Гендерные особенности имён пользователей в Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется интересом к никнейму как перспективному объекту многоаспектного анализа, потребностью описания сетевого имени как новой ономастической единицы в виртуальной реальности, также необходимостью изучения функциональных особенностей сетевого имени как малоизученного явления в виртуальной коммуникативной среде. В данной работе представлен новый взгляд на статус никнейма как особой группы имен собственных, выявлены их фонетические, графические, орфографические, словообразовательные, морфологические, лексические, эмоционально-экспрессивные и функционально-стилевые, психолингвистические и гендерные особенности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач №1.docx

— 143.01 Кб (Скачать файл)

тавили  такой  цели,  т.е.  выбирали  «свой  знак»,  руководствуясь  намерением самоидентификации.  Реализация  творческих  возможностей  проявляется  в  

стремлении  авторов  подбирать  необычные  имена  –    Читатель  снов,  Svet…v

tvoem  okne  (настоящее  имя  автора  –  Светлана),  Мифффанька  (от  Мишенька) и  формирует  индивидуальный  стиль личности. Проведенный анализ языковых средств, используемых при создании никнеймов, позволяет выделить творческий и стереотипный стили.

Современная  теория  коммуникации  предполагает,  что  суть  общения

заключается во взаимодействии субъектов, а не в одностороннем воздействии на  собеседника. Коммуникативная  сфера  электронной среды включает как минимум двух участников общения, а в реальности число их  может  быть  неограниченным.  Помимо  виртуальной  языковой  личности, вовлеченной  благодаря  специфике  коммуникативной  сферы  Интернета  в процесс  имятворчества,  существует  личность  воспринимающая,  познающая.  Этот  факт  вызывает  необходимость  обратиться  к  проблеме  соотношения интенций  пользователя  Интернета  посредством  сетевого  имени  и  восприятия («дешифровки»)  данного  языкового  кода  другими  коммуникантами.  Главные отличия на уровне образа носителя никнейма со стороны «репрезентанта» («Я») и познающего субъекта («Он / Она») обусловлены разными коммуникативными стратегиями  –  самопрезентации  и  познания,  идентификации.  Когнитивная активность  обоих  субъектов  коммуникации  проявляется  в  создании личностного образа  разнонаправленного  характера.  В результате  наблюдается параметризация «собственного» и «чужого» При  этом  как  явление  искусственной  номинации  никнеймы  обладают  рядом свойств, позволяющих говорить об их особом месте в ономастической лексике [4, 20].

           Важно  отметить,  что  коммуникативная  стратегия  самопрезентации  при построении  концепта  «Я»  реализуется в  прагматической  информации языкового  знака  –  никнейма,  в  то  время  как  стратегия  познания  оперирует когнитивной  памятью,  благодаря  которой  интерпретируется  смысловая характеристика языкового знака.

 

1.3 Особенности сетевых имён пользователей в Интернет

Единичность и определенность номинации никнеймов проявляется в том, что они  являются  результатом  самономинации:  носители  виртуальных  имен

являются  их  авторами.  Семантические  особенности  никнеймов  определяются конкретными  признаками,  которые  выделяются  самим  коммуникантом, исходя из собственных убеждений. Функциональная  особенность  никнеймов,  заключающаяся  в самонаименовании,  позволяет  отграничивать  их  от  прозвищного  лексикона, хотя  и  те,  и  другие  характеризуют  и  индивидуализируют  объект  (лицо)  по определенному,  чаще  всего,  оценочному  признаку  и  обладают  свойством открытого ряда, т.е. неисчерпаемостью материала для их образования. По своей характеристике вымышленного имени, заменяющего настоящее имя  и  придуманного  его  носителем,  никнейм  может  быть  отнесен  к псевдонимам, но с определенной оговоркой. Основное их сходство базируется на  признаках  индивидуальной  принадлежности,  самоназывания, самоидентификации, мотивированности, ограниченности сферы употребления. Отличие  состоит  в  большей  эксплицитности  прагматического  компонента, обусловленной  сферой  использования  в  сети  Интернет  как  особого  вида коммуникативного пространства.  Сравнительный  анализ  сетевых  имен  со  смежными  явлениями  в номинации  –  окказионализмами  и  неологизмами  выявил  ряд  общих  признаков: необщепринятость,  яркость  и  изобразительность,  экспрессивность  (БеСтИя,  MaPиН4иk, про100ОЛЯ, Эстоночка).  Окказиональный  характер  никнейма  проявляется  в  том,  что  он   существует в том контексте, где появился, и сохраняет связь с автором имени, т.е. является продуктом его творчества.  Итак,  сопоставление  пограничных  единиц  номинации  позволило выдвинуть  на  первый  план  ряд  признаков,  характеризующих  никнеймы  как

особую  разновидность  антропонимов,  функционирующих  в  ограниченной

среде  виртуального  коммуникативного пространства:  индивидуальная принадлежность,  самоназывание,  самоидентификация,  мотивированность.

В  работе  для  решения  задач  исследования  был  выбран уровневый  принцип  классификации,  включающий  фонетический,  структурно-графический,  словообразовательный,  лексико-семантический,  стилистический, функциональный  анализ,  который  позволяет  увидеть  комплексную  картину

формирования и употребления никнеймов. Рассмотрение  фонетических,  структурно-графических  и орфографических особенностей ников позволило установить следующее:

а)  преобладает  группа  однословных  никнеймов   (Малыш, Муха);

б)  широко  используется  в  графическом  облике  ников  латиница  вместо

кириллицы,  смешение  английских  и  русских слов,  их  частей,  свободное соединение кириллицы с латиницей, связанное с распространением английского языка  в  мире  как  языка  науки,  техники  и  Интернет-технологий  (romashkabelaya, Podakonnik, gla3ku_karue);

в)  с  целью  привлечения  внимания  в  никах  часто  применяются графические символы, наблюдается намеренное пренебрежение действующими

орфографическими  нормами    русского  языка  (эрратив),  например,

aleskarmamedov  (имя  и  фамилия  написаны  без  пробела),  Ли$ёнок, ".::Naden’ka::.";

г) большинство никнеймов благозвучны (Татьяна, Истинная_Леди); 

д) средняя длина ника – три слога, как и в большинстве слов русского языка  (Дашечка, Ангелок).

 

          Грамматические  особенности  никнеймов  состоят  в  преобладании  имен

существительных.  Имена  прилагательные,  местоимения,  числительные, глаголы,  именные  словосочетания,  а  также  звукоподражательные  слова,

сочетания «частица + существительное» представлены в значительно меньшем

количестве.  Каждая  часть  речи,  представленная  в  никнеймах,  имеет  свою

систему  словообразовательных  средств  –  совокупность  словообразовательных моделей.  Процентное  соотношение  словообразовательных  типов  наглядно демонстрирует Диаграмма 1.

 

 

 

 

Диаграмма 1. Количественное соотношение словообразовательных моделей (по способам их образования)

 

 


 

Как  видно  из  диаграммы,  самая  продуктивная  группа  никнеймов  – суффиксальные  именные  образования  (самые  регулярные  и  продуктивные

словообразовательные единицы: -к- (80%), -ик- (18%), -er-/-or (2%). В основном

это  имена  существительные  с  уменьшительно-ласкательным  значением, обычно  с  оттенком  положительной  оценки   (Мышка,  Киска).  Кроме  этого используются сочетания с оценочными прилагательными  (Сочная Ленка). Уступает суффиксальному и по количеству продуктивных моделей, и по богатству  экспрессивных  оттенков  префиксальный  способ  словообразования

(Неангел).  Можно встретить и такие словообразовательные  модели:  сращение,  сложение,  аббревиация,  например, hotstuff (от англ. hot+stuff ‒ хороший игрок, распутница), Dron'n'bass (от англ. Dron  and  bass  –  Андрей  и  бас).  Среди  безаффиксных  образований преобладают  усеченные  формы:  mashavasilyeva  (Маша Васильева),  Oksi  (Оксана), greg (Григорий). 

Анализ словообразовательных моделей показал не только традиционные

способы  (суффиксальный,  безаффиксальный,  префиксальный)  создания виртуального  имени  вебличности,  но  и  творческий  подход  к  изобретению

новых  слов.  Основной  чертой  Интернет-коммуникации  является  свобода индивидуального  словотворчества.  К  креативному  словообразованию  (чаще  с установкой на языковую игру), прибегают с целью привлечь к себе внимание новых  собеседников.  Креативные  сетевые  имена  таким  образом  приобретают оригинальность,  шутливость,  яркость,  запоминаемость.  Разговорную, просторечную  окраску  словообразовательным  формам  никнеймов  придает многообразие  суффиксов,  позволяющих  выразить  различные    оттенки эмоционально-экспрессивной  оценки и  подчеркнуть  функционально-стилевую  особенность никнейма как языковой единицы. 

          В  основу  тематической  классификации  никнеймов  информация получена путем опроса самих носителей  сетевых  имен.  Тематическая  классификация  никнеймов  показала, что  преобладают  ники-пренонимы,  среди  которых  распространены:  полная форма,  сокращенная  форма,  уменьшительно-ласкательная  форма, трансформированные  имена.  Другими  наиболее  частотными  группами являются ники, выраженные именами нарицательными, шуточные ники, ники-зоонимы, ники-геронимы, ники-титлонимы, ники-френонимы, ники-эйдонимы, ники-мифонимы,  ники-аллонимы.  Количественная  характеристика тематических разновидностей никнеймов представлена в Таблице 1.

 

Таблица 1. Тематические группы никнеймов

 

Название группы

Количество (%)

Имена собственные

50,1

1.

Ники-пренонимы (личные имена)

38,6

2.

Ники-геронимы (имена персонажей)

5,0

3.

Ники-аллонимы (реальные фамилии)

3,1

4.

Ники-паронимы (измененные фамилии)

1,0

5.

Ники, образованные от названий марок

автомобилей

0,6

6.

Ники-геонимы (от географических названий)

0,6

7.

Ники-патронимы (отчества)

0,5

8.

Ники-инициалы

0,5

9.

Ники-гидронимы (названия водных объектов)

0,2

Имена нарицательные  различных 
тематических групп

48,7

1.

Шуточные ники

7,3

2.

Ники-зоонимы (именования животных)

6,7

3.

Ники-титлонимы (род занятий, звание и т.д.)

4,9

4.

Ники-френонимы (черты характера и т.п.)

4,9

5.

Ники-эйдонимы (наружность человека)

4,5

6.

Ники-мифонимы (мифологические имена)

4,3

7.

Ники-этнонимы (нац. принадлежность)

3,7

8.

Ники-фитонимы (наименования растений)

3,2

9.

Ники-физионимы  (явления природы)

2,4

10.

Ники-хроматонимы  (наименования красок)

1,9

11.

Ники-орнитонимы (названия птиц)

0,9

12.

Ники-названия различных продуктов

0,8

13.

Ники-энтомонимы (названия насекомых)

0,6

14.

Ники-отвлеченные понятия

0,5

15.

Ники-вещества

0,4

16.

Ники-фразы

0,4

17.

Ники-научные понятия

0,3

18.

Случайный набор букв, цифр

0,3

19.

Ники-звукоподражания

0,2

20.

Ники-латинизмы

0,2

21.

Ники-ихтионимы (названия рыб)

0,2

22.

Ники, образованные от названий одежды

0,1

Все остальные

1,2


 

 

По  типу  номинативности  большинство  никнеймов  употреблены  в переносном  значении.  По  типу  мотивированности  значения  ники  можно

разделить  на  мотивированные  и  немотивированные  для  реципиента  (для

носителя  ника  они  являются  мотивированными).  В  ряде  случаев  вызывает

затруднение  принадлежность    никнеймов  к  той  или  иной  группе  в  силу  их

многозначности и отсутствия информации от их носителей о причинах выбора

никнеймов.  Большинство  никнеймов  носят  эмоционально-экспрессивный характер.  С  точки  зрения  происхождения  встречаются  русские  слова  и

заимствованные из английского, французского, латинского, немецкого и других

языков.  Стилевой  закрепленности  слова  способствует  его  тематическая

отнесенность  (в  том  числе  связь  с  научным  языком,  официально-деловой,

разговорной, просторечной лексикой) [4, 5, 7].

 Значения  и  формы  личных  сетевых  имен  определяются  кругом  их практического  применения  и  понимания  той  среды,  в  которой  общаются

носители.  Никнеймы,  выполняя  функцию  самоназывания,  представлены лексемами, которые, претерпевая определенные сдвиги на всех уровнях языка,

испытывают преобразование языкового знака и приобретают некий символизм.Особенность проведенного  ассоциативного эксперимента заключается в том,  что  он  основан  на  первичном  восприятии  стимула-никнейма.  Раскрытие глубинного  уровня  возможно  в  процессе  последующего  общения,  однако специфика виртуальной среды вносит свои ограничения: отсутствие реального контакта не позволяет объективно идентифицировать собеседника. Один и тот же языковой знак – виртуальное имя соотносим с концептом «Я».

 

ГЛАВА 2. НИКНЕЙМ КАК ПОСРЕДНИК ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ СУБЪЕКТОМ «САМОПРЕЗЕНТАЦИИ» И «ПОЗНАЮЩИМ»  СУБЪЕКТОМ

2.1 Никнейм и его влияние и на самоидентификацию, и на идентификацию виртуальной языковой личности

Сопоставительный  анализ  мотивов  выбора  сетевого  имени  самими

носителями  и  ассоциативных  реакций  участников  эксперимента  позволил обозначить ряд особенностей взаимодействия субъектов коммуникации. Сферы

пересечения  поля  «самопрезентации»  и  поля  «восприятия»  определены  по следующим  параметрам:  личные  качества,  черты  характера,  гендерный признак,  социальный  статус,  профессия,  занятие,  прецедентность,  связь  с

животным или растительным миром, природными явлениями. В качестве точек

соприкосновения  граней  образов  «Я»,  «Он  /  Она»  можно  отметить  и  такую черту как стереотипность.

Материал исследования показал, что выбор имен на основе  стереотипных  представлений  позволяет  ожидать  предсказуемые ассоциативные реакции (ник **Патриот** – ассоциат Родина).    Наглядным  примером  может  служить  никнейм  муха,  автор  которого объясняет  возникновение  имени,  во-первых,  случайно  возникшим ассоциативным  рядом   «Мария-Маша-Маха-мУха»,  во-вторых,  объективно существующей  связью  с  ее  внешностью  –  маленьким  ростом.  Носитель никнейма не склонна считать, что это имя может соответствовать ее характеру. Следовательно,  образ  «Я»  предполагает  в  основном  наличие  параметра «внешние  данные».  В  описаниях  «Он/Она»  представлены  эмоционально-оценочная характеристика, личные качества, черты характера, возраст, внешние данные, гендерный признак, субъективный ассоциативный образ. Возрастные и гендерные  параметры  неоднозначны:  парень,  девица,  женщина.  Доминируют два  образа,  созданных  испытуемыми:  активный  человек  с  позитивными чертами  (шустрая,  забавный,  быстрая,    целеустремленный,  общительный)  и также  достаточно  активный,  обладающий  негативными  характеристиками (назойливая девушка,  надоедливый (ая), грубая, неугомонная женщина, наглая, всюду  сует  свой  нос,  сварливая,  верткая).  Таким образом, при  этом  ассоциативные  связи  со  смысловыми характеристиками  имени в реакциях испытуемых очевидны.Проведенный анализ позволяет согласиться с тем, что имя пользователя несомненно оказывает влияние и на самоидентификацию, и на идентификацию виртуальной языковой личности, в результате развивается псевдоидентичность:  в  коммуникативном  пространстве  предстает  не  реальная личность, а та, которую хочет представить носитель никнейма и та,  которую создают в своем воображении другие коммуниканты. Находит подтверждение точка  зрения,  согласно  которой    самооценка  людей  не соответствует  действительности,  часто  мнение  людей  о  себе  является завышенным. Изучение ответов  носителей  никнеймов подтверждает  эту  тенденцию.  Невозможность  реального общения  с виртуальным  собеседником  затрудняет  получение  истинной  информации  и побуждает  к  воображению,  к  созданию  своего  образа  виртуального  «визави».

Более  того,  один  и  тот  же  стимул-никнейм  порождает  разнообразные  и  даже противоположные  коннотации:  Я  NICE  Angel  –  скромняга,  нежная  девушка, милая,  ангелочек  и  самовлюбленная  девушка,  девушка-нарцисс,  сильно сказано.  Личностное  восприятие  познающего  субъекта  строится  на  основе своей собственной системы ценностей, своей мотивации в оценке (допустимо, недопустимо;  одобряю,  не  одобряю  и  т.д.). 

Значимым  для  исследования  процесса  восприятия  является  характер

Информация о работе Гендерные особенности имён пользователей в Интернет