Воспитание эмоционально положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Выявить особенности развития эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
Подобрать методы и приемы воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
Провести исследовательскую работу с использованием подобранных методик;
Апробировать результаты исследования;
Разработать рекомендации родителям.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.75 Кб (Скачать файл)

    Рыжова Н.А.  подчеркивает необходимость экологизации  разных видов деятельности дошкольников, обогащения их содержания за  счет экологического компонента. Автор придерживается мнения, что  в основе экологического воспитания  дошкольников должен лежать деятельностный  подход, поскольку именно «деятельность  строит психику ребенка».

    В этой связи  отдается предпочтение игре, наблюдению  и экспериментированию. Это возможно  только при организации эколого-развивающей  среды в дошкольном учреждении.

    Важно, чтобы  дети, усваивая информацию, опирались  на собственные органы чувств: нашли и рассмотрели насекомых,  растения, почувствовали температуру  воздуха, воды, почвы и тому  подобное.

    Организация наблюдений, рассказы взрослых, чтение художественной  литературы способствуют формированию  у детей раннего возраста основ  эмоционально-положительного отношения  к природе.

    Дошкольные программы  ознакомления детей с миром  природы совсем недавно не  включали «человека» в круг  объектов исследования. Из-за этого  ребенок не мог почувствовать  себя частью биосферы. Чтобы помочь  ребятам осознать  тесную связь между природой и жизнью человека нужно знакомить их со структурой собственного организма (строением и функциями органов, доступных для непосредственного восприятия), учить ориентироваться в основных показателях здоровья, объяснять влияние на организм естественных факторов.

    В следствие  выше сказанного следует выделить, что эмоционально-положительное  отношение к природе у детей  старшего дошкольного возраста играет большую роль в развитии ребенка, в развитие его ценностных ориентировок. Воспитателям и педагогам следует уделять большое внимание к выбору научных подходов к воспитанию эмоционально-положительного отношения к природе, точнее разрабатывать план работы в ДОУ включая в него развитие сферы эмоций и экологии.

 

 

 

 

 

 

1.2. Психофизиологическая  характеристика детей старшего дошкольного возраста

Психофизиологические особенности  ребенка пяти-шести лет позволяют  активно включать его в разнообразные  виды трудовой деятельности, которую  организуют и которой руководят  взрослые члены семьи, обеспечивая  тем самым наиболее успешное всестороннее развитие и воспитание старших дошкольников. В связи с этим педагоги могут решать проблему эмоционально-положительного отношения к природе более качественно.

Пяти- шестилетние дети успешно овладевают основными движениями. У них усиленно развиваются мелкие мышцы, активно идет процесс окостенения мелких костей запястья, движения кисти и пальцев рук становятся устойчивее, точнее, улучшается согласованность движения. Но следует помнить, что костная система даже старшего дошкольника еще мягка, эластична. Если ребенок этого возраста носит тяжелые для него предметы, особенно в одной руке (например, ведро, лейку с водой), или во время какой-либо работы неправильно сидит за столом (криво, опустив одну руку вниз), его позвоночник может принять ненормальную форму. Так возникают сутулость или сколиоз — боковое искривление позвоночника, требующие специального лечения, по этому решая проблему эмоционально-положительного отношения к природе через труд следует быть предельно осторожным. Недостаточно развиты у пяти- шестилетних мышцы, разгибающие позвоночник, распрямляющие грудную клетку. В движении, физической работе (особенно на воздухе) мышцы крепнут и развиваются, но надо знать, что работоспособность мышц старшего дошкольника значительно ниже, чем детей более старшего возраста, и утомление наступает скорее.

Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Именно влияя на чувства, родители и воспитатели могут  успешнее вызвать у них желание  «поступать хорошо и не делать плохо». Очень опасно не доверять ребенку, постоянно  упрекать его в промахах, акцентировать  внимание на недостатках, говорить, что  он ленив, неумен, — пяти- шестилетний ребенок и впрямь станет таким.

В этом возрасте происходят изменения в коре головного мозга. Возрастает ее роль в регуляции поведения  старших дошкольников. Развивается  умение следовать образцу, выполнять  задания и указания взрослых, а  также придерживаться существующих правил поведения, взаимоотношений.

У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов — восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается  способность запоминать; мобилизуя  волю, ребенок сознательно старается  запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании  игрушки и т. п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.

Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при  воздействии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче  при необходимости ограничить свои желания, быть сдержаннее.

Заметно повышается умственная и физическая работоспособность  дошкольника, степень которой тесно  связана, во-первых, с интересом к  делу, а во-вторых, с чередованием игры, труда, занятий. Это необходимо учитывать при организации деятельности ребенка.

По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень  наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий  об окружающем мире, например о труде  взрослых, необходимости   взаимопомощи,   добросовестного отношения к  работе для достижения хороших результатов. Ухаживая за растениями, ребенок начинает осознавать связь между своим  трудом и их ростом, узнает об особенностях строения и функционирования растений (корни всасывают воду и питательные вещества, которые по стебелькам, стволу, веткам передаются листьям, цветам, а для жизни и роста растений необходимы одновременно свет, вода, тепло и питательная почва — земля). Так, понимая эти закономерные связи и зависимости, ребенок и работает осознаннее.

Постепенно старший дошкольник начинает понимать, что такое добро  и зло, и с этих позиций оценивать  поведение окружающих людей и  свои поступки.

Все эти знания и представления  наиболее активно развиваются в  процессе совместной со взрослыми работы, когда она сопровождается пояснением, советами.

Однако следует помнить, что даже очень развитому, умному и доброму ребенку пяти-шести  лет далеко не просто реализовывать  в действиях, играх, труде, повседневном поведении имеющиеся представления  и знания. Слишком мал его жизненный  опыт, его могут захлестнуть эмоции, управлять которыми он только еще  учится. Поэтому мотивы, побуждающие  его к хорошим поступкам, должны стать не только «знаемыми», но и  реально действующими, как подчеркивал  известный советский психолог А. Н. Леонтьев.

Приведем пример. По совету воспитателя дети старшей группы детского сада решили вырастить на огороде огурцы. Они заботливо  ухаживали за ростками, с интересом  наблюдали за цветением, появлением завязей, радовались, увидев первый крошечный  огурчик. Договорились не срывать его, пока не подрастет. Но однажды утром  дети обнаружили, что огурчик исчез. Виновник был быстро найден, вернее, он сам признался. Смущенный, с пылающими  от огорчения и стыда щеками, мальчик  раскрыл ладошку — на ней лежал  злополучный огурец. «Как же ты мог  так поступить, почему не подумал о нашем решении?!» — воскликнула воспитательница. «Я сначала сорвал, а потом подумал», — еле слышно ответил ребенок. Педагогу было ясно, что мальчик сделал это не по злому умыслу. Он просто не сумел вовремя сдержаться, справиться со своими чувствами. Осуждение сверстников, воспитателя было для него достаточным наказанием, он и сам раскаивался.

Таким образом, зная о психофизиологическом развитии детей старшего дошкольного  возраста, мы можем решать более  сложные воспитательные задачи —  развивать познавательный интерес, способность преодолевать трудности, самостоятельно, добросовестно выполнять  поручения и свои обязанности, сдерживать эмоции, стараться поступать хорошо и др. Вместе с тем к ребенку  этого возраста нельзя быть столь  же требовательным, как к взрослому.

Родителям и воспитателям детского сада следует помнить о  том, что правильному физическому  и психическому развитию ребенка  способствуют наиболее благоприятные  с педагогической точки зрения условия. Дети пяти-шести лет достаточно легко  поддаются воспитанию, воздействию  со стороны взрослых; так как их организм в целом и нервная  система в частности находятся  в стадии становления, созревания, что  позволяет в процессе формирования личности ребенка не насиловать, как  говорится, его природу. Все это  необходимо принимать во внимание, решая задачи эмоционально-положительного и трудового воспитания как в семье, так и в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методы и  приемы воспитания

    В педагогике  принято определять метод как  способ совместной деятельности  взрослого и ребенка, направленной  на достижение определенного  воспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков  и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств,  привычек поведения.

Метод воспитания не придумывается, но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью  зависит от того, каким он предвидит  результат.

    Приемы воспитания(иногда  – воспитательные приемы) в отечественной  педагогике рассматриваются как  конкретные операции взаимодействия  воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя  в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их  применения.

    Для воспитания  эмоционально-положительного отношения  к природе в детском саду  используются разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание  картин, демонстрация диа- и кинофильмов), практические (игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные (рассказ  воспитателя, чтение художественного  произведения, беседы).

    Знакомя детей  старшего дошкольного возраста с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т.д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное , с тем чтобы в дальнейшем в своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.

    Воспитанию у  детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительного отношения к природе помогает уход за животными и растениями, имеющимися в детском саду, трудовая деятельность на участке, посещение парков, лесов, огородов как с ДОУ так и с родителями.

    Наблюдение- целенаправленное, планомерное восприятие предметов  и явлений окружающего мира. Это  сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление  и речь, требуется устойчивое  внимание. В понимании наблюдаемого  явления существенное значение  имеют опыт, знания и умения  ребенка.

    Организуя наблюдения  в природе, воспитатель в комплексе  решает ряд задач: формирует  у детей знания о природе,  учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости  от познавательных задач воспитатель  использует разные приемы наблюдения.

    Наблюдения организуются  воспитателем при ознакомлении  детей с растениями и животными,  погодой, трудом взрослых в  природе, они проводятся на  занятиях и экскурсиях, на прогулках,  в уголке природы и т.д. В  одних случаях воспитатель организует  всех детей, в других- наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес,воспитывало эмоционально-положительное отношение к природе.

    Наряду с наблюдениями  для расширения представлений  детей о доступных явлениях  и предметах природы, для воспитания  положительного отношения к природе   широко используют разнообразные  игры: дидактические, подвижные и  творческие. В них дети накапливают  чувственный опыт, творчески осваивают  приобретенные знания.

    В дидактических  играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления  о предметах и явлениях природы,  растениях и животных. Так же  при воспитании эмоционально-положительного  отношения к природе используют  дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.  Предметные игры дают возможность  детям оперировать предметами  природы, сравнивать их, отмечать  изменения отдельных внешних  признаков. Такими играми могут  быть игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный  мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи  детки на этой ветке» и т.д.

    Настольно печатные  игры сопровождают словом. Подобные  игры используют повседневно  с небольшим количеством детей.  К таким играм относятся: «Зоологическое  лото», «Ботаническое лото», «Четыре  времени года», «Малыши», «Ягоды  и фрукты», «Растения» и т.д.

    Словесные игры  проводятся с  целью закрепления, обобщения и систематизации знаний. На первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. К таким играм относятся: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно- не нужно» и т.д.

    Подвижные игры  природоведческого характера связаны  с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых  отражаются явления не живой  природы. Это такие игры, как  «Наседка и цыплята», «Мыши и  кот», «Солнышко и дождик», «Волки  и овцы» и т.д.

    В творческих  играх дети отражают впечатления,  полученные в процессе занятий,  экскурсий, повседневной жизни,  усваивают знания о труде взрослых  в природе, при этом у них  формируются положительное отношение  к природе и труду взрослых  в природе.

    Труд в природе  является одним из способов  воспитания эмоционально-положительного  отношения к природе. Ухаживая  за растениями и животными,  дети убеждаются в его необходимости.  Формами труда детей в природе  являются: индивидуальные поручения  и коллективный труд.

Информация о работе Воспитание эмоционально положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста