Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:50, реферат
Овладение любой научной дисциплиной требует обстоятельного осмысления общетеоретических идей и положений, которые лежат в основе развития соответствующей отрасли знания и без усвоения которых иногда невозможно глубоко понять науку вообще. Вот почему в вузах изучаются даже специальные учебные курсы, которые вводят студентов в теоретические проблемы той или иной науки. Есть такой курс и в составе педагогических дисциплин - «Введение в педагогику». Иногда он изучается как особая научная дисциплина, иногда же выступает как начальный раздел общего курса педагогики. Но и в том, и в другом случае в нем раскрываются основные факторы развития педагогической науки, ее предмет, методологические основы, а также те детерминанты, под влиянием которых разрабатываются цели воспитания, его сущность и общие подходы к осуществлению этого сложнейшего процесса
1. Введение
2.Чем была обусловлена необходимость воспитания и развития педагогической теории как особой отрасли научного знания?
3.Как произошло название науки о воспитании - педагогики и какие древние деятели и философы разрабатывали педагогические идеи?
4.Какое влияние оказывали и оказывают, идеология и политика общества на развитие педагогики?
5. Какие виднейшие деятели западноевропейской и отечественной педагогики внесли значительный вклад в развитие педагогической теории?
6. Педагогическая деятельность Я. А. Каменского
Огромная заслуга Коменского состоит в том, что он создал первый в истории человечества иллюстрированный учебник «Видимый мир в картинках» – первый учебник в педагогическом смысле этого слова. Уже при жизни Коменского «Видимый мир» был переведен во многих странах мира, в том числе и в России.
Таким образом, наглядность в деятельности Коменского получила воплощение не только в теории, но и в средствах обучения.
С принципом наглядности тесно связан у Коменского принцип легкости обучения, который обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться. В этом понятии «легкость обучения» фактически концентрируются дидактические требования, такие, как доступность, посильность обучения, учет особенностей возраста. Метод обучения, считал Коменский, должен возбуждать у детей радость познания нового, желание спешить в школу, как на игру.
Большое значение придавал Коменский прочности знаний, связывая достижение этой цели с последовательностью в изложении учебного материала как переходом от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному. Особое значение он придавал упражнениям, повторению, специально раскрывая некоторые способы их организации, в том числе и на уроке.
Велики заслуги Коменского и в организации школьного дела, во введении в школьную практику классно-урочной системы. Он пишет о недостатках индивидуального обучения, предлагает учиться у солнца, которое «не занимается отдельными предметами... Одними и теми же лучами оно освещает все».
Подражая природе, в школе надо разделить учеников по классам и «никого не следует обучать отдельно, но всех вместе». В работе с классом Коменский отводит большую роль учителю: «...стоя на кафедре (откуда все его могут видеть и слышать), он подобно солнцу будет распространять свои лучи на всех». Вместе с тем, Коменский считал, что учитель может обучать большое количество учеников, привлекая помощников из числа самих детей- «декурионов».
Классно-урочная система, разработанная Коменским, во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира, хотя предпринимаются попытки совершенствования или даже отказа от нее.
Коменский ввел понятие школьного года с его делением на учебные четверти, предусмотрел каникулы, стремился решить основные вопросы организации, функционирования школы и управления ею.
Таким образом, можно утверждать, что Коменский разработал целостную систему дидактики, создал новую дидактику, решающую на определенном уровне социальные, психологические и педагогические проблемы в русле определения целей, содержания, организации, результатов образования. Как подчеркивает исследователь его взглядов Д. Лордкипанидзе, он считал неразрывным единым процессом обучение как деятельность учителя и учение как деятельность ученика. Разрабатывая, прежде всего, проблему метода, он видел в нем способ достижения этого единства. В основу своего метода он ставит принцип природосообразности.
Заключение
Педагогика должны сформировать структуру личности, которая понимает эти правила. Такой подход подразумевает не отказ от развития научных взглядов, а их последовательное движение к целостности. Только благодаря пониманию норм и правил игры природы человек может действительно стать свободным и сознательным. А это открывает пути к формированию нового целостного мышления.
Современная педагогика активно осмысливает такие педагогические понятия, как “мир жизни”, “смысл бытия”, “личный выбор”, “встреча”, “педагогическая атмосфера”, “пространство”, “время”, и др. Отказ от жесткой нормативности, одномерности, строго заданной детерминации позволяет по-новому осмыслить, развернуть педагогическое явление, найти адекватные требованиям современного времени и особенностям детско-юношеского сообщества формы образования и развития.
Педагогика конца ХХ в. концентрирует свое внимание на высококачественном образовании и воспитании подрастающего поколения, своевременном выявлении и умножении природно-генетических задатков, рано проявившейся одаренности, чтобы затем “вписать” развивающийся талант в функционально-действующий социальный институт. Поэтому для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума. Интенсификация образования и формирование личностных качеств все больше сливается с насущной общечеловеческой потребностью – гуманистической социализацией личности. В педагогике акцент переносится с культурно-образовательной модели, в которой доминирует усвоение систематизированных основ наук, на социо- и культурообразующую роль образования и воспитания. Совершенствование образовательной системы, расширение сферы социальной педагогики сопровождается “отказом от авторитарной педагогики и выдвижением на первый план личности ученика, удовлетворением его запросов, развитием его индивидуальных добродетелей, способностей и дарований”.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов- CПб.:Питер, 2000.
3. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.
4.
Исаев И.Ф. Теория и практика
формирования профессионально-
5. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие – М.:ИД Форум,1998.
6. Я. А. Каменский. «Великая дидактика»