Гендерные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Генетический уровень – на нем представлена модель будущего человека, факторы биологической обусловленности (детерминации).
Практически все в организме человека: его развитие, анатомо-физиологическое строение, основные жизненные функции – находятся под контролем со стороны генных структур. Мозг, как и любой другой орган, обнаруживает генетическую детерминированность и изменчивость, поэтому логично предположить существование генетических факторов, которые могут в ранние годы определять психологию и поведение человека. Однако на практике действие генотипа и влияние среды отделить др. от др. очень трудно.

Вложенные файлы: 1 файл

билеты.doc

— 691.00 Кб (Скачать файл)

….. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.

Выд-т  следующие виды:

1.Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре г.м. после предыдущего восприятия).

2.Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие.

3.Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, сохранившимися в памяти.

4.Воспоминание – происходит воспроизведение эпизодов, фрагментов прошлого отнесенных к опред-му времени и пространству.

5.Реминесценция – воспроизведение инф-ции спустя долгое время после запоминания, всплывает фрагмент долго на повторяемый.

Рассмотрим следующие  феномены нарушения памяти.

1. Амнезия - частичная или полная утрата способности к воспроизведению прошлого опыта, возникающая при различных локальных поражениях мозга.

-фиксационная  – на текущие события;

-прогрессирующая  – утрата инф-ции в обратном  порядке (старческая):

-селективная  – на определенные события  (псих. воздействие);

-тотальная –  полная потеря инф-ции (б.альцгеймера);

-ретроградная  – на события до травмы:

-антроградная  – на события после травмы.

2. Парамнезия - искажение памяти (воспоминаний) в результате нарушения способности к воспроизведению.

3. Гипермнезия - удерживание в памяти и воспроизведение чрезмерно большого объема информации.

4. Гипомнезия – ослабление удерживания и воспроизведения инф-ции.

5. Эйдетические образы - возникновение в памяти зрительных образов, которые по своей отчетливости почти приравниваются к галлюцинациям. 
 
 

Билет № 21. Интеллект как  интеграция когнитивных  процессов. Модели интеллекта.

Интеллект — совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех

познавательных  функций индивида (восприятие, память, воображение,мышление), а в узком  — его мыслительные способности.

Вся система познавательных процессов представляет интеллект.

Модели  интеллекта:

1.Структура  интеллекта по  Ч.Спирмену - факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. Генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести механическую, лингвистическую, математическую компетентность, а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.

2.Структура  интеллекта Л.Терстоуна.  В рамках теории интеллекта Л. Терстоуна отвергалась возможность существования общего интеллекта. Терстоун выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название "первичных умственных способностей":

1Пространственный - способность оперировать в уме  пространственными отношениями

2восприятие - способность детализировать зрительные  образы

3вычислительный - способность выполнять основные  арифметические действия

4вербальное  понимание - способность понимать  и раскрывать значение текстов и слов

-беглость  речи - способность быстро подобрать слово по заданному критерию

-память - способность запоминать и воспроизводить  информацию

-логическое  рассуждение - способность выявлять  закономерность в ряду букв, фигур,  цифр.

3.Иерархическая  модель Д.Векслера Интеллект - совокупность свойств человека, обеспечивающих определенную успешность деятельности (~общие способности), не только способность к познанию, но и достигнутый уровень развития в целом.

Выделяет 2 стороны интеллекта:

Вербальный - знания не зависят от других психических  функций

Невербальный - отражает природные психофизиологические возможности индивида. Определяет исполнительские  способности, включает визуальную организацию  и зрительно - моторную координацию.

также включает в себя три уровня:

-уровень  общего интеллекта;

-уровень  групповых факторов: интеллекта  действий и вербального интеллекта;

-уровень  специфических факторов.

4. Модель интеллекта, предложенная Р.Кеттелом.

Он выделил  два фактора:

-"свободный" (или "текучий")

-"связанный" (определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые индивид приобрел в ходе социализации с раннего детства до конца жизни. Он определяет то, насколько индивид овладел общей культурой того общества, к которой он принадлежит. Фактор "свободного" интеллекта определяет первичное накопление знаний, и с точки зрения Р. Кеттела, независим от приобщения к культуре.)

5.Структура интеллекта по Гилфорду (120 узкоспециализированных независимых способностей, кубическая модель: операция, результат, содержание) В 1959 году появилась статья Гилфорда «Три стороны интеллекта».

Гилфордом была предпринята попытка расширить  представления о структуре интеллекта с помощью метода факторного анализа. Гилфорд классифицировал свойства интеллекта по трем измерениям: 1 операции (что умеет испытуемый) – познавательные функции, память, дивергентное и конвергентное мышление, оценка; 2 результаты (форма в кот инф обрабатывается) – элементы, классы, отношения, системы, преобразования, применения; 3 содержание (природа информации на основе которой осуществляется действие) – образное, символическое, семантическое и поведенческое.

Гилфордом была построена трехмерная модель структуры  интеллекта — так называемый куб  Гилфорда (напоминающий кубик Рубика), - содержащая 120 ячеек-факторов.

В теоретическом плане эта модель оказалась очень интересной, однако ее практическое использование в целях диагностики - весьма затруднительным и громоздким. Именно поэтому она нашла большее признание у теоретиков, чем у практиков.

…… 

Есть большое  количество подходов к проблеме интеллекта. Наиболее фундаментальным, с которого начиналось научное исследование интеллекта, считается психометрический подход, в русле которого сформировались факторные модели интеллекта. Все модели объединяет общий методологический подход.

В них выделяются разные способности (факторы) и с помощью определенной математической процедуры (факторного анализа) исследуется взаимозависимость между этими факторами. Есть модели одноуровневые, предполагающие, что каждый фактор независим от другого, фактора есть модели иерархические, или многоуровневые. Наибольшую известность в психологии и в области прикладного использования данных психологии получили наибольшую известность факторные модели Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Дж.Гилфорда и Р.Б.Кэттелла. 

Ч.Спирмен, исследуя профессиональные способности, предположил, что успех в деятельности определяется взаимодействием некоего общего фактора, общей способности, и фактора (факторов), специфичных для конкретной деятельности. Общий фактор он назвал генеральным (G-фактор), а работающие на определенную деятельность – специальными способностями

(S-факторы). Общий  фактор часто скрыт (латентен). Для его выявления Спирмен  создал специальный математический  метод – факторный анализ. G-фактор  определялся Ч.Спирменом как общая  «умственная энергия», которой наделены все люди, но она в разной степени влияет на успех каждой конкретной деятельности. Многие ученые искали эквивалент G-фактору в традиционных психологических терминах. Главными претендентами были внимание, мотивация человека, скорость переработки информации др., но к единому мнению ученые так и не пришли. Для тестирования фактора “G” лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений, менее всего связанных с конкретной деятельностью. 

Л.Терстоун, оппонент Ч.Спирмена, полагал, что не существует общего фактора, а определенный интеллектуальный акт протекает благодаря взаимодействию множества отдельных факторов. Сначала он выделил 12 факторов, затем список был сведен до семи: словесное понимание, речевая беглость, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивный фактор (нахождение правила и завершение последовательности). На основе этой теории было разработано большое количество тестов структуры способностей. Факторы, обнаруженные Терстоуном при дальнейших проверках, оказались зависимыми, что говорит в пользу иерархических моделей. 

Самой «многофакторной» иерархической моделью интеллекта является модель, предложенная Дж.Гилфордом. Она является трехмерной, и в нее  входят 120 факторов. К, более чем, 100 факторам подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Он ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления, как составляющих интеллекта. Конвергентное мышление (конвергентные способности) – способности правильно и быстро находить единственно верное решение; основная составляющая психометрического интеллекта. Под дивергентным мышлением (способностями) Гилфордом понимался процесс выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Эти способности являются основой креативного мышления. Концепция Дж.Гилфорда широко используется в США, особенно при работе с одаренными детьми, так как на ее основе созданы программы обучения, позволяющие педагогу рационально планировать образовательный процесс и направлять его на развитие способностей конкретного ребенка. 

Модель Р.Б.Кэттелла, хотя и условно, может быть отнесена к группе иерархических моделей  интеллекта. Он выделяет 3 вида интеллектуальных способностей. Общие способности, по Кэттелу, представлены «связанным» («кристаллизированным») и «свободным» (или «текучим») интеллектом. Фактор «связанного» интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые приобретаются человеком с раннего детства до конца жизни. Он является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Проявляется этот фактор при решении тестов, требующих обученности. Фактор «свободного интеллекта» абсолютно независим от степени приобщения к культуре. Он связан с деятельностью мозга. 

Монометрический (одномерный) подход к интеллекту характерен для концепции Г.Ю.Айзенка. Он говорит  о наличии «биологического интеллекта», «психометрического интеллекта» и  «социального интеллекта». Основным параметром, который Айзенк предлагает рассматривать как индикатор уровня интеллекта, является индивидуальная скорость переработки информации, т.е. время реакции выбора из множества альтернатив. По данным других исследователей уровень интеллекта характеризуется не просто скоростью мыслительных операция, а и способностью работать со множеством альтернатив. 

v Когнитивные  модели. 

Они имеют косвенное  отношение к психологии способностей, так как представители когнитивной  психологии под термином «интеллект»  подразумевают некую систему  познавательных процессов, которые обеспечивают решение задач. Когнитивно ориентированные исследователи очень редко обращаются к проблемам индивидуальных различий и прибегают в своих работах к данным измерительной психологии. 

Информация о работе Гендерные особенности