Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 02:17, курсовая работа
Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не известно. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Общее представление о воображении……………………………..........5
I.1. Особенности воображения в дошкольном возрасте…………..….7
I.2. Этапы развития воображения. Виды и функции воображения дошкольника..……………………………………………………………….13
II. Как проявляется воссоздающее воображение в речевой и изобразитель-
ной деятельности……………………………………………….……………17
Выводы…………………………………………………………………….…33
Заключение…………………………………………………………………...34
Список литературы…………………………………………………………..35
ПРОВЕДЕНИЕ: перед экспериментом проводилась психологическая разминка, цель которой – добиться спонтанности (раскованности) испытуемых. Эксперимент проходил индивидуально. В ходе эксперимента ребенку неторопливо и выразительно зачитывалась русская народная сказка «Машенька и медведь». После чтения сказки детям предлагали: - "Расскажи то, о чем говорится в сказке". Затем: «Нарисуй то, что говорится в сказке». Для рисования давалось 2 набора цветных карандашей 12-ти цветов и стандартный лист бумаги. Лист заранее не подписывался. В процессе эксперимента экспериментатор фиксировал все то, что говорил ребенок, его эмоциональные реакции и поведение. После того как рисунок закончен, у ребенка спрашивали: «Расскажи, что ты нарисовал». Ответы также фиксировались. По оставленным записям и рисункам детей составлялись таблицы для исследования полученных данных.
2. Полученные результаты
Таблиц № 1 Воссоздающее
воображение в речевой
№ |
испытуемый |
Рассказ дословно |
Поведение, эмоции |
1 |
Антошина Оля |
Жила – была Машенька. Она пошла в лес за грибами. А бабушка с дедушкой ей говорили, чтобы она далеко не уходила. И она заблудилась…увидела избушку, а там медведь…он ей и говорит: «Теперь у меня жить будешь и готовить»…Машенька решила убежать от злого медведя. Залезла в короб и говорит, чтобы бабушке и дедушке отнес пирожки. Медведь хотел съесть пирожки, но…не съел…принес бабушке и дедушке, а его собаки прогнали. Машенька обрадовалась…и бабушка с дедушкой тоже обрадовались. |
Постоянно смотрит в потолок, вспоминает, крутит ру- ки. Говорит неторопли- во. Задумы- вается. |
2 |
Павлова Катя |
Маша пошла гулять в лес и встретила там медведя страшного и злого. Он ее не отпускал домой, заставлял готовить кашу. Она привела его в деревню, а его тут собаки покусали…нет…она сначала пирожки испекла и залезла в короб и говорит: «Я все вижу, не ешь пирожки, они для бабушки и дедушки». А потом медведь убежал в лес. Вот. И бабушка обрадовалась. |
Рассказы вает медлен но, невыра- зительно. Руки на ко- ленях. На- пряженный взгляд. |
3 |
Иванова Лена |
Машенька жила с дедушкой и бабушкой. Она хотела погулять и пошла в лес за грибами…с подругами. Она ходила, ходила, ходила и ушла далеко-далеко. Зашла в домик и испугалась медведя…он был большой и лохматый. Он ей говорит: «пеки мне пирожки и кашу вари». Она испекла много пирожков и залезла в сумку…а пирожки положила на голову, чтобы медведь не увидел. И говорит: «Не подглядывай, я все вижу». А медведь устал и есть хочет, а Маша говорит, что все видит. Он принес ее к дедушке и бабушке и убежал…нет его собаки прогнали. Они ее достали из сумки и больше никуда не отпускали. |
Держится свободно, рассказыва- ет с интере- сом и вы- раженной интонацией |
4 |
Иванова Ира |
Жила – была девочка. Ее звали Машенька. Она говорит бабушке: «Я хочу погулять, я принесу вам грибов и ягод из леса». Бабушка очень любила грибы и отпустила, а дедушка сказал, чтобы далеко от подружек не уходила. А она перепутала тропинки и пришла к медведю в дом. Медведь обрадовался и говорит: « Теперь мне готовить будешь, а то я тебя съем». А Маша хотела убежать, но забыла как идти обратно. И решила пирожки испечь. А в лесу очень темно было и большие деревья. Залезла в короб и говорит: «Неси пирожки дедушке и бабушке». Медведь долго шел и устал…и сел на пенек…Маша поругалась и медведь пошел дальше. Бабушка в деревне ждет внучку…а медведь испугался собак…и убежал опять в лес…все. |
Наклони- лась вперед, вниматель- но следит за реакцией эксперимен татора, улыбается. |
5 |
Оганесян Маис |
Жили – были бабушка и дедушка. И была у них внучка Машенька. Пошла она в лес с подругами…шла…и заблудилась…и встретила страшного медведя. Он ее не отпускал домой. А она соскучилась по бабушке с дедушкой…и решила убежать…нет…решила спрятаться в коробе…сначала пирожки испекла, а потом спряталась. И говорит медведю: «Неси пирожки. И не ешь их. Я все вижу». А медведь говорит: «Какая глазастая». Пришел к бабушке и поставил короб. Потом собаки его прогнали…они помогли бабушке с дедушкой…медведь убежал. А Машенька вылезла из пирожков и поцеловала бабушку. |
Рассказыва ет заинтере совано, иногда с интонацией Периоди- чески заду- мывается. Улыбается. |
6 |
Добров Витя |
Маша очень красивая девочка. Она добрая. Любит бабушку с дедушкой…испекла пирожки…ой! Нет!... пошла в лес и ее там поймал медведь…страшный и злой…а она дорогу не знает…чтобы вернуться домой…заблудилась…испекла пирожки и залезла в короб с пирожками и медведь ее отнес домой…бабушка обрадовалась, а медведь убежал… |
Рассказы вает мед- ленно. Интонация меняется только тогда, когда ошибается. Крутит кофту. Сос- редоточен. |
7 |
Куравлев Женя |
Жили – были дедушка и бабушка. И была у них внучка Машенька. Однажды…дети собрались в лес за ягодами и грибами и стали звать с собой Машеньку. Дедушка с бабушкой сначала не отпускали…они очень волновались за нее…а потом отпустили. Дети шли, шли, собирали ягоды и грибы, а Машенька увидела бабочку, стала любоваться ею…куда бабочка полетит, туда и Маша побежит…и заблудилась. Огляделась…нет никого. Стала кричать и звать на помощь, но никто не отзывался. Ей стало грустно и страшно. Она даже заплакала. Потом шла, шла и увидела избушку. Вошла туда. Увидела, что грязно и убралась…и сварила кашу. Вдруг заходит большой медведь…он увидел Машеньку и обрадовался. «Теперь вместе жить будем. Ты мне будешь готовить, а я тебе ягоды приносить». Она соскучилась по дедушке с бабушкой, а дорогу не знает и решила схитрить. Напекла пирожки, а сама в коробе спряталась и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой гостинец, но только не заглядывай в короб». Он согласился. Идет…идет…идет…медведь по лесу и проголодался…говорит: «Сяду на пенек, съем пирожок». А Маша из короба: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Дошел медведь до бабушки с дедушкой и оставил короб у ворот, а сам убежал. Бабушка с дедушкой обрадовались…что внучка вернулась. |
Рассказыва ет сосредо- точено, уве- рено, не де- лает длинных пауз. Руки на ко- ленях, спин ка вытяну- та. Речь ярко эмо- ционально окрашена. |
8 |
Кулагина Лена |
Жила – была Машенька. Она очень любила своих бабушку и дедушку. И однажды решила пойти в лес за грибами…вместе с друзьями. Она гуляла, гуляла и потерялась. Испугалась, звала на помощь…и увидела избушку. Зашла в нее и легла спать…заснула…и входит медведь. Она испугалась. А медведь ей и говорит: «Будем жить вместе. А если убежишь, я тебя съем». Машенька решила испечь пирожки…она хитрая бала. Залезла в короб и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой и не ешь пирожки…я все вижу». Медведь шел долго-долго и устал…сел отдохнуть и съесть пирожок а Машенька из короба говорит: «Не ешь пирожок, все вижу». Медведь пошел дальше. Пришел в деревню к бабушке с дедушкой…а его собаки прогнали. Машенька вылезла из короба и обрадовалась. |
Рассказыва- ет быстро, торопливо. Оглядывает ся по сторо- нам. Улыбается. |
9 |
Красина Настя |
Маша пошла гулять и заблудилась. А медведь добрый был…но…у…добрый был…но и хитрый. Он хотел, чтобы за ним ухаживали, поэтому Машеньку и не отпускал домой. Но она все равно обманула его…залезла в короб с пирожками…спряталась. И он ее вместе с пирожками отнес бабушке с дедушкой. Хотя мишка и хороший, но его, наверное, трудно расчесать…его волосы жесткие, плотные…и Маша хорошая. А бабушка с дедушкой обрадовалась, когда медведь принес пирожки с Машенькой. |
Активно жестикули- рует, рассказыва- ет с инте- ресом. Наклонен вперед. |
10 |
Типикина Настя |
Жила Машенька с бабушкой и дедушкой. Она отпросилась у бабушки с дедушкой в лес гулять…нет! Она пошла за грибами и за ягодами. Бабушка не отпустила, но она все равно пошла и заблудилась. В лесу было очень темно и страшно. Она попала в избушку. Там жил большой медведь. Он ей сказал, что теперь они будут жить вместе и она ему будет готовить, а если убежит, то он ее съест. А она обхитрила медведя…испекла пирожки…вкусные…с яблоками и мясом…залезла в короб и он ее отнес в деревню. А по дороге он хотел съесть пирожки, но Машенька все видела и не дала ему съесть…бабушка обрадовалась. А медведь убежал…нет…да…его собаки прогнали. |
Рассказыва- ет оживлен- но. Улыбает ся, когда сбивается с мысли и за- думывается. |
11 |
Воробьев Саша |
Жила Маша с бабушкой
и дедушкой. Она пошла в лес
с девочками и мальчиками… |
Рассказыва- ет спокой- но, степен- но, не торо- пится. Без эмоций. |
12 |
Корнеева Галя |
Маша живет с дедушкой и бабушкой…Маша пошла в лес. Гуляла долго-долго и потерялась, забыла тропинку домой. А потом зашла в избушку, где жил медведь. Медведь потом пришел и обрадовался. «Теперь ты мне будешь готовить. Я люблю кашу и пирожки». Она соскучилась по дедушке с бабушкой и решила убежать. Испекла много пирожков и залезла в короб…да…залезла и сидит…ее совсем не видно…медведь не догадался и понес ее в деревню. По дороге он устал и хотел съесть пирожок, но Машенька ему не разрешила и он пошел дальше. Опять хотел съесть и она опять ему не разрешила. Медведь пришел в деревню…испугался собак и опять убежал в лес. Дедушка с бабушкой увидели Машеньку и обрадовались ... и Машенька обрадовалась тоже. |
Задумчи- вый взгляд в сторону. Рассказыва- ет осторож- но с инте- ресом и ин- тонацией. |
13 |
Тарасов Саша |
Бабушка с дедушкой очень любили Машеньку. Они жили дружно и весело в своем доме. Однажды…Маша с подругами пошла в лес по грибы и по ягоды и … встретила медведя страшного…нет…она сначала зашла в избушку. А медведь обрадовался. Ему скучно жить одному в лесу. Маша хотела домой к бабушке и дедушке…и она придумала…обманула медведя…залезла в короб и спряталась в пирожках. Медведь сказал, что она молодец, что она заботится о бабушке с дедушкой. Он тоже очень любил пирожки. И пошел в деревню. Хотел съесть все пирожки, но Маша все видела и стала на медведя ругаться. Он отдал мешок и ушел обратно в лес…его собаки напугали. А Машенька засмеялась и больше не ходила в лес. |
Болтает ногами и перебирает в руках игрушку. Рассказы- вает с заминками и паузами, но с инто- нацией. Улыбается. |
14 |
Жанин Сережа |
Жила – была маленькая девочка Машенька. Жила она не одна, а со своими дедушкой и бабушкой. Жили они бедно. Было лето. Есть было нечего. И отправили они Машеньку в лес за грибами, за ягодами, за корнями. Взяла Машенька большое лукошко и отправилась далеко- далеко в лес, где много всего. Собирала ягоды, грибы…и вдруг она встретила зайца. Он рассказал Машеньке дорогу, где можно отдохнуть и поесть…она очень устала и решила в доме поспать. Вдруг пришел медведь…страшный. Она напугалась…и он ее не захотел отпустить домой, сказал: «Будешь мне каши варить». Но Машенька решила убежать…она спряталась к большом коробе и медведь понес гостинцы бабушке и дедушке… его собаки прогнали из деревни…а Машенька вылезла из короба и побежала к бабушке. Они все обрадовались. |
Рассказыва- ет с уверен- ностью, смотрит по сторонам, жестикули- рует. Заинтересо- ван в рас- сказе. |
15 |
Купцов Максим |
Маша пошла в лес за грибам и за ягодами. Шла, шла и наткнулась на избушку…а в этой избушке был беспорядок…и она все помыла и навела порядок. А потом пришел медведь, она спряталась, но медведь все равно ее нашел и сказал, что не отпустит домой. А она спряталась в коробе с пирожками, которые сама испекла и сказала, чтобы он отнес бабушке с дедушкой эти пирожки и чтобы по дороге их не ел. Медведь хотел их съесть….но потом передумал и отнес в деревню. Бабушка с дедушкой обрадовались и стали дальше хорошо жить. |
Рассказы- вал быстро, иногда вставал и опять садился. Отвлекался на звуки за окном.
|
Таблица № 2 Воссоздающее воображение в изобразительной деятельности
№ |
испытуемый |
Рассказ по рисунку дословно |
Поведение, эмоции |
1 |
Антошина Оля |
Я нарисовала Машеньку. Она улыбается, рада, что вернулась к бабушке и дедушке. Это дерево, дом, солнце. Я нарисовала цветок…у меня на кофточке такой же есть…большой и синий. Все. |
Задумывает- ся в выборе карандашей и рассматрива-ет свой рисунок |
2 |
Павлова Катя |
Я нарисовала Машу. Ей бабушка подарила платочек. Мне тоже бабушка вчера подарила. А медведя собаки покусали, и он убежал …в лес. |
Рисовала с интересом. |
3 |
Иванова Лена |
Это бабушка. Это Маша…она далеко – далеко от дома. Ее медведь напугал. Она в шапке, чтобы клещи в лесу не упали. А то мне мама говорит, что в лесу много клещей…страшных. |
Отобрала сразу себе три цвета. Увлечена |
4 |
Иванова Ира |
Маша по тропинке идет и грибы собирает. А медведь ждет ее в избушке…и еще много деревьев. А Маша очень красивая…как моя мама. |
Увлеченно рисует. Улыбается |
5 |
Оганесян Маис |
Машенька убегает от медведя домой…у медведя нет рук, чтобы он ее не поймал. Он большой и страшный. Я видела такого в зоопарке. У них зубы белые. |
Старательно выводил Машеньку. Устало вздохнул. |
6 |
Добров Витя |
Я нарисовала Машеньку. Она красивая…я хотела ей платье белым нарисовать, но не видно. У нее корона есть как у принцессы. |
Задумывал- ся, под- пирал щеку. Долго не мог ла решить каким цветом рисовать платье |
7 |
Куравлев Женя |
Я нарисовал Машеньку. Она у меня не очень хорошо получилась. Я хотел медведя нарисовать, но передумал. Она гуляет по лесу. Лес тоже не нарисовал. |
Рисовал сосредото- ченно, старательно |
8 |
Кулагина Лена |
Я нарисовала избушку, где жил медведь. Он добрый…но не умел готовить…вот и хотел, чтобы ему Маша готовила. А она в новом платье и шапочке. А у меня скоро день рождения. |
Отвлекалась, но потом сосредото-чилась на рисунке |
9 |
Красина Настя |
В доме они жили. Она ему готовила каши…я тоже люблю пирожки. |
Увлеченно работала, лицо спокойное |
10 |
Типикина Настя |
Я нарисовал лес…в нем темно и страшно, много деревьев. Маша заблудилась…она собирала красивые цветы и грибы. Вот. |
Увлечена работой была. На лице удовлетво- ренность и улыбка |
11 |
Воробьев Саша |
Я нарисовал Машу с медведем. Он боится собак. Это дом, где живут бабушка с дедушкой. Их не видно, они в доме. У моего дедушки тоже есть собака. Зовут Рекс. |
Рисовал медленно, старательно. |
12 |
Корнеева Галя |
Я нарисовала как медведь несет Машеньку в коробе домой…она там спряталась и он ее не заметил. |
Рисовала сос редоточенно, иногда смот- рела в окно |
13 |
Тарасов Саша |
Я нарисовал как они жили вместе в доме…Машенька и бабушка с дедушкой. У нее красивое платье. Солнце светит…тепло |
Задумывал- ся в про- цессе. |
14 |
Жаннин Сережа |
Я нарисовал Машеньку. Она идет по лесу с лукошком. И заяц сидит в норе. |
Нарисовал быстро, но потом долго вносил исправления |
15 |
Купцов Максим |
Я нарисовал Машеньку…она улыбается потому, что убежала от медведя. |
Старался, задумывался над рисунком |
В ходе эксперимента на основе анализа протоколов было установлено, что инструкцию экспериментатора приняли все дети. Приступили к работе с желанием.
АНАЛИЗ РАССКАЗА
Было установлено, на основании рассказов детей что осознанность, т.е. наличие главной идеи сказки, присутствует во всех работах.
Сюжет:
-85% детей из 15 воссоздали
сказочный сюжет, состоящий из
одной линии (это прогулка в
лес, включающая встречу с
-15% помимо основного, дети указали на встречу с персонажами, которые не были описаны в оригинале (это заяц, который подсказал дорогу к избушке медведя и бабочка, из-за которой Машенька заблудилась).
Композиция сказки выделена у 75% детей, из которых 45% - четко и правильно, а 30% не соблюдали последовательность композиции, например, меняя местами кульминацию и развязку. Остальные 25% опускали один или несколько составных частей композиции.
Все дети основывали свои рассказы как на главных героях (Машенька, медведь), так и на второстепенных (бабушка, дедушка, подруги, собаки). Лишь в 25% не была указана роль собак и в 70% - роль подруг.
Эмоциональное описание героев в большинстве случаев соответствовали отведенной роли в заданной сказке. Машенька выступала как маленькая, красивая, хорошая и сообразительная (хитрая) девочка в 55% рассказах детей; ей страшно, грустно, она плачет и пугается – 30%. Медведь – страшный, злой, хитрый – 55%, большой и лохматый – 15%, хороший – только в одном случае.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В 35% изложенных рассказов присутствовала только косвенная речь. Во всех остальных случаях использовались диалоги и прямая речь.
АНАЛИЗ РИСУНКА
На основании анализа записей и самого рисунка было установлено, что:
-30% детей нарисовали больше, чем рассказали при описании работ. Эти дети выделили наиболее важные образы, те, что произвели на них большее впечатление.
-30% детей точно рассказали то, что они нарисовали.
-40% детей рассказали о рисунке больше, чем они нарисовали.
В работе детей повторяются образы, описанные в сказке.
Удалось установить, что все дети нарисовали основной образ: Машеньку. Из них: 10 % детей нарисовали только Машеньку; 25% - основной образ на фоне пейзажа, в интерьере (лес, дом, поляна, солнце, облака и т.д.); - 65% - нарисовали как Машеньку, так и медведя на фоне пейзажа.
Ясно, что дети выделили в рисунке образы, которые произвели на них большее впечатление и интерес. А сюжет каждый воссоздал по-своему, выделив в рисунке наиболее значимый и запомнившийся объект.
В ходе эксперимента установлено, что дети чаще используют теплые тона (желтого, оранжевого, розового, красного, малинового, бордового, коричневого). Этим они проявляют свое отношение к изображаемому предмету, стараясь его украсить, выделить. Но цвета адекватно соотносятся с цветами реальный предметов.
-15% из 15 испытуемых в своих работах использовали два цвета.
-35% - использовали четыре цвета.
-25% - использовали пять цветов.
-10% - использовали в работе шесть цветов.
-10% - восемь разных цветов.
-5% - использовали 9 разных цветов.
Цвет оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональное восприятие ребенка (20% - рисуют с интересом, увлеченно; 20% - в процессе рисования задумываются на некоторое время; 15% - в ходе рисования улыбаются, проявляют удовольствие).
АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ
Не все
дети сразу приступили к
-20 % необходимо подумать,
прежде чем приступить к
-15% - эмоции во время работы не проявляли, хотя в рисунках используют яркие цвета.
-35% - после выполнения
устало вздохнули, заулыбались,
Анализируя эмоциональный отклик детей важно отметить, что равнодушного отношения в этой группе детей не наблюдалось. 85% детей проявляли свои эмоции, у 15% такого проявления не наблюдалось.
В процессе рисования дети вели себя по-разному:
-15% испытуемых детей комментировали свои рисунки в процессе рисования. Этим проявляется их эмоциональный интерес к рисованию.
-75% из 15 детей рисуют молча, их увлекает сам процесс рисования,
лица детей сосредоточенные, серьезные, увлеченные. Погружены в свой
мир рисунка. Эгоцентрическая речь подверглась изменению, превращаясь во внутреннюю речь и в этой форме сохраняя свою планирующую функцию.
-10% из испытуемых детей в процессе рисования произносили фразы
не относящиеся к сказке, такие как:
1. - А у меня скоро день рождения.
2. – У моего дедушки есть собака. Его зовут Рекс.
Вывод:
В результате проведенных анализов удалось установить, что дети справились с предложенным заданием. Каждый по-своему воссоздал образы, проявляя оригинальность. Но выделяется общая закономерность, подтверждающая гипотезу о том, что воссоздающее воображение в речевой деятельности превалирует по отношению к воссоздающему воображению в изобразительной деятельности. Дети выделяли в рисунке образы, произведшие на них большее впечатление и интерес; сюжет каждый воссоздал по-своему, выделив наиболее значимый и запомнившийся объект. А рассказы детей подробно отображали сюжетную линию, композицию, описывали эмоциональные отношения главных героев друг к другу и к ситуации в целом. Что дает наиболее полную приближенность к оригиналу сказки и воссоздает целостность образов.
Выводы:
Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. А воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Оно играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще и допуская значительно более «легкий» отлет от действительности. Именно в повышенной эмоциональности состоит специфика воображения дошкольника.
В ролевой игре наиболее ярко проявляется воображение у дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). Мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи. Основным содержанием воображения детей является именно человеческое общение.
Заключение
В этой работе было проведено
исследование проблемы особенностей воссоздающего
воображения в речевой и
Список литературы
Информация о работе Воссоздающее воображение дошкольников (дети 6-7 лет)