Воссоздающее воображение дошкольников (дети 6-7 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 02:17, курсовая работа

Краткое описание

Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не известно. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Общее представление о воображении……………………………..........5
I.1. Особенности воображения в дошкольном возрасте…………..….7
I.2. Этапы развития воображения. Виды и функции воображения дошкольника..……………………………………………………………….13
II. Как проявляется воссоздающее воображение в речевой и изобразитель-
ной деятельности……………………………………………….……………17
Выводы…………………………………………………………………….…33
Заключение…………………………………………………………………...34
Список литературы…………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.Воссоздающее воображение....doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Повышенная  эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Формы проявления воображения дошкольника

 

Истоки воображение  ребенка, как и других психических  процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н.Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создает воображаемый образ. Например, взяв малыша на колени или на плечи, взрослый предлагает «покататься» на лошадке или на верблюде. Известная потешка «По ровненькой дорожке, по кочкам, по ухабам, в яму – бух!» позволяет ребенку создать и почувствовать образ опасной дороги, в конце которой он заранее воображает и радостно ждет «провала в яму». Множество других игр и забав с маленькими детьми («Коза», «Сорока-ворона»), заимствованы из народной педагогики, включают малыша в воображаемый контекст и позволяют представить то, чего он реально не воспринимает. Кроме того, взрослые очень рано начинают стимулировать изображающие действия ребенка – просят показать, как мишка ходит, как петух машет крыльями, как кошка мяукает. При этом ребенок сам, своими условными действиями создает воображаемую ситуацию, но создает ее для взрослого и по его интерпретации. Создание образа для других, по просьбе «Покажи как…», способствует созданию мнимой ситуации, где все «как будто». Действие по типу «как будто», по мнению Н.Н. Палагиной, является исходной формой воображения. Эти действия начинаются в раннем возрасте, поэтому о начале воображения у детей можно говорить уже по достижении ими 2-3 лет. Но подлинного своего расцвета оно достигает в дошкольном возрасте. Максимально ярко и интересно воображение проявляется в сюжетно-ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции.

На протяжении часа предмет может приобретать до 10 разных значений. Так, обычный носовой платок может быть флагом, зайчиком, змеей, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для куклы и пр. Необыкновенную изобретательность дети проявляют и в создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, поле сражения, магазин, дремучий лес и пр.

Во-вторых, огромное влияние  на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие  перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется  ребенком. Палагина описывает следующие ситуации.

Девочка долго  и с увлечением резала бумагу ножницами, но убирать за собой отказалась, и никакие угрозы и уговоры  взрослых не помогали. Но стоило дедушке  предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как она с радостью собрала все до мельчайшего обрезка и отнесла их «покупателю». Дошкольники придумывают и  принимают на себя самые невероятные роли:

-Давай я  буду шайба, а ты клюшка, и  мы будем сами играть в хоккей.

-Я буду  пианино, ты на мне будешь  играть, а я буду так: ля-ля-ля!

Из этих примеров ясно, что роли возникают не только из желания занять позицию взрослого. Ребенок представляет устройство или  действие предмета через свое собственное  действие, принимая на себя роль как  образ в действии. Преломляя роль живого или неживого предмета через себя, через свое действие, ребенок строит образ этого предмета. Роль при этом выступает как опора образа.

Очень ярко воображение  дошкольников в режиссерской игре. Даже 3-летние дети с удовольствием  наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.

С возрастом в игровых  сюжетах все большее место  отводится речи, и все меньшее  время занимает действие. Воображение  все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще  не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики как своего, так и чужого персонажа.

Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит  и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. 3-4-летние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче. Чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.

Словесное творчество открывает  более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.

I. 2. Этапы развития воображения. Виды и функции воображения дошкольника.

 

Одной из наименее разработанных  проблем психологии воображения  ребенка является проблема психологических  механизмов воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены  работы О.М. Дьяченко, в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач. Детям предлагалось последовательно 20 карточек с геометрическими фигурами или с элементами предметных изображений. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. При обработке детских рисунков выявлялся коэффициент оригинальности каждого ребенка (количество его рисунков, не повторяющихся у него самого и у других детей группы) и качественный характер решения задачи на воображение.

О.М. Дьяченко выделила два  основных способа решения таких  задач. В первом ребенок воспринимает предложенную фигуру как схему какого-либо предмета, который он лишь достраивает  в своем воображении (например, квадрат  выступает как схема телевизора, домика, аквариума и пр.). при этом способе ребенок прямо следует за образом восприятия, лишь опредмечивая данную схему и придавая ей большее сходство с предметом. Этот способ был назван опредмечиванием. 

При втором способе предложенная для дорисовывания фигура используется качественно по-другому. Она включается детьми как деталь в самые разные объекты, рожденные детским воображением (тот же квадрат становится глазом робота или частью бантика на голове у девочки). Данный способ получил название включение. 

Возрастной анализ показал, что способ включения появляется только у детей старшего дошкольного возраста и его использование значительно повышает коэффициент оригинальности. Младшие и средние дошкольники пользуются преимущественно способом опредмечивания.

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети творчески могут овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция  воображения направлена на утверждение  и защиту собственного Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая или Чапаева, как раз и выполняют эту функцию.

К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат, а затем планирует следующий шаг.

Следующий этап в развитии дошкольника – возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.

Аффективное воображение  на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на изживание полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча лежал в течение часа среди игрушек, а на вопрос, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.

 Познавательное воображение  в этом возрасте не просто  передает переработанные впечатления, но начинает искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или рисунка.

На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа воображения.

Описанные этапы развития воображения  представляют собой лишь возможности  каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются далеко не всегда (по данным О.М. Дьяченко, только у 1/5 части всех детей). Без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.

             Анализируя процесс становления  изображения Н.П.Сакулина     отмечает, что важно формировать у детей представление таких     свойств предметов,  как цвет,  пространственное  положение,     величина, масса, движение,  которые затем помогут ребенку     создать это изображение.  Форма является носителем содержания   и выступает, поэтому как ведущий признак в изобразительной  деятельности. Но следует учитывать, что цвет наиболее сильно воздействует на эмоциональное восприятие ребенка.  Необходимо  заметить,  что   степень    выразительности  рисунка зависит от того, развито ли у  ребенка  воображение,   образное восприятие; она зависит  также  от  тех  навыков  и   умений,  которые  ребенок  приобрел  в  процессе   обучения. Кершенштейнер, производивший опыты над детским рисованием, распределяет весь процесс развития  детского  рисунка  на  4   ступени.

          1 ступень - ступень схемы.

          Ребенок  рисует  схематические   изображения   предмета, очень далекие от правдоподобности  и реальной передачи его. 

          2 ступень.  Ее  называют  ступенью возникающего чувства формы  и   линии.   Пробуждается   потребность   не   только перечислить конкретные признаки описываемого предмета,  но и   передать   формальные   взаимоотношения    частей.    Смесь  формального  и  схематического изображения,  это еще рисунки  схемы,  и с другой стороны появляются  зачатки  изображения,   похожего  на  действительность.  Эта  стадия характеризуется   большим   числом    подробностей,    более    правдоподобным   размещением   отдельных   частей  предмета:  таких  вопиющих   пропусков,  как  пропуска  туловища,  не  замечается,   весь     рисунок приближается к действительному виду предмета.

          3 ступень,   по    Кершенштейнеру,    является    ступень правдоподобного изображения,  при котором схема уже исчезает из детского рисунка. Рисунок имеет вид силуэта или контуров.  

          4 ступень -  пластического  изображения.  Отдельные части     предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени,  появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое впечатление от предмета.   

 

 

 

 

 

II. Как проявляется воссоздающее воображение в речевой и изобразительной деятельности

Введение:

Методика «Воссоздающее  воображение» представлена в книге  «Практикум по детской психологии»  Урунтаевой Г.А, Афонькиной Ю.А.

ЦЕЛЬ: сравнение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста .

ОБЪЕКТ:  воссоздающее воображение

ПРЕДМЕТ: воссоздающего  воображения в речевой и изобразительной  деятельности детей дошкольного  возраста (6-7лет).

ГИПОТЕЗА: воссоздающее воображение в речевой деятельности развито лучше, чем в изобразительной  деятельности у детей 6-7 лет.

ЗАДАЧИ:

    1. проанализировать рассказы и рисунки детей;
    2. определить соответствие описаний и рисунков заданному тексту.
    3. Методика исследования:

ИСПЫТУЕМЫЕ: 15 детей подготовительной группы (6-7 лет) детского сада №2160, среди  них 8 девочек и 7 мальчиков.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: сказка «Машенька и медведь», листы  белой бумаги 21x29 см, 2 набора из цветных карандашей.

Информация о работе Воссоздающее воображение дошкольников (дети 6-7 лет)