Гендерное различие старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в современном обществе и обозначить методы их расшатывания.
Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в современном обществе.

Содержание

Введение
1. Социально-психологические проблемы гендерной психологии
1.1 Понятие гендера
1.2 Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
1.2.1 Специфика отечественных исследований в области психологии пола
1.2 2 Гендер как социальная категория
1.3 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
1.4 Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик
2. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

00203935.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Заключение

 

Вопросы изучения психологии мужчин и женщин и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом и к науке в частности. Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы. Социальная психология также отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме. Гендерная психология стремится восполнить этот пробел, как отрасль психологической науки, изучающей закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленных половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией. Основное теоретическое направление в рамках которого развивается гендерная психология - это социально-конструктивистская теория, основная идея которой заключается в том, что социальная психология не только в её бихевиористической парадигме, но и также в традиционном когнитивизме недооценивает значения конструирования социального мира, как основного компонента познавательной деятельности, отмечает Г.М. Андреева [3, С. 39].

В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире. Этот вопрос рассматривается многими ведущими учёными-психологами, такими как Ш. Берн [10, С. 32], Д. Майерс [26, С. 257], И.С. Кон [24, С. 766], И.С. Клецина [22, С. 189], Т.В. Бендас [7, С. 134], О.А. Воронина [13, С. 101].

В основном разработана отечественными психологами психология половых и гендерных различий, менее изученными являются психология женщины, а психология гендерных отношений только делает первые шаги. Наиболее перспективными в гендерной психологии являются гендерно-ролевая и статусная теории.

Слабой стороной гендерной психологии остаётся малое количество обобщающих теорий, проведение исследований по разным направлениям, пока не объединённым ни единой теоретической базой, ни единой программой.

Эта проблема является актуальной в настоящее время и чрезвычайно важной, что и подтвердило данное исследование. Проанализировав вышеуказанные источники, и проведя констатирующий и формирующий эксперимент, пришли к следующим выводам:

  1. В гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин её внимания, а те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.
  2. В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин.
  3. При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации, этапы гендерной социализации.
  4. Гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности.
  5. Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определённого пола на всех этапах её жизненного цикла, вписывание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты.
  6. Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров.
  7. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.
  8. В соответствии с сформировавшимися у студентов стереотипами о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, а для мужчин - профессиональные.
  9. Направление, в котором испытуемые стремятся развивать свои гендерные характеристики, это усиление у себя полоспецифичных черт и уменьшения степени выраженности неполоспецифичных черт.
  10. Гендерные стереотипы транслируются человеку на протяжении всей жизни и формируют гендерные роли.
  11. Гендерный стереотип закрепления социальных ролей оказывает решающее влияние на возникновение гендерных конфликтов.
  12. Негативная сторона усвоения гендерных ролей состоит в том, что они могут тормозить личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе.
  13. Консервативность и традиционность взглядов на распределение социальных ролей значительно сужают рамки самореализации личности, что подтверждает гипотезу исследования о прямо пропорциональной связи конформности личности влиянию социума и её приверженности гендерной стереотипизации, что в конечном итоге приводит к внутриличностному конфликту, при отсутствии чёткого осознания причин его возникновения.
  14. Давление гендерных стереотипов искажает социальное сознание личности, наносит большой ущерб психологическому здоровью людей, поэтому устойчивые традиционные социальные стереотипы необходимо расшатывать.

Гендерные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укоренённость в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Таким образом, необходимо проведение работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни.

Различие в поведении и воспитании мужчин и женщин определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами, что предполагает изживание негативных гендерных стереотипов. Так как они сконструированы обществом, значит их можно изменить, меняя сознание общества. Целесообразно проводить не только просветительскую и коррекционную работу с взрослыми индивидуумами общества, вскрывающую механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах и обосновывающую возможности изменения идентичности у мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований, а необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума. Таким образом, на основании выше изложенного можно высказать следующие рекомендации:

  1. Применение гендерного подхода прежде всего в образовании, так как оно является одним из основных факторов, оказывающих влияние на формирование гендерной идентичности.
  1. Коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления личных склонностей индивида, что включает в себя работу с детьми по дополнению и расширению возможностей их социализации:

  • дополнение зон самореализации детей;
  • организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;
  • снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к самовыражению чувств;
  • создание с девочками опыта самопоощрения и повышения самооценки;
  • создание условий для тренировки межполовой чувствительности (через театрализацию и обмен ролями).
  1. Осуществление индивидуального подхода к проявлению личностью своей идентичности.
  1. Использование в своей деятельности практикующими психологами эффективных методик, направленных на расшатывание сложившихся в обществе ложных гендерных стереотипов, и на формирование более гибкого гендерного восприятия. На основе проведённого формирующего эксперимента можно порекомендовать интерактивную работу в малых группах (смешанных по половому признаку), используя такие методы как «мозговой штурм», групповая дискуссия и рефлексия. Именно эти методики в наибольшей мере отражают сложные процессы личностных преобразований частников, более чётко прослеживают динамику изменения собственных гендерных стереотипов.
  2. Современному студенческому обществу необходима подготовка к нетрадиционному представлению проблемы отношений полов в обществе, снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин, путём проблематизации индивидуальных гендерных представлений.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. [Электронный ресурс]: - Режим доступа-http://psyjournal/ru/j3p/pap? id=1031
  2. Алёшина, Ю.Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов. [Электронный ресурс]/ - http://www.library/euro-bit/ru/
  3. Андреева, Г.М. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., - М.: Аспект пресс, 2001. - С. 17-84. ISBN 5-7567-0138-9
  4. Арутюнян, М.Ю. «Кто Я?» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков (гендерный аспект) [Электронный ресурс]/ Арутюнян М.Ю. - М., 1999. - С. 23-28. http://www.koob.ru
  5. Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности. [Электронный ресурс]/ Баранова Т.С. - М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. - С. 35-46. http://www.my word.ru
  6. Барсукова, С.Ю. Легенда о гендере: Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье. [Электронный ресурс]/ Барсукова С.Ю., Радаев В.В. - М., 2000. - С. 65-103. http://www.hse.ru/journals/ worldross/vo100-4/barsukova.htm
  7. Бендас, Т.С. Гендерная психология. Учебное пособие [Текст]: Бендас Т.С. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с. ISBN 5-94723-369-Х.
  8. Бендас, Т.В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определённой культуре. [Электронный ресурс]/ Бендас Т.В. - М., 2000. - С. 134-139. http://www. LitPORTAL.ru
  9. Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности. [Электронный ресурс]/ Березин Ф.Б., Мирошникова Т.П., Соколова Е.Д. - М., 1994. - С. 87-113. http://www. Allbest.ru
  10. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст]/ Ш. Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 320 с. ISBN 978-5-93-878-293-8.
  11. Костикова, И.В. Введение в гендерные исследования: [Электронный ресурс]/ Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - С. 25-82. http://www.book.ru
  12. Воронина, О.А. Гендер и культура [Электронный ресурс]/ Воронина О.А., Клименкова Т.А. / Под ред. З.А. Хоткиной. - М., 1992. - С. 10-22. http://www.nsu.ru/psych/internet/
  13. Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии. [Текст]/ Воронина, О.А. - М.: МЦГИ - МВШСЭН, 2001. - С. 416 ISBN 5-85133-072-4.
  14. Геодакян, В.А. Два пола. Зачем и почему? [Электронный ресурс]/ Геодакян, В.А. - СПб., 1992. - С. 51-63. http://www.etpg.com

Джеймс, Ф.Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с социально-психологической точки зрения. [Электронный ресурс]: Джеймс Ф.Л. - СПб.: Питер, 2001. - С. 144-161. http://www.etpg.org

Здравомыслова, О.М. Общество сквозь призму гендерных представлений. [Электронный ресурс]/ Здравомыслова О.М. - М., 1999. - С. 184-192. http://psyjournal/ru/j3p/pap? id=1031

Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. [Текст]/ Ильин Е.П. - СПб.: Питер, 2006. - С. 117. ISBN 5-318-00459-8.

Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образа «Я» у подростков. [Электронный ресурс]/ Каган В.Е. - М., 1989. - С. 53-62.

Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 1998. - 320 с. ISBN 978-5-388-00541-0.

Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии. - М., 2003. С. 61-78. ISBN 5-318-00567-5.

Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на западе. - М., 2001. - С. 20-23.

Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы. [Текст]: Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. - С. 188-202.

Кон И.С. Мужские исследования: меняющийся мужчина в изменяющемся мире. Ч. 1: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 562-606.

Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст]. - М., 2009. - С. 763-776. ISBN 987-5-9691-039.

Котлова Т.Б., Рябова Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в Российском обществе - №1. - 2002. С. 25-33.

Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998. - С. 256-267.

Минорова С.А., Кустова О.Л. Формирование образа жизни в различных социальных группах // Журнал практического психолога. - 1997. - №5. - С. 27-29.

Николаева Е. Мужчина и женщина глазами психофизиолога / Под ред. Т.В. Барчуновой. - Новосибирск, 1998. - С. 62-81.

Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е.Г. Луговицкая. - Новгород, 2002. - С. 62-81.


 



 



Информация о работе Гендерное различие старшеклассников