Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:24, курсовая работа
Генетический уровень – на нем представлена модель будущего человека, факторы биологической обусловленности (детерминации).
Практически все в организме человека: его развитие, анатомо-физиологическое строение, основные жизненные функции – находятся под контролем со стороны генных структур. Мозг, как и любой другой орган, обнаруживает генетическую детерминированность и изменчивость, поэтому логично предположить существование генетических факторов, которые могут в ранние годы определять психологию и поведение человека. Однако на практике действие генотипа и влияние среды отделить др. от др. очень трудно.
….. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.
Выд-т следующие виды:
1.Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре г.м. после предыдущего восприятия).
2.Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие.
3.Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, сохранившимися в памяти.
4.Воспоминание – происходит воспроизведение эпизодов, фрагментов прошлого отнесенных к опред-му времени и пространству.
5.Реминесценция – воспроизведение инф-ции спустя долгое время после запоминания, всплывает фрагмент долго на повторяемый.
Рассмотрим следующие феномены нарушения памяти.
1. Амнезия - частичная или полная утрата способности к воспроизведению прошлого опыта, возникающая при различных локальных поражениях мозга.
-фиксационная – на текущие события;
-прогрессирующая – утрата инф-ции в обратном порядке (старческая):
-селективная – на определенные события (псих. воздействие);
-тотальная –
полная потеря инф-ции (б.
-ретроградная – на события до травмы:
-антроградная – на события после травмы.
2. Парамнезия - искажение памяти (воспоминаний) в результате нарушения способности к воспроизведению.
3. Гипермнезия - удерживание в памяти и воспроизведение чрезмерно большого объема информации.
4. Гипомнезия – ослабление удерживания и воспроизведения инф-ции.
5. Эйдетические
образы - возникновение в памяти зрительных
образов, которые по своей отчетливости
почти приравниваются к галлюцинациям.
Билет № 21. Интеллект как интеграция когнитивных процессов. Модели интеллекта.
Интеллект — совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.
В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех
познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение,мышление), а в узком — его мыслительные способности.
Вся система познавательных процессов представляет интеллект.
Модели интеллекта:
1.Структура интеллекта по Ч.Спирмену - факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. Генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести механическую, лингвистическую, математическую компетентность, а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.
2.Структура интеллекта Л.Терстоуна. В рамках теории интеллекта Л. Терстоуна отвергалась возможность существования общего интеллекта. Терстоун выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название "первичных умственных способностей":
1Пространственный - способность оперировать в уме пространственными отношениями
2восприятие
- способность детализировать
3вычислительный
- способность выполнять
4вербальное понимание - способность понимать и раскрывать значение текстов и слов
-беглость речи - способность быстро подобрать слово по заданному критерию
-память
- способность запоминать и
-логическое рассуждение - способность выявлять закономерность в ряду букв, фигур, цифр.
3.Иерархическая модель Д.Векслера Интеллект - совокупность свойств человека, обеспечивающих определенную успешность деятельности (~общие способности), не только способность к познанию, но и достигнутый уровень развития в целом.
Выделяет 2 стороны интеллекта:
Вербальный - знания не зависят от других психических функций
Невербальный - отражает природные психофизиологические возможности индивида. Определяет исполнительские способности, включает визуальную организацию и зрительно - моторную координацию.
также включает в себя три уровня:
-уровень общего интеллекта;
-уровень
групповых факторов: интеллекта
действий и вербального
-уровень специфических факторов.
4. Модель интеллекта, предложенная Р.Кеттелом.
Он выделил два фактора:
-"свободный" (или "текучий")
-"связанный"
(определяется совокупностью
5.Структура интеллекта по Гилфорду (120 узкоспециализированных независимых способностей, кубическая модель: операция, результат, содержание) В 1959 году появилась статья Гилфорда «Три стороны интеллекта».
Гилфордом
была предпринята попытка расширить
представления о структуре
Гилфордом была построена трехмерная модель структуры интеллекта — так называемый куб Гилфорда (напоминающий кубик Рубика), - содержащая 120 ячеек-факторов.
В теоретическом плане эта модель оказалась очень интересной, однако ее практическое использование в целях диагностики - весьма затруднительным и громоздким. Именно поэтому она нашла большее признание у теоретиков, чем у практиков.
……
Есть большое количество подходов к проблеме интеллекта. Наиболее фундаментальным, с которого начиналось научное исследование интеллекта, считается психометрический подход, в русле которого сформировались факторные модели интеллекта. Все модели объединяет общий методологический подход.
В них выделяются
разные способности (факторы) и с помощью
определенной математической процедуры
(факторного анализа) исследуется взаимозависимость
между этими факторами. Есть модели одноуровневые,
предполагающие, что каждый фактор независим
от другого, фактора есть модели иерархические,
или многоуровневые. Наибольшую известность
в психологии и в области прикладного
использования данных психологии получили
наибольшую известность факторные модели
Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Дж.Гилфорда и
Р.Б.Кэттелла.
Ч.Спирмен, исследуя профессиональные способности, предположил, что успех в деятельности определяется взаимодействием некоего общего фактора, общей способности, и фактора (факторов), специфичных для конкретной деятельности. Общий фактор он назвал генеральным (G-фактор), а работающие на определенную деятельность – специальными способностями
(S-факторы). Общий
фактор часто скрыт (латентен).
Для его выявления Спирмен
создал специальный
Л.Терстоун, оппонент
Ч.Спирмена, полагал, что не существует
общего фактора, а определенный интеллектуальный
акт протекает благодаря взаимодействию
множества отдельных факторов. Сначала
он выделил 12 факторов, затем список был
сведен до семи: словесное понимание, речевая
беглость, числовой фактор, пространственный
фактор, ассоциативная память, скорость
восприятия и индуктивный фактор (нахождение
правила и завершение последовательности).
На основе этой теории было разработано
большое количество тестов структуры
способностей. Факторы, обнаруженные Терстоуном
при дальнейших проверках, оказались зависимыми,
что говорит в пользу иерархических моделей.
Самой «многофакторной»
иерархической моделью
Модель Р.Б.Кэттелла,
хотя и условно, может быть отнесена
к группе иерархических моделей
интеллекта. Он выделяет 3 вида интеллектуальных
способностей. Общие способности, по
Кэттелу, представлены «связанным» («кристаллизированным»)
и «свободным» (или «текучим») интеллектом.
Фактор «связанного» интеллекта определяется
совокупностью знаний и интеллектуальных
навыков личности, которые приобретаются
человеком с раннего детства до конца
жизни. Он является мерой овладения культурой
того общества, к которому принадлежит
индивид. Проявляется этот фактор при
решении тестов, требующих обученности.
Фактор «свободного интеллекта» абсолютно
независим от степени приобщения к культуре.
Он связан с деятельностью мозга.
Монометрический
(одномерный) подход к интеллекту характерен
для концепции Г.Ю.Айзенка. Он говорит
о наличии «биологического
v Когнитивные
модели.
Они имеют косвенное
отношение к психологии способностей,
так как представители