Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 02:49, научная работа
Цель работы: Теоретически обосновать влияние развивающих игр на развитие детей в раннем возрасте.
Гипотеза: Развитие детей раннего возраста в игре будет эффективно, если обеспечить:
а) систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни,
б) максимально - познавательную активность детей,
в) комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов.
Введение…………………………………………………………….3
1. Влияние развивающих игр на развитие детей раннего возраста
1.1 Психическое развитие и факторы психического развития детей раннего возраста………………………………………………….6
1.2 Значение игры в раннем возрасте…………………………..12
1.3 «Природа» игры……………………………………………...16
1.4 Развивающие игры и их условия …………………………...20
1.5 Классификация игр…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………29
Выводы…………………………………………………………..…30
Литература………………………………………………………….31
В любом случае, большинство характеристик игры уже показывают, как важна игра для развития человека, особенно, для развития ребенка, совершенствования его психических, физических и других способностей. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания.
Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст), игра выступает ведущим видом всей деятельности.
1.4. Развивающие игры и их условия.
Прежде всего развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам. Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим. (Уронтаева Г.1992).
Но все это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку, в готовом виде (т.е. с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем психического развития. Главное здесь – последовательность этапов развития. Игры должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи.
Так, например, трехлетние дети, как правило, любят и умеют бегать и прыгать. Используя эти умения, можно организовывать новые игры, основанные на новой последовательности этих движений, их постепенном усложнении и главное – их новом содержании и осмыслении: не просто бегать и прыгать, а прыгать в воображаемой ситуации (по кочкам на болоте или бежать от кота или лисицы, которые могут их поймать). (Богуславская З.М., Смирнова О.Е., 1991).
Вполне возможно, что развивающие игры окажутся увлекательными для всех дошкольников, не зависимо от возраста. Выбор игры определяется не календарным возрастом, а этапом их психологического развития. Кроме того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их так же необходимо учитывать при проведении игр. Почти в каждой группе детского сада есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.
Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. При проведении игры необходимо постараться показать таким детям важность соблюдения этих правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения. Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении воспитателя (Печора К.Л., 1986).
Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В каждой группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры они не понимают ее сути и избегают активных ролей, а взяв их на себя, действуют не правильно. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная, групповая работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Индивидуальные занятия необходимы для нормального психического и личностного развития. Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах (Яковлева Н.Г. 2002).
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным. Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнениями или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо. Тем более, недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми. Доброжелательность, сюрпризность разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека (Лесной Д.С.2000).
Итак, развивающие игры требуют особого подхода и умения их организовывать. Как воспитателям, так и родителям необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их активность, и ни в коем случае не стремиться заставить ребенка играть. А наоборот постараться заинтересовать его. При этих условиях развивающие игры будут способствовать полноценному развитию личности ребенка, его познавательной и эмоциональной сферы, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности.
1.5. Классификация игр
Детских развивающих игр много, но почти все они входят в ту или иную группу игр:
а) Сенсорные игры,
б) Моторные игры,
в) Игра – возня,
г) Языковые игры,
д) Ролевые игры,
е) Игры с правилами.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, с бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться со взрослыми и с детьми. Очень полезны для детей раннего возраста, так называемые сенсорные игры, которые дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др.. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности и др. Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны работать, а для этого им необходима «пища». Поэтому-то так важно научить ребенка получать информацию извне, при помощи как можно большего количества анализаторов. Взрослые должны организовать среду вокруг ребенка таким образом, чтобы он получил возможность развивать эти анализаторы. Ребенку нужно научиться переживать различные телесные ощущения, знакомиться с разными запахами, звуками и т.д. (Никитин Б.П. 1981).
Психологи рекомендуют родителям знакомить детей с предметами из самых разных материалов, например, давать им возможность есть из разной посуды: из пластиковой, фарфоровой, металлической, деревянной. В процессе такого экспериментирования у ребенка рождаются новые ощущения, появляется новый опыт, происходит сенсорное развитие.
Для детей раннего возраста характерны и моторные игры: бег, прыжки, лазанье. Одни дети проделывают это в одиночку, другие подражают сверстникам, и тогда малыши, заражая друг друга весельем, визжат от удовольствия и вместе прыгают, катаются по полу. Потребность ребенка в движении должна быть удовлетворена, естественно, не в ущерб безопасности ребенка. Движение ему необходимо.
Игра – возня – это еще одна разновидность игр, которые необходимы для развития ребенка раннего возраста. Взрослые очень часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы ребенку. Однако это не так. И даже такие незамысловатые игры, как «куча-мала», «кулачный бой», учат ребенка взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, помогают выплеснуть отрицательные эмоции.Чтобы ребенок получил опыт таких игр, папы могут «померяться силой» с ним. Малыш от подобного общения придет в восторг, а кроме того, научится принимать и победу, и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.
Именно от года до трех лет у детей формируется образ телесного «Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. И перечисленные выше игры помогут в этом. Пускай малыши знакомятся с окружающим миром: щупают, нюхают, смотрят, кувыркаются.
Языковые игры – это игры-эксперименты со словами, со звуками. Они также характерны для детей раннего возраста. Иногда малыши доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение целого дня одну и ту же бессмысленную фразу, например «Каляка-баляка – веселая каряка». Даже если вам надоело слушать это, резкий запрет, вряд ли поможет и успокоит ребенка. Лучше подключитесь к игре: добавьте несколько рифмующихся слов. Детям нравится играть со звуками и словами, и они с удовольствием присоединятся к вашей новой игре.
Ближе к 2,5 годам детей начинают привлекать ролевые игры. И еще раньше они начинают кормить, укладывать кукол спать, ну точь-в-точь как мама. Подобная игра, являясь зеркальным отражением поведения взрослых, позволяет родителям узнать, как воспринимают нас наши дети.
Уже в раннем возрасте детям нравится игра в игры с правилами. Эти игры стимулируют развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. Только чтобы для малышей инструкции и правила игры были не слишком сложными. И чем чаще родители будут играть с ними в подобные игры, тем быстрее они научатся следовать инструкциям и правилам. Также важным моментом в игре выступает социальное взаимодействие ребенка. Выделяют пять уровней социального взаимодействия детей:
1) Игра в одиночку – на этом уровне взаимодействие полностью отсутствует. Характерна и для младенцев, и для детей раннего возраста,
2) Игра-наблюдение – ребенок наблюдает за игрой товарища, но не вступает в игру
3) Параллельная игра – ребенок играет в непосредственной близости, рядом с другим ребенком, подражает ему, но взаимодействия еще не наступает. Это игра "рядом", но не "вместе", характерна для детей от 1,5 до 2 лет
4) Ассоциативная игра – дети уже в какой-то степени взаимодействуют, делятся игрушками, но у каждого из них свой сюжет. Такой тип игры может сформироваться к 3 годам
5) Совместная игра – дети во время такой игры заняты общим делом: играют в семью, строят дом. Возникает к 3 годам. (Т.Ю. Рыжкова 2007 http://pedagogy.ru/).
В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает себя замещение (в место людей – кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Информация о работе Вплив розвиваючих ігор на розвиток дітей раннього віку