Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:30, курсовая работа
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Выявить особенности развития эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
Подобрать методы и приемы воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
Провести исследовательскую работу с использованием подобранных методик;
Апробировать результаты исследования;
Разработать рекомендации родителям.
При ознакомлении
детей с природой используют
рассказ воспитателя, чтение
Рассказ воспитателя
должен строится с учетом
Яркость, образность
и конкретность языка-
Для того чтобы
подчеркнуть существенное, значимое,
в рассказ включают вопросы
к детям, побуждая их к обмену
мыслями, лучшему осмыслению
Для рассказа
воспитатель использует разнообразный
материал: собственные наблюдения
из жизни природы, деловые
Исходя из дидактических
задач выделяют два типа бесед:
Эффективность
беседы зависит от
Воспитатель должен
отчетливо представлять
Необходимо использовать
разнообразный наглядный
В детской литературе
природа отображается
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы), но оно всегда должно быть эмоционально окрашенным, интересным и ярким, для воспитания эмоционально-положительного отношения к природе.
В следствии изложенного можно выделить, что чем разнообразнее и интереснее методы и приемы воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста, тем более лучше дети усваивают программу и более быстро достигают результата поставленного воспитателем. Эмоции играют огромную роль в жизни старшего дошкольника, поэтому все методы и приемы должны быть тесно связанны с появлением у ребенка положительных эмоций к природе.
2.1 Обзор диагностических методик по проблеме
Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Для осуществления экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:
- выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы;
- определить морально-
- выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
Приступая к
констатирующему эксперименту, следует
отметить, что экологическая культура
имеет отчётливые внешние
эмоционально-положительное отношение к природе, к себе и к другим людям как часто природы, к вещам и материалам природного происхождения. Эмоционально-положительное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее осознанное правильное, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ №15, города Благовещенска Амурской области. В экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети подготовительной к школе группы, приблизительно равные по уровню развития, в количестве 10 человек.
Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве основных методик были применены методики наблюдений за детьми в естественных условиях на участке детского сада и в групповой комнате, анкетирование. Дополнительными методами были беседы с детьми, воспитателями и родителями с использованием опросных листов и анкет.
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Задание 1. Выявление наиболее значимых для ребенка понятий природы и общества (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень значимости экологических понятий для ребенка.
Оборудование. Карточки с картинками, объединенные в пять категорий: природа, окружающие предметы, труд, наука и искусство, я сам.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку выложить картинки в порядке от наиболее важного к менее значимому.
Проведение. «Посмотри какие картинки лежат на столе. Выложи их одну за другой. На первое место положи ту картинку, на которой изображено самое близкое для тебя. Дальше выкладывай то, что менее важно, последнюю положи ту, которая изображает самое незначительное. Почему ты положил эти предметы именно так? Почему последний предмет тебя совсем не привлекает? Почему именно первый предмет для тебя наиболее важен?»
Оценка результатов
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
* Ребенок осознанно на
первое место кладет картинки
с изображением природных
Средний уровень (8 - 12 баллов)
* Ребенок отвечает на
поставленные вопросы.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
* Ребенок затрудняется
отвечать на поставленные
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень |
Богдан Р. |
9 |
Средний |
Настя С. |
6 |
Средний |
Катя М. |
13 |
Высокий |
Полина М. |
8 |
Средний |
Андрей В. |
10 |
Средний |
Катя Л. |
7 |
Средний |
Родион Б. |
12 |
Средний |
Саша С. |
7 |
Средний |
Богдан С. |
9 |
Средний |
Полина Н. |
5 |
Низкий |
Результаты показали что у выбранной подгруппы детей в основном средний уровень знаний значимости экологических понятий.
Задание 2. Методика «Альтернатива» (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить тип мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа.
- Для нашего аквариума ты бы хотел завести новых рыбок:
А) с красивой окраской?
Б) С интересным поведением?
- Гуляя в лесу с родителями ты пойдешь:
А) Проложишь новую дорожку, зато нарвешь красивый букет?
Б) По хорошей тропинке, не вредя растениям?
- После отдыха с родными в лесу ты:
А) Оставишь мусор там, ведь и так его много вокруг?
Б) Попытаешься собрать мусор и вместе с родителями выбросишь его потом в урну?
- Какие цветы ты выбрал бы для посадки на клумбу:
А) Яркие красивые растения, которые не требуют особого ухода?
Б) Растения, за которыми необходимо постоянно следить и ухаживать?
- Как ты думаешь, что ты можешь сделать для охраны природы:
А) Ничего, я еще маленький.
Б) Не сорить, не обижать животных, вешать кормушки, собирать мусор в лесу.
Оценка результатов
За каждый ответ А – 1 балл, за ответ Б – 2 балла.
Высокий уровень (9 - 10 баллов)
* Ребенок осознанно на
первое место ставит интересы
природы. Полными
Средний уровень (7 - 8 баллов)
* Ребенок отвечает на
поставленные вопросы. Не
Низкий уровень (5 - 6 баллов)
* Ребенок затрудняется
отвечать на поставленные
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень |
Богдан Р. |
9 |
Высокий |
Настя С. |
7 |
Средний |
Катя М. |
7 |
Средний |
Полина М. |
6 |
Низкий |
Андрей В. |
7 |
Средний |
Катя Л. |
8 |
Средний |
Родион Б. |
6 |
Низкий |
Саша С. |
8 |
Средний |
Богдан С. |
7 |
Средний |
Полина Н. |
7 |
Средний |
Результаты проведения данной методики показали средний уровень мотивации детей взаимодействия с природными объектами.
Задание 3. Опросник (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень развития личностного отношения к природе.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку вопрос, требующий однозначного ответа:
- Тебе на день рождения подарили котенка, хомячка или другое домашнее животное. Ты обрадуешься?
- Твой друг сломал ветку
дерева. Ты укажешь на его
- Воспитатель выбирает
помощника для уборки на
- Ты любишь смотреть
по телевизору передачи о
- Тебе нравится слушать рассказы о природе и животных?
- Воспитатель предлагает
тебе убираться в уголке
- Ты считаешь неправильным
бросать мусор там, где
- Тебе жалко бездомных собак и кошек?
- Ты хотел бы взять одного из таких животных себе домой?
Оценка результатов
За каждый ответ ДА – 2 балла, за ответ НЕТ – 1 балл.
Высокий уровень (16 -18 баллов)
* Ребенок осознанно отвечает
на поставленные вопросы, на
большинство из них отвечает
положительно. Отношение к природе
у ребенка исключительно