и в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются  по скорости и по содержанию;

     Достоверно  установлено, что у мальчиков  больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности.

     В педагогической практике создаются  условия для реализации данных способностей в конструктивных видах деятельности. Вместе с тем, как показывает анализ методической литературы (Э.К. Гульянц, И.А. Базик, З.А. Богатеева) и практики, обучение конструированию носит  чисто репродуктивный характер. В то же время детское техническое творчество, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А.Флерина, Н.Н.Поддьяков), возникновения ярких и «умных» эмоций (А.В.Запорожец), что и позволяет считать эту деятельность мощным средством развития творчества у мальчиков и решения задач гендерного воспитания.

     Анализ  опыта творческого воспитания в  конструировании выявил положительные  тенденции: разработаны формы и  методы организации различных видов  конструирования и игр, создаются  условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в трудовой, конструктивной и познавательной деятельности и при этом учет гендерного подхода.

     Исходя  из этого, гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных  особенностях:

     -в определении содержания и методов обучения;

     -в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией. 

1.3 Особенности воспитания девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста

     Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с  простыми, рутинными задачами, тогда  как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.

     Единодушны  ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

     По  многим параметрам социального и  эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и  сверстники, которые фиксируют нарушение  неписанного гендерного кода и жестоко  наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — мускулистых девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

     Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной  модели поведения играет не идентификация  или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.

     Хотя  несоответствие гендерным стереотипам  создаёт психологические трудности  для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо  чаще:

     1) для мальчиков на всех этапах  формирования гендерной устойчивости  требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически  идёт по женскому типу;

     2) мужские качества традиционно  ценятся выше женских и давление  на мальчиков в направлении  дефеминизации значительно сильнее,  чем на девочек;

     Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском  саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

     В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и  за рубежом, было установлено следующее.

     При обучении детей воспитателю важно  учитывать, что девочки нуждаются  в стимулах, в большей степени  построенных на основе слухового  восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и  для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

     На  занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для  того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для  каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. [5;100]

     При оценке поведения детей и результатов  их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю  необходимо помнить, что девочки  крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для  девочек очень важно, чтобы ими  восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п... Для мальчиков  наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось  получить, положительно сказывается  на его личностном росте, позволяет  гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у  мальчиков наблюдается тенденция  к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они  так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и  то же, что позволяет им утвердиться  в своих достижениях, но требует  правильного понимания со стороны  воспитателя.

     Мальчики  очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный  эмоциональный фон. Воспитатели  не всегда правильно понимают потребность  мальчиков в этих потасовках и  резко прерывают их, лишая детей  радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время  для того, чтобы сформировать у  воспитателей правильное отношение  к подобного рода занятиям мальчиков  и научить их руководить ими.

     Особенно  заметны различия девочек и мальчиков  дошкольного возраста в игровой  деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые  часто не могут быть реализованы  детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек  на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные  движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так  как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и  они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Информация о работе Воспитание девочек