Восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выделение и описание на основе анализа литературных источников особенностей восприятия у старших дошкольников. Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по обозначенной теме.
2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников.
3. Подобрать наиболее эффективные, оптимальные методики для изучения особенностей восприятия у детей старшего дошкольного возраста Методы теоретического исследования: анализ и систематизация теоретического материала, сравнение, обобщение.

Содержание

Введение. Актуальность.
Глава 1 Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников
. Теоритические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии
Общая характеристика восприятия
Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей восприятия у старших дошкольников
2.1 Цели, задачи, методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
2.3 Психологические рекомендации
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

основная курсовая.docx

— 121.17 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение. Актуальность.

Глава 1 Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников

    1. . Теоритические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии
    2. Общая характеристика восприятия
    3. Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте

Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей восприятия у старших дошкольников

2.1 Цели, задачи, методика исследования

2.2 Анализ и интерпретация  данных

2.3 Психологические рекомендации

Используемая литература

 

 

Введение

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и физического, и психического и нравственного развития. Среди психических процессов человека, памяти, внимания, воображения, речь, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) – это психический процесс, заключающийся в отражении целостных предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения».

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты. Поэтому  восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Актуальность темы заключается  в том, что восприятие связано  со всем

 комплексом человеческих  ощущений и является неотъемлемой  частью психики.

 Объект исследования дети старшего дошкольного возраста.

 Предметом исследования – восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Целью работы является выделение и описание на основе анализа литературных источников особенностей восприятия у старших дошкольников.

Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать литературные  источники по обозначенной теме.

2. На основе анализа  теоретического материала выделить  и описать особенности восприятия у старших дошкольников.

3. Подобрать наиболее эффективные, оптимальные методики для изучения особенностей восприятия у детей старшего дошкольного возраста Методы теоретического исследования: анализ и систематизация теоретического материала, сравнение, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ литературы по теме особенности  восприятия старших дошкольников

 

1.1 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии

Попытки рассмотреть и  обосновать данную проблему можно увидеть  уже в работах древнегреческих  ученых Эпикура, Демократа, Аристотеля, Евклида и др.

В эпоху Возрождения существовала мысль согласно которой образ возникал в результате воздействия внешних агентов на пассивно воспринимающие органы чувств.

Психофизиология 19 в. считала, что исследование восприятия должно базироваться на изучении строения периферических рецепторных аппаратов и физиологических  принципов их работы.

Гештальтисты, выдвинули  свою концепцию центральных механизмов формирования перцептивного образа (Х.А. Келлер). Они перенесли восприятие с сетевого на мозговой уровень, сохранив при этом пороки старой психофизиологии. Рассматривая процессы формирования образа восприятия как прямое отражение физиологических процессов структурообразования, как бы проходят в нервной системе, они пришли к ошибочному  решению проблем восприятия.

Критический анализ этих взглядов сделали в своих работах отечественные  психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. На его основе был разработан принципиально новый подход к изучению проблемы восприятия. Исходя из сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, они начали рассматривать восприятие как своеобразное действие, направленное на обследование объекта восприятия и на создание его копии, его подобия.

Разностороннее изучение восприятия показало что, как и всякий процесс познания, оно зависит от особенностей субъекта: его опыта, знаний, потребностей, интересов, установок, направленности. Как и ощущение, оно является субъективным образом объективной действительности. Критерием их истинности является практическая деятельность человека.

Наибольший вклад в  изучение данной проблемы был внесен гештальтпсихологией, представителем которой является Дж. Брунер. Ею были изучены свойства восприятия – предметность, целостность и структурность, константность, осмысленность.

В гештальтпсихологии были сформулированы так же законы восприятия, которым подчиняется восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение придаётся фону, который  служит тем общим уровнем, на котором  выступает фигура. Фигура и фон  образуют вместе единую структуру, следовательно первая не может существовать без второго. Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько позволяют условия стимула. Законы восприятия, которые отвечают данному принципу: закон близости – чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы; закон продолжения – если элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого, то их легко организовать в связанные единицы; закон дополнения до целого – если фигура не закончена, то мы стремимся видеть её как целое; закон хорошей фигуры – если общая структура лучше, чем её части, то она воспринимается как одна, разделённая линией и наоборот.

 Найссер пытался открыть более обобщённые механизмы восприятия, создав теорию перцептивного цикла (направление когнитивной психологии). Восприятие – это активный процесс, который происходит с помощью определенных средств, орудий (схема). Функция схем: собирать информацию, которая содержится в среде. Это главные понятия его концепции. В восприятии встречаются познавательная активность человека и реальность. Найссер выступил против концепции, что воспринимающий человек перерабатывает, трансформирует информацию, т.е. придает форму тому, что он воспринимает. С его точки зрения основная задача восприятия – раскрыть то, что собой представляют предметы, мир. Назначение восприятия – адаптироваться к этому миру. Восприятие как познавательный процесс – это активное взаимодействие индивида с внешним миром. В ходе взаимодействия схемы не только информируют человека о мире, они изменяют самого человека. Т.е. процесс восприятия представляет собой замкнутый цикл.

В отечественной психологии, как уже упоминалось выше, был  сделан критический анализ зарубежных теорий и обоснован совершенно иной подход к рассмотрению восприятия. С точки зрения деятельностного подхода восприятие – это сторона деятельности, а с другой стороны восприятие – это деятельность, у которой есть перцептивная цель, задачи, действия, операции, продукт – образ и познавательные мотивы.

А.Н. Леонтьев пытался выдвинуть гипотезу уподобления (эта идея идет от Аристотеля): движение рецептора (глаза) по форме (контуру) предмета как бы снимает информацию о форме и моделирует контуры предметов. Действия соответствуют свойствам предметов, уподобляются. Образ рождается когда человек проявляет активность (движение глаз, перцептивные действия, внутренняя активность) – с одной стороны, а с другой – стимул, особенности раздражителя. В результате этого взаимодействия рождается образ. Эта гипотеза имела значение для разработки проблемы механизмов восприятия. А.В. Запорожец и Л.А. Венгер показали значение не только движения рецептора, а значение практических внешних действий для возникновения образа восприятия. Они изучали генезис восприятия у детей (ящик Венгера). Вначале ребенок осуществляет практические действия путем проб и ошибок (до 2 лет), затем осуществляет примеривание (2-начало 3 года). Эти практические действия называются внешне–ориентировочными. В 3 года они становятся внутренними действиями – это образ восприятия, который рождается на основе практических действий, затем внешних ориентировочных, которые интериоризируются в образ восприятия.

В работах А.В. Запорожца было экспериментально показан генезис формирования перцептивного образа. Было показано значение перцептивного действия, средств осуществления перцептивных действий (движений руки). Перцептивные действия складываются в манипуляциях младенца с предметами. Средством осуществления практических действий являются сенсомоторные предэталоны. Далее ребенок сам сопоставляет предметы по величине, форме. Дошкольник пользуется сенсорными эталонами. Таким образом доказано, что источником сенсорного развития являются сенсорные эталоны. Сенсорика развивается в деятельности. Результатом такой деятельности является образ восприятия. Отечественные и зарубежные специалисты, такие как: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Сакулина и другие, справедливо считают, что формирование восприятия должно проходить последовательно и целенаправленно, иначе стихийное развитие восприятия способствует поверхностному и не полноценному представлению об окружающем.

 Восприятие - процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях, когда воздействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, организуются полноценными способами анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаток в раздражителях и тем более информативный голод не позволяет восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде. Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

 Г. Маклаков определяет восприятие - как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственной воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

 P.M. Грановская восприятием называет отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 Р.С. Немов формулирует  понятие восприятие - как отражение в сознании

человека непосредственно  воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как  это происходит при ощущении.

 В.Г. Крысько считает,  что восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного  предмета, а качественно новая  степень чувственного познания с присущими ей способностями .

 М.В. Гамезо определяет  восприятие, как форму целостного психического

отражения предметов или  явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Общая характеристика  восприятия

 

Восприятие – это результат деятельности системы органов чувств.

Первичный анализ, который  совершается в рецепторах, дополняется  сложной аналитико-синтетической  деятельностью мозговых отделов  анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется  образ целостного предмета посредствам  отражения всей совокупности его  свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет  приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь  сенсорной и мыслительной деятельности индивида. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса  раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных .Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем определяются, оперируют внимание, память, мышление, эмоции. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

 В зависимости от  того, какой из них работает  активнее, перерабатывает больше  информации, получает наиболее значимые  признаки, свидетельствующие о свойствах  воспринимаемого объекта, различают  и виды восприятия: осязательное, зрительное и слуховое, обонятельное, вкусовое восприятие. Четыре анализатора - кожный, мышечный, зрительный, слуховой - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Информация о работе Восприятия у детей старшего дошкольного возраста