Восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выделение и описание на основе анализа литературных источников особенностей восприятия у старших дошкольников. Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по обозначенной теме.
2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников.
3. Подобрать наиболее эффективные, оптимальные методики для изучения особенностей восприятия у детей старшего дошкольного возраста Методы теоретического исследования: анализ и систематизация теоретического материала, сравнение, обобщение.

Содержание

Введение. Актуальность.
Глава 1 Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников
. Теоритические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии
Общая характеристика восприятия
Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей восприятия у старших дошкольников
2.1 Цели, задачи, методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
2.3 Психологические рекомендации
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

основная курсовая.docx

— 121.17 Кб (Скачать файл)

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым - собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Процесс осязательного восприятия был подробно изучен советскими психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, Л.М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука испытуемого должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом по руке или руки по предмету, не приводит к нужному результату. Активное ощупывание предмета производится, как правило, при участии обеих рук. Зрительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа. Р. Грегори, в своих трудах, рассмотрел проблему изучения цветового зрения. Известно, что существует всего несколько «основных» цветов. Грегори предположил, что когда три цветовых потока объединяются в сложные структуры и особенно когда они изображают предметы, мы видим большее разнообразие цветов, чем в тех случаях, когда те же самые цветовые потоки предъявляются в виде простых структур. На основании этого Грегори сделал вывод, что нельзя представлять себе цветовое зрение в виде простой системы. Восприятие цвета обусловлено не только стимуляцией глаза определенной длиной волны и интенсивностью света, но и тем, изображает ли совокупность цветовых пятен предметы; тогда вступает в действие внешние корковые уровни мозговых процессов.

Слуховое  восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия. Если осязательное и зрительное восприятие отражает мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражении, протекающих во времени. Слуховое восприятие изучалось Л.С. Рубенштейном.

Полученная в активном взаимодействии с объектом информации о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов - образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между различными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например: величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.

К основным свойствам  восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция и активность.

Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года ребенка. Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона. Предмет - это то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие и фон - это все, что образуют другие предметы, восприятия, «на задний план».

Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений, информации об отдельных свойствах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что сложный единый образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями, т.е. целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность (или обобщенность). Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом воздействии на образ класса отражается влияние языка (включающего общечеловеческий опыт) и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется к все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму лично обобщенной схемы действительности.

Следующим свойством восприятия является константность. Это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако нам знакомые предметы кажутся неизменной величины вне зависимости от этого расстояния (в определенных пределах). Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения. Значение константности очень велико. Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия, прежде всего, выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляют собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных .

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен  структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятия решения  о том, что они относятся к  одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск  в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта  к определенной категории с последующим  поиском дополнительных признаков, подтверждающих правильность принятого  решения. И, наконец, на четвертом этапе  формируется окончательный вывод  о том, что за объект, с приписыванием  ему еще не воспринятых свойств, характерных для объекта одного с ним класса.

Таким образом, восприятие - это в значительной степени интеллектуальный процесс. Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются  особенности личности человека. Зависимость  восприятия от общего содержания нашей  психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачи, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции, также, занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Еще одно, не менее существенное свойство восприятия как психического процесса - это активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

Опираясь на современную  психологическую литературу, можно  выделить несколько подходов к классификации  восприятия. В основе одной из классификаций  восприятия, также как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих  в восприятии. В соответствии с  тем, какой анализатор (или какая  модальность) играет в восприятии преобладающую  роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычное восприятие - результат  взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени  участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать  осязательное восприятие, в котором  участвуют тактильный и кинестетический  анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует  двигательный анализатор. Различные  виды восприятия редко встречаются  в чистом виде.

Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные  виды восприятия.

 Основой другого типа  классификации типов восприятия  являются формы существования  материи: пространство, время и  движение. В соответствии с этой  классификацией (рисунок 1) выделяют  восприятие пространства, восприятие  времени и восприятие движения.

 

 

 

Классификация основных видов восприятия


По основной модальности

восприятие  пространства

По форме  
существования материи

вкусовое  восприятие

обонятельное  восприятие

осязательное  восприятие

слуховое  восприятие

зрительное  восприятие

восприятие  времени

восприятие  движения

Рисунок 1 −  Классификацию основных видов восприятия

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдельные восприятия как  бы «привязаны» к специфическим  анализаторам. Образ, складывающийся в  результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную  работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие  о свойствах воспринимаемого  объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают  как ведущие в процессе восприятия.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие - это весьма

сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Физиологической основой  восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей  в окончаниях нервов, имеющихся в  органах чувств, возникает нервное  возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного  мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте

Исследуя развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые приходят к выводу о том, что  в данном возрасте эта форма чувственного познания действительности имеет ещё  более сложные характеристики, нежели в раннем возрасте.

В противоположность заявлениям Г. Фолькельта и других ученых о том, что ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме», отечественные исследователи не только показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии ребенка раннего возраста, но и вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета предмета. Так при изучении восприятия дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).

Эти факты наиболее отчетливо  выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов. По исследованиям З.М. Богуславской, огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму; если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно.

Исключив «конфликтность»  в предложенном дошкольникам задании (или форма, или цвет), С.Н. Шабалин показал, что уже дети младшего дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно.

В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его  основного опознавательного признака форму. Однако у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиванием любой новой, незнакомой ребенку формы. Так трех–, четырехлетние дети в треугольнике видят крышу, в конусе, опрокинутом вершиной вниз, – воронку, в прямоугольнике – окно. Пяти–, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо, кубик – как кусок мыла, а цилиндр – на стакан.

Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т.е. отвлекают форму от предметного  содержания. Они говорят, что дверь  – это прямоугольник, колпак лампы  – шар, а воронка – конус  и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой»: она приобретает для ребенка  сигнальное значение и обобщенно  отражается им на основе ее абстрагирования  и обозначения словом.

Информация о работе Восприятия у детей старшего дошкольного возраста