Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в современном обществе и обозначить методы их расшатывания.
Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в современном обществе.
Введение
1. Социально-психологические проблемы гендерной психологии
1.1 Понятие гендера
1.2 Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
1.2.1 Специфика отечественных исследований в области психологии пола
1.2 2 Гендер как социальная категория
1.3 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
1.4 Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик
2. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список использованных источников
Традиционные представления о семье - 57%
Неопределённые - 29%
Эгалитарные - 14%
Данные таблицы показывают, что большинство испытуемых являются приверженцами стереотипного распределения ролей в семье, где большую часть обязанностей должна выполнять жена, а муж должен обеспечивать материальное благосостояние семьи и осуществлять контакты семьи с социальным окружением.
Несмотря на то, что во время совместного обсуждения полученных результатов, испытуемые согласились с тем фактом, что большинство женщин наравне с мужчинами взяли на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, а мужья не разделили со своими жёнами поровну функции, связанные с домашним хозяйством; однако даже испытуемые с неопределёнными, промежуточными представлениями о распределении ролей в семье, склонны к традиционному, типичному, стереотипному варианту распределения внутрисемейных обязанностей, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские» и большую часть этих обязанностей выполняет жена.
Лишь двое испытуемых проявили эгалитарный стиль гендерных установок (см. Таблица 6), характеризующийся совместным разделением семейных и взаимозаменяемостью супругов в домашних делах.
Анализируя проделанную работу на данном этапе можно сделать выводы о том, что абсолютное большинство испытуемых подвержены в большой степени влиянию гендерных стереотипов. Устойчивость результатов, полученных при использовании различных методик доказывают прочность традиционных гендерных установок.
Путём наблюдения и используя опросник Лири, было установлено, что у испытуемых, проявлявших наибольшую степень подверженности гендерным стереотипам (1,4,10,14), высокий уровень конформности влиянию общества, характерна безынициативность, зависимость, внушаемость, нежелание выделиться и измениться. Именно эти испытуемые были выбраны для дальнейшей работы по расшатыванию гендерных стереотипов.
Для проведения работы по расшатыванию искажённых гендерных представлений был проведён формирующий эксперимент.
Цель - изменение традиционных ложных стереотипов о распределении социальных гендерных ролей.
В эксперименте принимали участие те испытуемые-студенты, у которых на этапе констатации наиболее ярко были представлены ложные гендерные стереотипы в структуре поведения (1,4,10,14).
Для формирующих воздействий была выбрана методика Л.С. Сафоновой.
Суть методики заключается в следующем: вышеуказанным студентам предлагалось составить типичный образ мужчины и женщины с использованием психосемантических характеристик гендерных проявлений.
Результат работы представлен в таблице №7.
Таблица 7 - Показатели типичных образов мужчины и женщины
Типичный образ мужчины |
Типичный образ женщины |
Сильный |
Женственная |
Мужественный |
Искренняя |
Честолюбивый |
Сострадательная |
Любит риск |
Заботливая |
Спортивный |
Внимательная |
Умный |
Умная |
Стремящийся к успеху |
Верная |
Стойкий |
Нежная |
Надёжный |
Тактичная |
Защитник |
Организованная |
Активный |
Ответственная |
Сильная Личность |
Хорошая хозяйка |
Лидер |
Любит детей |
Решительный |
Понимающая |
Серьёзный |
Профессионал |
Компетентный |
Как видно из представленной таблицы, мужчинам приписывались традиционно мужские качества, а женщинам - женские.
На следующем этапе формирования была использована методика, адаптированная Л.С. Штылевой - «Мозговой штурм» на тему: «Кто формирует и поддерживает гендерные стереотипы?».
Цель - формирование представлений об институтах гендерной социализации и гендерных технологиях.
В результате группового обсуждения, были определены следующие факторы гендерной социализации: - традиции, культура (искусство и литература, кино, шоу-мероприятия, поп-музыка), религия и церковь, социальные группы (семья, друзья, сверстники, «улица», значимые взрослые); различные образовательные учреждения (дет. сад, школа, пров.-тех. училища, институты); СМИ.
На следующем этапе формирования была проведена дискуссия на тему «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?».
Цель - побуждение участников к социальному проектированию, неизбежным этапом которого является гендерная экспертиза, развитие критического мышления.
Ход дискуссии: испытуемым было предложено представить и описать общество свободное от гендерных стереотипов. Затем в группе обсуждались отобранные студентами преимущества социального порядка для мужчин и женщин, для развития индивидуальности каждого члена общества.
Описывая идеальные представления гендерно-сбалансированного общества, испытуемые вышли за рамки традиционных полоролевых представлений, делая тем самым следующий шаг на пути расшатывания собственных стереотипов.
Главным итогом упражнения стало предположение, что в новом обществе будут созданы лучшие условия для самореализации каждого человека, что проблематика гендерного равенства важна как для женщин, так и для мужчин.
Основной упор на формирующем этапе проведения эксперимента был сделан на групповом взаимодействии, и следующим упражнением, разрушающим ложные гендерные представления, была проведена дискуссия о необходимости избавления от гендерных стереотипов, главной целью которой являлось их осознание.
Испытуемым было предложено описать существующие в современном обществе гендерные стереотипы: какими должны быть мужчины и женщины (см. Таблицу №8).
Таблица 8 - Современные гендерные стереотипы
1. Замужество - признак «социальной нормы» |
2. Женщина должна всегда хорошо выглядеть |
3. Замужняя женщина хороша настолько, насколько она хорошая хозяйка |
4. Мужчина может быть пьяным, и это его не портит |
5. Женщина должна родить ребёнка |
6. Женщина не должна стремиться овладеть типично мужской профессией |
7. Мужчина добытчик |
8. Мужчина защитник |
9. Мужчина главнее, он продолжатель рода |
10. Мужчина может / женщина должна |
11. В своём поведении женщина должна приспосабливаться к мужчине |
12. Мужчины и женщины в своих отношениях видятся как сексуальные партнёры |
13. Женщина должна быть сексуально привлекательной |
14. Женщина должна выходить замуж девственницей |
15. Ответственность за ситуацию в семье лежит на женщине |
16. Материнство - основа жизни женщины |
17. Женщина не должна быть легко доступной, мужчина женщину должен завоёвывать. |
На следующем этапе была проведена обобщающая дискуссия. Ключевые вопросы были следующие:
Затем анализировались механизмы действия гендерных стереотипов, которые были сформулированы студентами-испытуемыми следующим образом:
Социальный стереотип определяет способы восприятия человеком социальных явлений, а также его поведение в различных ситуациях. Индивид всегда стремится следовать социальному стереотипу, поскольку принимает его как истинное знание. Особенностью любого социального стереотипа является ограничения выбора субъекта в решении разных жизненных ситуациях, так как всегда содержит лишь ограниченное количество решений. Осознание гендерных стереотипов предоставляет человеку выбор. В каждой жизненной ситуации субъект свободно выбирает способы поведения независимо от того, насколько они соответствуют его гендерным стереотипам.
На завершающем этапе формирования проводилось упражнение - «Расшатывание стереотипов».
Работа строилась по принципу обсуждения по цепочке, когда каждый участник высказывает аргументы «за» и «против» возможных стереотипных эффектов.
В результате обсуждения, были выявлены следующие негативные эффекты гендерных стереотипов:
Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчёркиваются в гораздо большей степени, чем они существуют в действительности.
Второй отрицательный эффект - это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник данного события. Стереотипное восприятие ведёт к тому, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения.
Третий отрицательный эффект заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют полоролевому стереотипу. Например, мужчины боятся проявлять мягкость и эмоциональность, так как эти черты в рамках гендерного стереотипа маскулинности-феменинности ассоциируются с женственностью, а женщины соответственно боятся проявления грубости, напористости, самостоятельности, считая их мужскими характеристиками.
Гендерные стереотипы существенно сужают возможность самореализации, саморазвития и самосовершенствования, вызывают внутренний конфликт, а по сути, являются простыми условностями.
Для подведения итогов и анализа эффективности проведённой формирующей работы испытуемым было предложено просмотреть составленный в самом начале типичный образ мужчины и женщины, и добавить, если появится желание, ещё какие-либо характеристики.
Данные совместных коррекционных воздействий (см. Таблицу №9).
Таблица 9 - Перечень дополнительных характеристик
Скорректированный образ мужчины (добавленные характеристики) |
Скорректированный образ женщины (добавленные характеристики) |
Понимающий |
Активная |
Заботливый |
Решительная |
Не должен быть компетентным во всех областях |
Независимая |
Способен к самораскрытию |
Сильная личность |
Может выражать нежные чувства, беспокойство, неуверенность в чём-то |
Может быть лидером |
Может не стремиться к соперничеству |
Стремится к успеху |
Может предпочитать спокойный образ жизни |
Не должна быт внимательна к другим в ущерб себе |
Не должен быть всегда Лидером |
Может выбрать любую сферу самореализации |
Сочувствующий |
|
Внимательный |
Высокий уровень конформности - 28%
Средний уровень конформности - 50%
Низкий уровень конформности - 22%
Как видно из представленного перечня, что у студентов были расшатаны традиционно сформированные под воздействием современного социального общества гендерные стереотипы, так как в скорректированных образах у мужчин достаточно широко представлены традиционно феменинные характеристики, а в образе женщины - «чисто мужские» качества.
В результате анализа данных констатирующего и формирующего эксперимента были сделаны следующие выводы:
Гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности. В соответствии с сформировавшимися у студентов стереотипами о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными ролям являются семейные роли, а для мужчин - профессиональные. Направление, в котором испытуемые стремятся развивать свои гендерные характеристики, это усиление у себя полоспецифичных черт и уменьшения степени выраженности неполоспецифичных черт.
Однако становление гендерной идентичности индивида не обусловлено прямо и непосредственно наличием гендерной роли и включённых в неё социальных стереотипов, представлений и ожиданий. Они должны стать средствами осознания собственной половой принадлежности и гендерной идентичности, то есть из внешнего, «заданного» социумом и культурой плана перейти в область внутреннего, личностно-осмысленного принятия гендерной роли и соответствующих ей установок.
Присущая людям от рождения, тенденция обработки информации в категориях гендерных различий и потребность в идентификации с группой, желание повысить самооценку способствуют укреплению гендерных установок, носящих характер ложных представлений, предубеждений, охватывающих все области социальных отношений: семью, политику, образование, профессиональную деятельность.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых, проявлявших высокий уровень конформности влиянию общества, которым характерна безынициативность, зависимость, внушаемость, нежелание выделиться и измениться, в ходе констатирующего эксперимента была выявлена наибольшая степень подверженности гендерным стереотипам, что в достаточной мере подтверждает гипотезу исследования. В процессе формирующего эксперимента были определены и успешно использованы методы разрушения и коррекции ложных гендерных стереотипов, что подтверждает положения Ш. Берн [10, С. 56], Т.В. Бендас [7, С. 345], И.С. Клецкиной [35, С. 498], О.А. Ворониной [12, С. 13] о том, что гендерные стереотипы являются продуктом социальных воздействий общества, и соответственно могут быть разрушены также социальным влиянием. Данные методы могут быть использованы практическими психологами в их коррекционно-диагностической деятельности.