Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 02:49, научная работа
Цель работы: Теоретически обосновать влияние развивающих игр на развитие детей в раннем возрасте.
Гипотеза: Развитие детей раннего возраста в игре будет эффективно, если обеспечить:
а) систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни,
б) максимально - познавательную активность детей,
в) комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов.
Введение…………………………………………………………….3
1. Влияние развивающих игр на развитие детей раннего возраста
1.1 Психическое развитие и факторы психического развития детей раннего возраста………………………………………………….6
1.2 Значение игры в раннем возрасте…………………………..12
1.3 «Природа» игры……………………………………………...16
1.4 Развивающие игры и их условия …………………………...20
1.5 Классификация игр…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………29
Выводы…………………………………………………………..…30
Литература………………………………………………………….31
Міністерство освіти і науки молоді та спорту України
Харківський національний педагогічний університет ім.. Г.С.Сковороди
кафедра: Психології
Навчально-дослідне завдання
з курсу вікової та педагогічної психології
Вплив розвиваючих ігор на розвиток дітей раннього віку
Виконала: студентка III курсу
художньо-графічного факультету
групи 3-Б,
Перевірила: Ходикіна Ю.Ю.
Харків 2012 н.р.
Оглавление
План
Введение…………………………………………………………
1. Влияние развивающих игр на развитие детей раннего возраста
1.1 Психическое развитие и факторы психического развития детей раннего возраста………………………………………………….6
1.2 Значение игры в раннем возрасте…………………………..12
1.3 «Природа» игры……………………………………………...16
1.4 Развивающие игры и их условия …………………………...20
1.5 Классификация игр…………………………………………..25
Заключение……………………………………………………
Выводы…………………………………………………………..
Литература……………………………………………………
Введение
Актуальность: Вопросами детской игры занимались многие известные психологи и педагоги (Эльконин Д.Б. 1976; Выготский Л.С 1956; Никитин Б.П. 1981; Уронтаева Г.Д. 1992 и др.). Они рассматривали игру с разных сторон: воспитательной, развивающей, особенности её развития, возникновения и т.д.
Игра - является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей (Эльконин Д. Б. 1987).
Для детей раннего возраста, характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают. Моторные игры – бег, прыжки, лазанье, кружение - характерны для детей от 1 года до 3 лет.
Игра-возня – часто раздражает взрослых и запрещается ими. Игра-возня - учит детей взаимодействию друг с другом. Подобные игры дают ребенку возможность выплеснуть отрицательные эмоции, продемонстрировать положительные, учит регулировать свои чувства, силу физического воздействия на партнера, контролировать импульсивные желания.
Языковые игры – главное в этих играх не передача информации, а экспериментирование со звуками, со словами. Как отметил психолог Г.Крайг (2005, 356с), "дети играют со словами, чтобы посмеяться над миром и проверить, насколько хорошо они его понимают".
Ролевые игры – в этих играх дети принимают на себя определенные роли, воспроизводят действия других людей.
Игра с правилами и игра-состязание. Эти навыки отрабатываются в процессе самой игры, от примитивной к более сложной. К концу раннего возраста в играх детей появляется элемент соревновательности (статья Т.Ю. Рыжковой http://www.psyparents.ru).
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка. Она вызывает существенное изменение в его психике. (Изл. по Яковлева Н.Г.,2002).
Цель работы: Теоретически обосновать влияние развивающих игр на развитие детей в раннем возрасте.
Гипотеза: Развитие детей раннего возраста в игре будет эффективно, если обеспечить:
а) систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни,
б) максимально - познавательную активность детей,
в) комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов.
Задачи исследования:
1. Изучить факторы психического развития детей раннего возраста.
2. Изучить особенности влияния развивающих игр на детей раннего возраста.
3. Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении.
Объектом исследования являются дети раннего возраста.
Предметом исследования являются развивающие игры детей в раннем возрасте.
Влияние развивающих игр на развитие детей раннего возраста
1.1 Психическое развитие и факторы психического развития детей раннего возраста
На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы понять картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации:
Психоаналитическая теория - наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.
З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия. А ранний возраст он определял:
1. Оральная стадия (0 – 2 года) – младенчество,
2. Анальная стадия (2 – 3 года) – ранний возраст.
Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики. Но он в отличие от З.Фрейда считал ранним возрастом период (1 – 3 года), который назвал «чувством независимости – ощущением стыда и сомнения».
Швейцарский ученый Жан Пиаже (1896 – 1980) считал, что человек, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода. А ранний возраст или дооперативный от 2 до 7 лет.
На данный момент, большинство психологов считают ранним возрастом период от 1 до 3х лет.
Раннее детство начинается с кризиса первого года жизни. Новообразование кризиса – автономная речь. Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Кризис не относится к числу острых. Далее следует сам период раннего детства. Такие психологи как (Выготский Л.С., 1983; Валлон А., 1965; Петровский А.В., 1979) считают основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью.
Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов — они начинают выступать для ребенка не просто как объекты для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода.
Мухина В.С. пишет (1981, 186с), что «Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Функция, назначение вещей является их скрытым свойством. Оно не может быть выявлено путем простого манипулирования. Так, ребенок может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, долго стучать ложкой об пол, но этим, ни на шаг не продвинется в познании функции предметов. Только взрослый способен в той или иной форме раскрыть ребенку, для чего служит шкаф или ложка».
Усваивая действия по употреблению предметов обихода, ребенок вместе с тем усваивает и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами. Но не все действия, усваиваемые ребенком в этот период, имеют одинаковое значение для психического развития. Особенности действий зависят, прежде всего, от особенностей самих предметов. Одни предметы имеют совершенно определенный, однозначный способ употребления, а с другими можно обращаться гораздо проще. Наиболее важно для психического развития овладение действиями с теми предметами, способ употребления которых однозначен.
Эльконин Д.Б. (1976) отмечает, что к концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развернутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Игра как особая форма детской деятельности имеет свою историю развития, связанную с изменением положения ребенка в обществе, но человеческое поведение не имеет инстинктивной природы, а содержание своих игр дети берут из окружающей жизни взрослых. Дети с первых лет жизни включались в деятельность взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. Игры, отделенной от труда, не существовало. Позднее возникает новый вид игры — ролевая игра. В ней дети удовлетворяют свою основную социальную потребность — стремление к совместной жизни со взрослыми. В ролевой игре воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций.
Содержание начальных игр ограничивается двумя-тремя действиями, например кормлением куклы или животных, укладыванием их спать. Фактически, дети этого возраста еще не отображают моментов своей собственной жизни (как это происходит позже). А манипулируют с предметом так, как им показал взрослый. Они еще не кормят куклу, не убаюкивают ее — ничего не изображают, а, только, подражая взрослым, подносят чашку ко рту куклы или кладут куклу и похлопывают по ней. Характерным для этих игр является то, что ребенок производит определенные действия только с теми игрушками, которые употреблял взрослый в совместной деятельности с ним (Мухина В.С.1985).
Палагина Н.Н. (2003) считает, что раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Решающее значение для развития речи в раннем детстве имеет изменение форм общения ребенка со взрослыми, происходящие в связи с овладением предметной деятельностью.
Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной речью: ребенок употребляет такие слова, которыми обычно взрослые не пользуются.
Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, 1976) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. К началу раннего детства ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее с элементарными формами игры и рисования) и речью.
Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий.
В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно - образное. При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, т.е. нерасчлененность — ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей, недаром М.И. Лисина (1996) назвала ведущий вид общения в этот период ситуативно-деловым. Однако общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Окружающим надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Однако общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Окружающим надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого (Марцинковская Т.Д.,2000).
Информация о работе Вплив розвиваючих ігор на розвиток дітей раннього віку