Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:50, реферат
Овладение любой научной дисциплиной требует обстоятельного осмысления общетеоретических идей и положений, которые лежат в основе развития соответствующей отрасли знания и без усвоения которых иногда невозможно глубоко понять науку вообще. Вот почему в вузах изучаются даже специальные учебные курсы, которые вводят студентов в теоретические проблемы той или иной науки. Есть такой курс и в составе педагогических дисциплин - «Введение в педагогику». Иногда он изучается как особая научная дисциплина, иногда же выступает как начальный раздел общего курса педагогики. Но и в том, и в другом случае в нем раскрываются основные факторы развития педагогической науки, ее предмет, методологические основы, а также те детерминанты, под влиянием которых разрабатываются цели воспитания, его сущность и общие подходы к осуществлению этого сложнейшего процесса
1. Введение
2.Чем была обусловлена необходимость воспитания и развития педагогической теории как особой отрасли научного знания?
3.Как произошло название науки о воспитании - педагогики и какие древние деятели и философы разрабатывали педагогические идеи?
4.Какое влияние оказывали и оказывают, идеология и политика общества на развитие педагогики?
5. Какие виднейшие деятели западноевропейской и отечественной педагогики внесли значительный вклад в развитие педагогической теории?
6. Педагогическая деятельность Я. А. Каменского
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Специальность психология и социальная педагогика
Кафедра психологии и социальной педагогики
Реферат
по Истории теории образования и воспитания
на тему:
«Выделение педагогики в самостоятельную
отрасль знания. Педагогическая деятельность
Я. А. Каменского».
Выполнила
студентка II курса, 22 группы ПиП
Стародубцева Анастасия Игоревна
Курск 2014
Содержание:
1. Введение
2. Чем была обусловлена необходимость воспитания и развития педагогической теории как особой отрасли научного знания?
3. Как произошло название науки о воспитании - педагогики и какие древние деятели и философы разрабатывали педагогические идеи?
4. Какое влияние оказывали и оказывают, идеология и политика общества на развитие педагогики?
5. Какие виднейшие деятели западноевропейской и отечественной педагогики внесли значительный вклад в развитие педагогической теории?
6. Педагогическая деятельность Я. А. Каменского.
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования
Введение:
Овладение любой научной дисциплиной требует обстоятельного осмысления общетеоретических идей и положений, которые лежат в основе развития соответствующей отрасли знания и без усвоения которых иногда невозможно глубоко понять науку вообще. Вот почему в вузах изучаются даже специальные учебные курсы, которые вводят студентов в теоретические проблемы той или иной науки. Есть такой курс и в составе педагогических дисциплин - «Введение в педагогику». Иногда он изучается как особая научная дисциплина, иногда же выступает как начальный раздел общего курса педагогики. Но и в том, и в другом случае в нем раскрываются основные факторы развития педагогической науки, ее предмет, методологические основы, а также те детерминанты, под влиянием которых разрабатываются цели воспитания, его сущность и общие подходы к осуществлению этого сложнейшего процесса. Эти вопросы и освещаются в данном разделе.
1. Чем была обусловлена необходимость воспитания и развития педагогической теории как особой отрасли научного знания?
Изучение любой науки обычно начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась та или иная наука и что конкретно является предметом ее исследования. Недаром говорится: отыщи всему начало и многое поймешь. В то же время один из философов отмечал: перед каждой наукой ставится требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний. Однако при осмыслении этих вопросов необходимо иметь в виду два следующих положения.
Первое: любая отрасль знания формируется в науку только тогда, когда возникает в ней общественная потребность и определяются те специфические функции, которые она должна выполнять.
Второе: всякая отрасль знания складывается в науку лишь при условии, если достаточно четко конкретизируется только ей присущийпредмет исследования.
Указанные положения в полной мере относятся и к педагогике. Ее развитие обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, т.е. в их воспитании. В самом деле, когда речь идет о педагогике, то это понятие так или иначе ассоциируется своспитанием. Но само воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добываемые знания последующим поколениям. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодых поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Воспитание, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития.
Общественный прогресс и стал возможным лишь потому, что каждое вступающее в жизнь поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития общества и присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание иной раз считают «общей и вечной категорией», подчеркивая, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития.
Однако в дородовом и родовом обществах воспитание детей осуществлялось в процессе их совместной жизнедеятельности со взрослыми и еще не выделялось в особую общественную функцию.
Вот как начинается известная восточная сказка «Аладдин и волшебная лампа»:
«В одном персидском городе жил бедный портной Хасан. У него были жена и сын по имени Аладдин. Когда Аладдину исполнилось 10 лет, отец его сказал: «Пусть мой сын будет портным, как я», - и начал учить Аладдина своему ремеслу».
В поэмах древнегреческого певца Гомера «Илиада» (IX-VIII вв. до н.э.) и «Одиссея» (VIII-VII вв. до н.э.) показывается, что детей обучали взрослые и старики. В этих поэмах даже не встречается слово «воспитание».
Но потом положение изменяется. В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития,воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. в различных древних странах создаются специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых было обучение и воспитание детей. Наиболее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Древнего Египта, стран Ближнего Востока и Древней Греции. Там же зарождались и первые педагогические знания. На одном из древнеегипетских папирусов, например, было написано: «Уши мальчика на его спине. Он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная воспитательная идея, соответствовавшая духу и обычаям того времени.
2. Как произошло название науки о воспитании - педагогики и какие древние деятели и философы разрабатывали педагогические идеи?
В дальнейшем довольно широкое развитие воспитательные учреждения получили в Древней Греции. Там же в недрах философии стали разрабатываться и теоретические идеи о воспитании. Из Древней Греции ведет свое происхождение и название науки о воспитании - педагогика.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, agō - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины, например, школа (schole - досуг, игра), гимназия (gymnasion - гимнасий) - школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа и т.д.
Примечательно, что уже в древнем мире многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого отдельного человека.
Афинский правитель Солон (между 640 и 635-ок.559 до н.э.) издал закон, по которому отец обязан был побеспокоиться об обучении своих сыновей в той или иной отрасли труда, и что сын мог не кормить его в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.
Платон (428 или 427-348 или 347 до н.э.) писал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты. Но если скверно выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных людей.
О воспитании размышляли древнегреческие философы Фалес из Милета (ок.625-ок.547 до н.э.), Гераклит (ок.530-ок.470 до н.э.), Демокрит (ок.470 или 460-нач.IV в. до н.э.), Сократ (ок.470-399 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Эпикур (341-270 до н.э.) и др.
Поучительные педагогические идеи выдвигали древнеримские философы и ораторы. Тит Лукреций Кар (ок.99-55 до н.э.) написал философскую поэму «О природе вещей», в которой касался и вопросов воспитания. Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-ок.96) создал десять книг «Об образовании оратора», в которых содержались рекомендации по воспитанию детей и подростков, по развитию у них речи, по воспитательным играм. В обучении он выделял три ступени: подражание, наставление и упражнение и требовал сочетания заучивания с размышлением.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых были пронизаны религиозной догматикой, проповедью аскетизма, беспрекословного повиновения и весьма слабо обогащали педагогическую теорию.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) в трудах таких известных ее деятелей, как итальянский гуманист Витторино де Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Х.Вивес (1492-1540), нидерландский мыслитель Э.Роттердамекий (1469-1536), французский писатель Ф.Рабле (1494-1553), французский философ М.Монтень (1533-1592) и др. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.
3. Какое влияние оказывали и оказывают, идеология и политика общества на развитие педагогики?
Развиваясь под влиянием объективных потребностей общества в воспитании подрастающих поколений, педагогика также не могла не испытывать влияния и факторов субъективных, которые оказывали и оказывают воздействие на разработку воспитательной теории. Одним из этих субъективныхфакторов были и остаются идеология и политика общества. Дело в том, что воспитание выступает в качестве действенного средства формирования человека и выработки у него таких необходимых каждому обществу и государству личностных качеств, как законопослушание, соблюдение социально-экономических порядков и существующих требований морали. С другой стороны, с древних времен люди понимали, что воспитание приносит много выгод тому, кто его получает. Римский историк Тацит (ок.58-ок.117) писал: «Чем сильнее был кто-либо в ораторском искусстве, тем легче для него был доступ к почетным должностям».
Именно поэтому идеология и политика правящих прослоек общества всегда влияли и влияют как за организацию воспитания, так и на разработку педагогической теории. Указанное положение подтверждается многими примерами и фактами.
Еще Аристотель в своем труде «Политика» писал: «Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от того ущерб».
Отметим, что политика и идеология общества влияют на разработку таких педагогических проблем, как цели воспитания, его содержание, определение методов воспитательной работы и т.д. Например, древнегреческий историк Плутарх (ок.45-ок.127), указывая на то, что подготовка молодежи в Спарте была направлена на защиту государства и правящей элиты, писал: «Воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными, выносливыми в трудностях, способными сражаться и побеждать».
В средние века в качестве такой цели выступало формирование у человека послушания и религиозного аскетизма, хотя она по-разному осуществлялась по отношению к духовным и светским феодалам, а также к феодальному крестьянству.
Начиная с эпохи Возрождения, стали провозглашаться гуманистически
Кто бы что ни говорил, но с научной точки зрения и современная педагогика развивается под влиянием идеологии и политики общества и призвана способствовать их утверждению и защите. Недаром французский император Наполеон в свое время говорил: «Моей главной целью при учреждении учительской корпорации служит желание управлять мыслями».
О зависимости воспитания от социально-правового и имущественного положения тех или иных классов общества весьма выразительно писал Н.Г.Чернышевский: «Политическая власть, материальное благосостояние и образованность - все эти три вещи соединены неразрывно. Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил; в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом; кто не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения, то есть от нищеты, то есть и от невежества».
Но поскольку в каждую историческую эпоху
разрабатывались свои взгляды и подходы
к воспитанию, можно говорить о педагогике рабовладельческого,
феодального, современного общества.
Речь в данном случае идет об официальной педагогике,
формировавшейся и формирующейся под
влиянием официальных, правящих кругов
общества, господствующей идеологии и
политики. Это приводило к тому, что с давних
времен в обществе существовали и формировались
различные идеологические и политические
течения, отражавшие интересы различных
имущественных и религиозных слоев населения
в области воспитания. Так, широкое распространение
получили идеи иезуитского (католического)
и исламского воспитания. Со времен
эпохи Возрождения начали формироваться
идей социалистического воспита
Отсюда следует, что в педагогике прошлого
нужно различать то, что служило тормозом
развития прогрессивны воспитательных
теорий и изжило себя, став лишь достоянием
истории, и то, что содержало в себе положительные
элементы и способствовало разработке
подлинно научных воспитательных теорий,
носило и носит общечеловеческий характе
Наконец, по уровню теоретического освещения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику.
Научная педагогика обычно связывается с углубленным исследованием теоретических и методических проблем воспитания, с раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.
Народная педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также национальных воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта воспитания и формирования личности в детском возрасте.