Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в современном обществе и обозначить методы их расшатывания.
Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в современном обществе.
Введение
1. Социально-психологические проблемы гендерной психологии
1.1 Понятие гендера
1.2 Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
1.2.1 Специфика отечественных исследований в области психологии пола
1.2 2 Гендер как социальная категория
1.3 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
1.4 Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик
2. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список использованных источников
В целом научные работы в области психологии пола последних лет существенно расширили проблемы половых различий, проводятся исследования в различных областях: отличия в особенностях личности и характеристиках поведения мужчин и женщин (С.И. Кудинов), содержание и динамика стереотипов маскулинности-фемининности (Т.А. Араканцева и Е.М. Дубовская), психологические различия присущие представителям двух полов в разные возрастные периоды (Н.А. Смирнова), гендерная социализация (И.С. Клецкина [19]), самоактуализация личности в профессии - гендерный аспект (Л.Н. Ожигова [31]), гендерная психология лидерства (Т.В. Бендас [8]), стереотипы женского поведения (О.В. Митина, В.Ф. Петренко [33]).
Значимым вкладом данных работ в развитие гендерной проблематики является накопление эмпирических фактов о различиях в психологических характеристиках представителей мужского и женского пола, а также привлечение внимания к тем изменениям, которые произошли в системе полоролевых представлений людей.
В основном разработана отечественными психологами психология половых и гендерных различий, менее изученными являются психология женщины, а психология гендерных отношений только делает первые шаги.
Слабой стороной гендерной психологии остаётся малое количество обобщающих теорий, проведение исследований по разным направлениям, пока не объединённым ни единой теоретической базой, ни единой программой.
Развитие исследований проходит как когнитивная практика женского движения в разных странах, которая зачастую к фундаментальной науке не имеет прямого отношения.
1.2.2 Гендер как социальная категория
Гендер - одна из базовых характеристик личности, обуславливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик, отмечает Д. Майерс [26, С. 257]:
Важной составляющей процесса социализации является полоролевая социализация, включающая в себя процессы формирования психологического пола, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности относится к категории «гендерная роль». Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определённые социальные ожидания, проявляются в поведении. Гендерные роли всегда связанны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем в виде наставлений родителей или испытывая неодобрения со стороны общества.
Гендерная социализация - процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям, соответствующим понятиям «мужское», и «женское».
Процессы гендерной социализации рассматриваются в контексте различных концептуализаций, подчёркивают Т.С. Баранова [5, С. 42], Н.Н. Богомолова [3, С. 63], В.Н. Павленко [32, С. 137]. Во-первых, в концепциях, разработанных в рамках известных психологических ориентаций (психоаналитическая, необихевиористическая, когнивистическая): это теории социального научения, моделирования, половой типизации и теория когнитивного развития. Во-вторых, в специально разработанных концепциях для объяснения механизмов усвоения половой роли детьми в процессе социализации: это такие теории, как новая психология пола и теория гендерной схемы.
Наиболее популярна теория гендерной схемы С. Бэм [13, С. 101].
Гендерная схема - это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая функционирует как предвосхищающая структура.
Основными психологическими механизмами гендерной социализации является: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации), осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития), социальные ожидания (новая психология пола), гендерные схемы (теория гендерной схемы).
Американский психолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребёнка: социализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности [10, С. 254].
Понятие гендер как социальная категория включает в себя гендерные стереотипы как упрощённые, устойчивые, эмоционально окрашенные образы поведения и черт характера мужчин и женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии.
В современном мире в общественном сознании гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении проблем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф.Л. Джес [15, С144-161], гендерные стереотипы, являлись «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности-маскулинности. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.
В.Е. Каган [18, С. 57], И.С. Клецина [22, С. 194] выделяют 3 группы гендерных стереотипов.
К первой относятся стереотипы маскулинности-фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности. Фемининность наоборот рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.
Вторая группа гендерных стереотипов включает в себя представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью является роль домохозяйки, матери. Мужчинам предписывается включённость в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.
Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, торговли. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности.
Гендерные стереотипы выступают генеральными соглашениями о взаимодействии «мужского» и «женского». Позитивным в действиии гендерных стереотипов Дж. Мани и П. Такер [36, С. 17] считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества. Негативное воздействие заключается в отрицательном влиянии на самореализацию мужчин и женщин, выступление в роли барьера в развитии индивидуальности, по мнению Дж. Майерса [26, С. 261].
Гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе. Социальная идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определении себя через членство в социальной группе. Она выполняет важные функции как на групповом, так и на личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений. А как считает В.А. Ядов [49, С. 589-601] личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу.
Гендерная идентичность - это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определённого пола. Половая принадлежность это первая категория, в которой ребёнок осмысливает своё собственное «Я». В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей ребёнку приписывается акушерский, или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребёнок должен воспитываться. Гендерная социализация ребёнка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол ребёнка начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки [35, С. 165].
Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребёнка в полтора года. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение её объёма и усложнение структуры. Необратимость половой принадлежности осознаётся детьми к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложно-структурированное образование, включающее помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения, считает И.С. Кон [23, С. 564].
По мнению Ш. Берн [10, С. 233] большинство социальных ролей выполняется главным образом либо мужчинами, либо женщинами, а большинство людей с самого раннего возраста ограничивают свой круг общения представителями своего пола. Когда мы идентифицируем себя в качестве мужчины или женщины и начинаем в определённой мере формировать свою самооценку и идентичность на гендерной основе. У нас появляется мотивация для взаимодействия главным образом с представителями своего гендера. После этого начинают возникать различные внутригрупповые и внегрупповые процессы, стимулирующие дальнейшее разделение и стереотипирование людей на гендерной основе.
Таким образом, гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждение наши устойчивые убеждения относительно гендеров. Гендерные схемы находятся «во взведённом состоянии» и всегда готовы к управлению процессами обработки информации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях.
1.3 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
Социальные нормы - это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению Ш. Берн [10, С. 31], объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом. Ролевые теории - одно из направлений интеракционистской ориентации. Наиболее известные представители этого направления: И. Гофман, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Сарбин, Р. Ромметвейт [25, С. 26].
В подавляющем большинстве случаев реакцией на социальные нормы является почти автоматическое подчинение, но бесспорно существуют ситуации, когда мы этого не желаем. По мнению И.С. Клециной [20, С. 66] существуют 3 типа подчинения социальным нормам:
1. Уступчивость - тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит своё поведение в соответствии с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.
2. Одобрение, интернализация - тип подчинения социальным нормам, когда человек с ними полностью согласен.
3. Идентификация - тип подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действия ролевой модели.
Набор норм, содержащие обобщённую информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями.
Гендерная роль - это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нормативна, выражает определённые социальные ожидания (экспектации).
И.С. Кон отмечает [24, С. 765]: «гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении».
Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида.
Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по половому признаку. Основным критерием выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчина перестал быть только «воином и охотником». И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на домашней сфере деятельности, а от мужчин - в сфере общественной, что не раз подчёркивает О.А. Воронина и Т.А. Клименкова [12, С. 10-20].
Гендерные роли можно изучать на 3 различных уровнях:
С.И. Клецкина [35, С. 209] подчёркивает, что успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов: