Гендерные особенности имён пользователей в Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется интересом к никнейму как перспективному объекту многоаспектного анализа, потребностью описания сетевого имени как новой ономастической единицы в виртуальной реальности, также необходимостью изучения функциональных особенностей сетевого имени как малоизученного явления в виртуальной коммуникативной среде. В данной работе представлен новый взгляд на статус никнейма как особой группы имен собственных, выявлены их фонетические, графические, орфографические, словообразовательные, морфологические, лексические, эмоционально-экспрессивные и функционально-стилевые, психолингвистические и гендерные особенности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач №1.docx

— 143.01 Кб (Скачать файл)

ассоциативных  реакций  в  целом.  В  ходе  анализа  результатов  эксперимента

были  выявлены  наиболее  встречающиеся  типы  ассоциативных  связей: Солнышко – теплая, яркая (слово-синоним), Nova – новая, РЫЖИК – рыжий

(рыжая),  Demon  –  Шменон, Boombastic– зубастик, РЫЖИК – пыжик (рифма), Я NICE Angel – самовлюблённая  девушка,    задиристый,  неуверенный;  Могилевчаночка  –  жительница Могилёва, женщина из города Могилёв (отношения «часть – целое» и «целое – часть»).  Важным показателем специфики восприятия сетевых имен могут служить как  антропологические  параметры  созданных  виртуальных  образов,  так  и психологические:  когнитивные,  включающие  определенные  знания,  опыт, стереотипы  и  пр.  (Могилевчаночка  –  жительница Могилёва,  любит  свой  город)  и  аффективные,  отражающие  эмоциональные  реакции:  девчонка,  ты что!  (Buffy, Дьяволица),  «вот  он  я»,  «посмотрите  на  меня»  (Killer, Крутой). 

Прослеживается гендерная  маркированность:  мужские  реакции  на  слово-стимул  Лексус  – выпендрежник,  знает  все  и  везде,  автолюбитель;  женские  –  студент-мечтатель, любитель роскоши, гламура.  Наиболее характерными особенностями ассоциативного поля восприятия сетевых имен, по данным анализа присвоенных словам-стимулам (никнеймам) оценок, являются следующие. Эмоционально-оценочные  характеристики  в  ответах  респондентов содержат  эпитеты  или  словосочетания,  принадлежащие  разным  языковым стилям  и  отражающие  реакции  на  никнейм,  в  основном  позитивные. Особенность восприятия по гендерным признакам проявляется в том, что даже очевидные  женские  имена  или  существительные  определенного  рода  могут трактоваться  иначе.  В  случае  неуверенности  относительно  принадлежности автора  к  тому  или  иному  полу  испытуемые  прибегают  к  обозначению «человек». Характеристики-высказывания могут представлять собой краткое описание  возникшего  образа  (рэпер  с  золотой  цепью  на  шее),  выражать  свое отношение  к  персонажу  (хочет  всех  затмить),  краткое  замечание  (пока  что ребенок), предположение (наверное, он себя таким видит), оценку (прикольный чувак).  Ассоциативные  образы  делятся  на  стереотипные,  ожидаемые  (ник РЫЖИК   –  ассоциат  рыжие волосы)  и  субъективные, личные (ник Моська – ассоциат маленькая). Среди ассоциативных связей  с  животным,  растительным  миром  или  природными  явлениями преобладают первые. При этом их основой является, как правило, субъективное восприятие  или  личный  опыт  (ник  РЫЖИК –  ассоциат  кот; ник Муха – ассоциат моя кошка).

  Интерес  представляют  ассоциаты,  характеризующие  отношение

испытуемых  к  выбору  никнейма.  В  этой  группе  можно  выделить  следующие реакции:  понимание,  ясность  мотива  выбора  ника:  знает  себе  цену  (*ПОФИГИСТКА*); понимание шутливого оттенка никнейма: таких ников мало, с чувством юмора (Подоконник);    предположение:  у  него  машина  такая  (Лексус); понимание  условности  имени:  скрывается  за  маской  (Killer).

Соответствие  реальному  обозначению  встречается  редко,  поскольку

однозначных  никнеймов  немного,  например,  из  рассмотренных  нами  это:

РЫЖИК  (ассоциаты  рыжий парень, девушка с рыжими волосами).

 Одним  из  результатов  исследования  явилось  установление  факторов,

влияющих  на  восприятие  сетевых  имен  и  создание  образа  его  носителя.  Для идентификации  нового  слова  наиболее  значимым  является  внутренний

микроконтекст,  взаимодействие  перцептивного,  когнитивного,  эмоционально-

оценочного опыта. Феномен ассоциативной связи определен культурой, знаниями, опытом, в том числе – чувственным, бытием человека, социализацией индивида, а также зависит от ситуации. Характер самого языкового кода также относится к одному из значащих звеньев  познавательного  процесса.  Как  показал  эксперимент,  особенности сетевого имени оказывают решающую роль в «дешифровке» скрывающейся за ним личности. Исследуемый материал позволил выявить следующие языковые факторы воздействия на формирование образа виртуальной языковой личности: фоносемантика,  семантика  слова,  образная метафора,  форма  имени, прецедентность  имени,  значение  суффиксов,  языковая  игра,  потенциальная сочетаемость, гипоним ‒ гипероним, комбинация слов.  «Фоносемантическое  значение»  возникает  из  ассоциативного  сближения звуковых  обликов  слов  и  определенных  чувственных  представлений.  Воздействие  семантики  слова  опирается  на узнавание,  т.е.  выделение  признаков,  по  которым  языковая  единица соответствует  уже  имеющемуся  в  языковом  сознании  эталону  или  образу. Так,  никнейм  <Nikotin>  породил  стереотипный ассоциативный ряд наркоман, алкоголик, куряга и образ борца против вредных привычек. С  помощью  метафорического  переноса  автором  программируется вероятностное  восприятие  слова:  Орхидея  в  соответствии  с  внешними признаками  цветка  воспринимается  как  нежная,  милая,  цветущая  женщина.

Форма языкового знака может порождать личностно-обусловленные смыслы, с   другой  стороны,  создается  ограничение  языкового  творчества,  уменьшение экспрессивности, появление клишированности. О подобной связи  креативного  и  стереотипного,  стандартного  свидетельствуют  примеры никнеймов  Олечка,  Маришка.  Так,  имя собственное  Татьяна  создает  стереотипный  ассоциативный  образ  ‒ воспринимается  как  прецедентное  имя  Татьяна  Ларина  (отсюда  ассоциаты простота,  милая,  скромная)  или  Святая  Татьяна  ‒  покровительница студенчества.  В  центр  прецедентного  феномена  входят  постоянно наблюдаемые  в  коммуникации  компоненты  инварианта,  которые  первыми «всплывают»  при  восприятии. Результаты  нашего ассоциативного эксперимента показывают, что в инварианты восприятия ника Demon  входят  такие  характеристики  как  таинственный,  сатана,  страшный

человек,  опасный,  Люцифер,  однако  в  других  реакциях  встречаются  внешние данные  (черноволосый,  голубоглазый  красавец),  личностные  характеристики (любитель игр, романтик-мыслитель, образ философа, грустный, без юмора).

Языковая  игра  занимает  особое  место  как  в  самопрезентации,  так  и  в

интерпретации  никнеймов  познающим  субъектом.  Доминирует  инвариантный  образ,  в  котором «Он / Она» ‒ зашифрованный, любитель загадок, аббревиатурный, закрытый, непонятный, скрытный и т.д. [1, 8, 9, 20].

 В целом эксперимент показал правомерность идеи  о  том,  что  в  интерактивной  среде  общения  основным  условием пользовательской  идентификации  является  сетевое  имя  (никнейм), выступающее  и  как  способ  самопозиционирования,  и  как  языковой  код воспринимаемой  виртуальной  личности. Осмысление свойств  сетевых  имен  даёт возможность понять личность человека в виртуальной коммуникации.

 

2.2 Гендерные особенности выбора сетевых имён

Люди верят в половые различия ("два пола – две культуры").  
Наряду с такими параметрами, как культура, национальность, раса, возраст, общественное положение, физическое и психическое состояния собеседников, отношения их друг к другу, которые во многом определяют характер течения диалога, важную роль в коммуникации играют также гендер. Под гендером принято понимать социально и культурно нагруженный пол, а гендерные роли – это общественные или культурные ожидания о коммуникативном поведении полов и способы, которыми эти обещания реализуются в вербальном и невербальном семиотическом взаимодействии[11].

Феномены мужественность и женственность не могли не проявиться и в выборе никнейма, без которого нельзя зарегистрироваться в социальных сетях и на различных форумах Интернета. К созданию сетевого имени мужчины и женщины подходят по-разному. Данная работа обращает внимание на гендерные особенности в выборе сетевого имени и языковые средства его реализации.

Было проанализировано 70 никнеймов – 35 женских и 35 мужских. Источником сетевых имен послужили различные форумы, объединяющие людей различных взглядов. В Таблице 2 наглядно представлена сравнительная характеристика полученных данных.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Сетевые имена пользователей

 

Девушки

Парни

1.

          e_v_a_1_7_0_5 
(имя(не своё) +дата рождения)

Гаёк (от фамилии Гайков)

2.

Romashkabelaya  
(любимое растение)

Iljuychka (от имени Илья)

3.

mashavasilyeva95 
(имя+ отчество +год рождения)

alex__photo  
(имя+ род деятельности)

4.

gla3ku_karue (карие глаза)

Podakonnik ( просто прикольно)

5.

Одинокая Луна

roman_nazhenka_da 
(имя+ фамилия+ утерждение)

6.

Масяня=), Моська

DJ_SATANA

7.

romashka2108  
(от фамилии Ромасюк)

Cikur(от фамилии Цикур)

8.

estonochka  
(эстонская внешность)

big_lom (персонаж игры)

9.

Катюха Оська  
(Екатерина Осипова)

x_lainel_x (от фамилии Леонов)

10.

Муха (маленький рост)

an_toshka(от имени Антон)

11.

Твоя Зайка

Боря Кот ( от фамилии Котов)

12.

Аичка-Злючка

Vofka

13.

Мария Любимова (принадлежит своему любимому)

Твой навсегда

14.

ОлЕнЬкА

Кукурузка  
( от фамилии Курзов)

15.

Только Твоя

Шёпот дождя

16.

Ангелок

Олежка Сладенький

17.

Врединка

Максимка Крутой

18.

Шалунья

МерZZкий

19.

Могилевчаночка

Demon

20.

= РЫЖИК=

Мистер Позитив

21.

Девушка-Загадка

Nikotin

22.

Я  NICE  Angel 

Killer

23.

Сочная Ленка

Ли$ёнок

24.

".::Naden’ka::.";

Ромео без Джульетты

25.

Пушистая Нежность

Продавец счастья

26.

BeautifuL (бабочка)

Боксёр

27.

Улыбчивая

CRAZYMAN

28.

Истинная_ Леди

Лексус

29.

Ане4ка, Окс@н@.

Влюбленный в жизнь

30.

Непослушная

Eretik

31.

*ПОФИГИСТКА*

<<Это Санёк>>

32.

Русалочка

НАГЛЫЙ

33.

М@ЛыШеЧк@–

::трудяга::

34.

^сладкоежка^

Метросексуал Всея Руси

35.

Принцесска

Ночной Мотыль


 

 
 
           И у мужчин, и у женщин встречаются такие сетевые имена, отражающие какую-либо черту характера (Непослушная, НАГЛЫЙ); имена собственные (<<Это Санёк>>, an_toshka, Ане4ка, Окс@н@.); прозвища, полученные в реальной жизни, которые впоследствии стали сетевыми именами (Гаёк, Кукурузка, Муха) и др.

У мужчин наиболее популярны следующие типы сетевых имен:

  • имена собственные, составляющие 34% от всех мужских никнеймов(<<Это Санёк>>);
  • ники, содержащие наименование профессии или другого вида деятельности (18%) (alex__photo, Боксёр);
  • ники, отражающие характер (18%) (.::трудяга::., Продавец счастья, Мистер Позитив);
  • сетевые имена, имеющие религиозную направленность (16%) (Eretik, DJ_SATANA);
  • названия животных (14%) (Кот, Ночной мотыль). 

 

Процентное соотношение наглядно демонстрирует Диаграмма 2.

 

Диаграмма 2.

 

У женщин чаще всего встречались такие никнеймы:

  • имена собственные (34%) (".::Naden’ka::."; Катюха Оська);
  • сетевые имена, отражающие реальность (29%) (Непослушная, Сладкоежка);
  • никнеймы, отражающие характер (20%) (*ПОФИГИСТКА*, Истинная Леди);
  • наименования животных (11%) (Зайка, Мышка);
  • имена героев мультфильмов и названия мультфильмов (6%) (Масяня=),Русалочка). 

Процентное соотношение наглядно демонстрирует Диаграмма 3.

 

Диаграмма 3.

 

Кроме сходства, можно проследить и гендерные различия при выборе никнейма. У мужчин вторыми по популярности после имен собственных являются ники, указывающие на профессию или род занятий, увлечений (*Фотограф*, Боксер, Крутой); имена, связанные с религиозной тематикой, преимущественно с темными силами (DJ_SATANA, Demon ); имена с эротико-сексуальным подтекстом (Сладенький, Метросексуал Всея Руси), игровые имена (CRAZYMAN, big_lom) и т.п. 

Среди женской части пользователей Интернета, кроме имен собственных (чаще с уменьшительными суффиксами), доминируют сетевые имена, содержащие названия животных. Чаще всего в этой группе встречаются наименования представителей кошачьих (Пантера, Кошечка, Киса), также в этой группе популярностью пользуется «лиса» (Рыжая Лисичка). Также женщины часто используют слова, указывающие на гендерную принадлежность (Врединка, Принцесска, Деффочка).

В оформлении никнеймов используются различные части речи, разные словообразовательные модели и грамматические конструкции, но и здесь наблюдаются гендерные различия: женщины чаще мужчин создают никнейм на базе прилагательного (23% мужчин и 57% женщин от числа всех никнеймов), мужчины предпочитают существительные (78% от общего числа всех ников).

 Мужчины редко используют  суффиксацию, а если прибегают  к ней, то выбирают суффиксы  с пренебрежительно-уничижительной окраской (Vofka). Характерны для них окказионализмы (ГРЫЗЛИК, Пчел, Пырик).

 Женщины же предпочитают  уменьшительно-ласкательные суффиксы  
(-очк- ;-ечк-; -еньк-) не только в никнеймах – именах собственных, но и в других никах (Врединка, Деффочка, М@ЛыШеЧк@–К@Н@пУшЕчК@). 

Пользователи-мужчины выбирают в качестве сетевого имени слова, называющие отрицательные черты характера, либо имеющие негативную окраску (МерZZкий, ПОДЛЕЦ, Nikotin, Killer и др.), женщины же стараются приукрасить себя, что относится и к внешности, и к чертам характера (Улыбчивая, Пушистая Нежность, ИСТИННАЯ_ЛЕДИ и т. п.).

Среди женских никнеймов широко представлены словосочетания, преимущественно атрибутивного типа (Одинокая Луна, Девушка-Загадка). Мужчины чаще используют предложения (Шёпот Дождя, Влюбленный в жизнь, Ромео без Джульетты) [2, 15, 19, 21].

Можно сделать вывод, что на выбор никнейма, помимо гендерной принадлежности, влияют индивидуальные характеристики человека, его уровень образования, сфера деятельности, события реальной жизни, иерархия приоритетов в его сознании. Однако роль гендерного фактора  при этом не уменьшается, этот фактор по-прежнему остаётся самой значимой особенностью никнеймов в общей системе виртуальной коммуникации.

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе было проведено исследование, которое помогло выделить новую единицу ономостической системы языка – никнейм. Полученные данные показали, что никнейм -  это не только языковая единица виртуальной коммуникации, но и средство самопрезентации в виртуальной коммуникации. Была определена роль сетевого имени  во взаимодействии субъектов в виртуальной среде. Дальнейшее исследование привело к выявлению ряда особенностей сетевых имён: орфографических, словообразовательных,  морфологических, лексических, эмоционально-экспрессивных,  функционально-стилевых,  психолингвистических  особенностей никнеймов.

На основании данных, полученных от опроса и свободного ассоциативного эксперимента, отдельно были рассмотрены гендерные особенности имён пользователей. В данной работе в процентном соотношении наглядно представлены типы сетевых имён женщин и мужчин, на основании которых были выявлены и установлены сходства и различия гендерной принадлежности.

Информация о работе Гендерные особенности имён пользователей в Интернет