Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа
Цель нашего исследования заключается в изучении социально-педагогических особенностей процесса воспитания ребенка женского пола.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:
1) провести обзор литературы по теме исследования, определить основные понятия по вопросам воспитания девочек;
2) определить возрастные особенности девочек 5-7 лет;
4) разработать рекомендации родителям по организации воспитания девочек старшего дошкольного возраста.
У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем сыне или дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.
В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе — в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет — ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие — вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.
Половые различия детей и воспитание
Воспитывая
детей, родители должны учитывать их
половые особенности.
Ведь мальчики и девочки различаются не
только внешне: мужская или женская природа
проявляется задолго до полового созревания
и откладывает свой определенный отпечаток
на их чувства, сознание и поведение. Вместе
с тем не следует забывать, что представителей
мужского и женского пола все-таки, прежде
всего, объединяют общечеловеческие качества,
которые свойственны и тем и другим; половые
же особенности в основном выделяются
лишь некоторым акцентом в пределах характеристики
человека вообще. Знать об этом и иметь
в виду психологические особенности личности,
обусловленные ее половой принадлежностью,
— значит располагать возможностью опираться
на все положительное, учитывать возможные
негативные проявления и, следовательно,
более эффективно осуществлять семейное
воспитание.
Некоторые значительные различия между
мальчиками и девочками обнаруживаются
уже в первые месяцы их жизни. Так, например,
девочки несколько быстрее мальчиков
развиваются как в физическом, так и в
психологическом отношении, они примерно
на 2—4 месяца раньше начинают говорить.
В среднем к трем годам и мальчики и девочки
с помощью родителей и окружающих уже
знают о своей половой принадлежности,
различают пол других детей и взрослых.
По мере
роста ребенка половые
2.2 Особенности психики девочек 5-7 лет
У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.
Круг
познавательных интересов их менее
разнообразен, чем у мальчиков.
Из школьных учебных предметов они чаще
предпочитают литературу, историю, иностранные
языки. Больше, чем мальчики, любят читать,
увлекаются поэзией, занимаются музыкой.
Учителям обычно легче работать с девочками,
и отчасти поэтому именно они, как правило,
преобладают в ученическом активе, являются
старостами.
В подростковом
возрасте у девочек и мальчиков
проявляется взаимный повышенный интерес,
что обусловлено процессом
Краткая
характеристика психологических особенностей
девочек позволяет сделать
Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек — все это служит интересам такого развития.
Главным воспитателем детей в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своему младенцу. Естественно, что и дети отвечают матери соответствующим образом, между ними — особенно в раннем возрасте ребенка — обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.
Близость
отношений благоприятствует воспитательному
воздействию матери на ребенка, и
поэтому очень важно, чтобы мать
была во всем настоящим образцом для
своей дочери. Природная восприимчивость
девочек, их непроизвольное внимание,
подсознательный интерес ко всему
наглядному, конкретному помогают им
как бы автоматически усваивать
то, что они видят, слышат, чувствуют,
общаясь с матерью. И если мать,
помня об этом, в своем поведении,
образе жизни, внешнем облике будет
стараться служить достойным
примером для дочери начиная с
первых недель — успех его воздействия
в большой степени будет
Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде. Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.
2.3. Роль отца в воспитании дочери
Отец, олицетворяя
мужское начало в семье, главным
образом закладывает
Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.
Воспитание и типы характера – вещи неразделимые. По модели поведения можно выделить основные типы характеров девочек:
Таким образом, основными направлениями всестороннего развития личности девочек в условиях семьи являются роль эстетическое, трудовое, нравственное воспитание. Для девочек очень важны в возрасте 5-7 лет взаимоотношение родителей, их личный пример, ведь девочка старается подражать матери, впитывая все, как губка.
Вывод по главе 2
В семейном воспитании девочки важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности. У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.). Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве.
Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей.
Игра
– один из способов решения возрастных
задач в дошкольный период жизни
девочки. Игры девочек с раннего
детства включают в себя те виды
деятельности, которые они могут
наблюдать вокруг. Куклы-младенцы, миниатюрная
гладильная доска, пластмассовые кухонные
принадлежности готовят девочку
к роли хозяйки дома, заботам о
семье. Эти же игрушки плюс мячи,
шарики, строительные блоки и мелкие
фигурки, разноцветная мозаика, железная
дорога, считающиеся типичными