Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:30, курсовая работа
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Выявить особенности развития эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
Подобрать методы и приемы воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
Провести исследовательскую работу с использованием подобранных методик;
Апробировать результаты исследования;
Разработать рекомендации родителям.
Введение
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.[24].
По трактовке доктора психологических наук Крылова А.А эмоции- это интегральные реакции организма на воздействие факторов внешней и внутренней среды, а так же результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности, специфическими двигательными реакциями и неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов.[16]
По психологическому словарю эмоции- это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. От латинского эмоции (emovere)- возбуждать, волновать.
Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. В настоящее время остро встаёт вопрос уже не о добыче, разработки и использования богатств нашей планеты, а о сохранении. На протяжении долгого времени мы только «брали» всё от природы и не задумывались о том, что когда-то придёт время отдавать. Это время уже настало. Пора менять своё потребительское отношение к природе. Необходимо менять представление о неисчерпаемости природных ресурсов, преодолеть беспечное отношение и воспитывать нравственное, гуманное и эмоционально-положительное отношение к природе. Умение видеть её красоту и хрупкость, желание защитить и сохранить нашу природу. О значении ознакомления с природой и пребыванием в природе упоминается ещё в 19 столетии. В высказываниях С. Аксакова, Л. Толстого, Н. Короленко и других русских писателей показана важность влияния мира природы на душу ребёнка. К. Д. Ушинский писал: « Один день, проведённый дитятей среди лесов и полей, стоит недели в классной комнате». В течении 20 столетия отечественные педагоги медленно эволюционировали от ознакомления с природой к эмоционально положительному экологическому воспитанию. Начиная с 80-х годов 20 века в России складывается новая система экологического воспитания, которая в разных вариантах находит воплощение в существующих образовательных программах. В педагогическую работу вносят задачи ознакомления с экологией, взаимосвязь в природе с биоценозами различных природных поясов, знакомство со связями между строением, обитанием живых существ в том или ином природном поясе. Впервые появляются задачи, раскрывающие тему защиты природы и угрозу разрушения экосистем. В этот материал входит так же информация о « Красной книге», о редких исчезающих животных, появляются задачи воспитания « заботливого отношения к природе», правило поведения в природе. Важный акцент внесён Н. Рыжовой, автором программы «Наш дом – природа». Она заявляет о новой концепции экологического воспитания с приоритетом нравственных задач. Цель воспитания эмоционально- положительного отношения к природе на современном этапе заключается в самой личности ребёнка. В конечном результате педагоги надеются воспитать человека гуманного, раскрытого навстречу миру природы и социума. Способного к активным действиям по защите и сбережению природы, обладающему системой
знаний о ней. Задачи работы по воспитанию эмоционально- положительного отношения к природе дошкольника должны опираться на важную этическую концепцию, созданную учёным – гуманистом Альбертом Швейцером « этику благоговения перед жизнью». «Каждый человек благом почитает любую жизнь. Стремиться сохранить её», « всякая жизнь бесценна…»
Исходя из актуальности проблемы мы определили:
Цель исследования: определить эффективные методы и приемы воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования- процесс воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования- методы и приемы воспитания эмоционально- положительно отношения к природе у детей старшегодошкольного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования: МДОАУ ДС №15.
Глава I. Теоретико-методологические основы воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Научные подходы к воспитанию эмоционально положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Эмоционально-положительное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Воспитание у ребенка уважения и любви к себе самому, к людям, к миру природы начинается в семье и в дошкольном учреждении. Начинать привлекать к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности следует с раннего возраста, но основные задачи этого направления решаются в старшем дошкольном возрасте. Так как в этом возрасте у детей уже достаточно хорошо сформирована эмоциональная сфера и достаточно богат жизненный опыт.
В этот период ярко пробуждается интерес и любовь к природе, к познанию ее через разные объекты и явления. Благодаря развитию эмоционально-чувствительной сферы конкретные объекты из естественного окружения должны стать для ребёнка субъектами общения. Постепенно формируется целостный, эмоционально положительный идеальный образ окружающей среды как основы духовной связи с миром природы. По мнению В.А. Сухомлинского: «Человек был и всегда остаётся ребёнком природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры». [17]
Главное содержание
воспитания эмоционально-
Современное образование
предусматривает
В воспитании
эмоционально-положительного
Становление и
формирование эмоционально-
Семья - важная
жизненная цепочка, в которой
экологические знания, приобретенные
ребенком в детском саду, его
первые представления о
Эмоционально-положительное отношение детей состоит в обучении принципам жизни в новом столетии, дети должны понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что она самоценна. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.
Необходимо формировать
у детей систематические
Следуя теории
А.Н. Леонтьева, можно сказать,
Ученым выявлена
взаимосвязь между уровнем
Необходима организация
труда с элементами
Содержание экологического
воспитания детей раннего
Исследовательский
аспект дошкольников направлен
на изучение объектов природы,
поиск путей, устраняющих
Охранное направление
заключается в предотвращении
гибели растений и животных, неправильного
поведения в природе,
Трудовое направление
заключается в приобщение