Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:14, реферат
В 1992 г. группой психологов, в которую входили Елена Мазур, Олег Немиринский, Нифонт Долгополов, Борис Новодержкин создается Московский Гештальт Институт, директором которого становится Даниил Хломов. Сейчас «отцы» русского гештальта возглавляют свои отдельные институты. С того же года издается альманах «Гештальт», с помощью которого гештальт-терапевты обмениваются опытом, размышлениями над профессиональными проблемами.
Гештальт-терапевты в России занимаются, в основном, частной практикой (индивидуальная и групповая терапия), проведением тренингов, консультированием организаций, работают в школах, клиниках.
Любая психологическая трудность
связана с прерыванием цикла
контакта на одной, или сразу на нескольких
фазах посредством
3. Базовые понятия гештальт-терапии
Базовые понятия гештальт-терапии - контакт и граница.
Контакт - процесс взаимодействия наших потребностей с возможностями среды. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой: для утоления жажды нужна вода, голода - пища, потребности в безопасности -защищенность с помощью кого-то или чего-то, потребность в общении невозможно удовлетворить без других существ.
Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. Человек обычно воспринимает ее как границу между тем, что внутри нашего тела, и тем, что вне его. Естественно, более ценным для нас является то, что внутри. Но границы эти зыбки и нечетки. Вода является частью внешней среды, но как оценивать выпитую воду?
На границах возникают два феномена: идентификация и отчуждение.
С первой связано деление на «свой» - «чужой», когда «свой» ближе, роднее и понятнее. Если кто-то обидел члена нашей семьи, идентификация вызывает обиду у нас. Любовь, дружба, партнерство и прочие позитивные отношения обычно существуют в пределах внутренних границ. За ними лежит чужое, отторгаемое.
При нарушенных границах, взаимодействие с окружающим становится ненормальным, и на уровне, где это произошло (телесном, эмоциональном, интеллектуальном), появляются нерешенные проблемы.
Наши страхи, зависимости, конфликты, кризисы и стрессы можно представить в виде ящика, заполненного незаконченными гештальтами. Если ящик не забит доверху чем-то тяжелым, то с ним легко передвигаться. Но чем тяжелее груз, тем нужнее помощь психолога.
Дело в том, что незавершенные гештальты могут вызвать сбои в работе механизмов, защищающих нашу психику от перегрузки,вызывая сопротивления.
Термин «сопротивление» заимствован из психоанализа, где он имеет буквальный и понятный смысл. Клиент психоаналитика сопротивляется аналитику и процессу анализа: лукавит с ассоциациями, не принимает интерпретаций и т.д. Ф. Перлз пользовался этим термином в другом значении. Новое значение «сопротивления» парадоксально - это сопротивление удовлетворению собственных потребностей!
Сопротивление чаще всего - импульсивное, не осознаваемое или не полностью осознаваемое действие (или бездействие). Очень часто оно не осознается в силу его привычности. Часть своих потребностей человек осознает; многие из них связаны с изменениями того или иного рода. Человек заботится о реализации своих потребностей настолько усердно, насколько может. При этом он порой наталкивается на непонятную силу, саботажника, который все портит. О чем же заботится эта сила, сопротивление? Часто она обслуживает ту группу потребностей, которых человек не осознает. Если очень сильно обобщать, то часто эти потребности относятся к сохранению: себя, чего-то в себе, своей привычной картины мира или привычных отношений.
Нередко между потребностями из этих двух групп существует конфликт. Поскольку одна из потребностей пребывает вне зоны осознавания, то конфликт тоже не осознан. Выбора между этими потребностями человек сделать не может, в этом смысле функция Ego утрачена. Подобные неосознаваемые конфликты Перлз считал невротическими и называл сопротивления, соответственно, невротическими механизмами или нарушениями.
Гудман называл сопротивления разными вариантами утраты функции Ego.
«Сопротивление» одновременно выступает как «защита»; у этой медали всегда две стороны. В гештальтистской литературе встречается то один, то другой термин. Польстеры же, совмещая оба значения, обозначают срывы цикла контакта «сопротивление-адаптация» (И. Польстер, М. Польстер, 1997).
Хотя у сопротивления всегда есть какая-то позитивная (защитная) составляющая и «психологическая цена», то, чем сопротивление мешает человеку жить, их «баланс» не всегда равновесен. Более адаптивные в сегодняшней жизни срывы цикла называть защитами, а более анахронистические - сопротивлениями. Человек осознает оба мотива и делает выбор, какому из них раньше следовать.
Говорят, весь накопленный опыт - копилка сопротивлений. Опыт каждого уникален, а стало быть, уникальны и способы встречать как радостные, так и тяжкие события в жизни. Если воспользоваться буддийской метафорой, что всякий человек – река, текучая и изменчивая, то набор из особенностей темперамента, способов организации восприятия и мышления, сведений о мире и привычных особенностей поведения - ее берега.
Сопротивления не всегда дают знать о себе с одинаковой силой. Пока человек в легкой, привычной для него обстановке, он чувствует себя достаточно взрослым, защищенным. Он реагирует на новизну довольно креативно и легко достигает динамического равновесия со средой. В трудных, «проблемных» ситуациях, когда человек полон растерянности и страха и чувствует себя недостаточно защищенным, чтобы найти силы сориентироваться и действовать гибко, - он как бы отступает на прежние, часто более детские «рубежи обороны», и сопротивления становятся более выпуклыми. Сопротивления, как и все феномены бытия человека, субъективны, ситуативны и транзиторны. Они не являются чем-то фатальным, раз и навсегда заданным.
Психотерапевтическая
4. Защитные функции (сопротивления) в гештальт-терапии
В основе всех нарушений лежит ограничение способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организма. В гештальт-терапии описываются пять наиболее часто встречающихся форм нарушения взаимодействия между индивидом и его окружением, при которых энергия, необходимая для удовлетворения потребностей и для развития, оказалась рассеянной или ошибочно направленной. Эти формы нарушений часто называются сопротивлениями или защитными механизмами.
Защитные механизмы - это
такие маневры и способы
Психотерапевтическая тактика зависит от того, какое конкретное сопротивление терапевт идентифицирует и насколько осознанным и адаптивным в данный момент оно является.
Гудман обозначил пять основных видов сопротивлений, или срывов цикла контакта, два из которых уже были подробно описаны аналитиками: это интроекция и проекция. Он добавляет еще три: конфлуэнцию, ретрофлексию и эготизм. На сегодняшний день их описано значительно больше.
Аналитически-ориентированные терапевты подразделяют защиты на первичные и вторичные, или зрелые и незрелые.
Разделение на первичные и вторичные защиты связано как с периодом их формирования в личной истории индивида, так и с тем, что первичные, они же «примитивные», защиты действуют недифференцированным образом во всем сенсорном пространстве человека, сплавляя воедино когнитивные, аффективные и поведенческие параметры, и действуют «автоматически»; в то время, как вторичные, «высшие» защиты, осуществляют определенные трансформации чего-то одного: ощущений, чувств, мыслей или поведения – и доступны модификации со стороны сознания.
Конфлуэнция.
Прямой перевод термина – «слияние». Для того, чтобы фигура могла образоваться, она должна выделиться, отщепиться от остального содержимого фона. Этот процесс может нарушаться, если человеку трудно «опознать» и выделить одно их своих переживаний как главное или невозможно обособить себя от других людей (другого человека). В первом случае говорят о конфлуэнции 1 рода, а во втором - о конфлуэнции 2 рода. Между ними есть качественные различия.
Конфлуэнция 1 рода.
В начале преконтакта человек находится в физиологическом слиянии со всеми своими переживаниями и с окружающим миром - Self «не обозначен». Затем одно из переживаний начинает доминировать, чаще всего как некий сенсорный сигнал: человек что-то видит, слышит или ощущает. При конфлуэнции 1 рода сигнал не выделяется или перепутывается прежде, чем наступает его осознание. Нередко человеку трудно осознать, что же он переживает. На вопрос терапевта: «Что с тобой сейчас происходит?» он искренне отвечает: «Не знаю». Он понимает, что некие ощущения присутствуют, но какие именно, затрудняется сказать - они смешаны или интерферируются, одно принимается за другое. Подобное входит как составляющая часть в ряд психосоматических заболеваний.
Признаками конфлуэнции 1 рода будет или не замечание очевидно присутствующих в поле восприятия фигур, как правило, связанных с какими-то травматическими переживаниями, или обилие расплывчатых, аморфных ответов на вопросы об актуальном состоянии.
Этот вид сопротивления дает человеку возможность чего-то не осознавать, во что-то не погружаться: например, в тяжелые травматические переживания. Другим бонусом может быть отказ от ответственности за свои переживания и действия. Наконец, Конфлуэнция 1 рода дает иногда просто «право на отдых»; не замечать соблазняющих и искушающих «голосов» извне. Какова цена зависит от того, какая потребность фрустрируется.
Человеку бывает очень нелегко заметить свое «слияние с ощущениями». Психотерапевтическая проработка конфлуэнции 1 рода, если она выступает типичным механизмом срыва цикла контакта, требует длительного времени и большого терпения.
Конфлуэнция 2 рода.
В данном случае
речь идет о слиянии человека
с другими людьми, когда трудно
провести четкую границу между
Мной и Тобой. Тогда можно
легко принять чужие
Может встречаться Конфлуэнция с той или иной группой людей, в области разделяемых этой компанией идей, ценностей или правил.
Слияние 1 или 2 рода, так же, как и остальные виды сопротивлений, могут носить вполне здоровый характер; более того, жизнь без них была бы невозможна. Человек находится в конфлуэнции 1 рода со своими воспоминаниями, с языком, на котором он говорит. То же самое относится к конфлуэнции 2 рода. Например, младенец с матерью состоят в физиологической конфлуэнции.
Но если я хочу быть по-настоящему вместе, мне надо уметь отсоединяться, быть самим по себе; уметь быть не только внутри, но и уметь посмотреть со стороны.
Если вернуться к конфлуэнции 2 рода как к сопротивлению, то она все же дарит целый ряд преимуществ. Никакого одиночества; никаких конфликтов.
Не придется долго писать про цену, она «небольшая»: зависимость, невозможность развиваться, отказ от свободы воли.
Что касается терапевтической проработки при конфлуэнции 2 рода, то важно помнить, что сходство, близость - здесь фигура номер один; различия игнорируются. Их необходимо сделать более заметными. Если есть «мы», то невредно узнать, о ком идет речь; можно предложить посмотреть, что произойдет, если говорить сперва от имени «я», а потом от имени «ты» или «он». Важно, чтобы сходство и различие этих двух или более фигур было осознано: можно предложить проговаривать их вслух по мере осознанияЭксперименты с дистанцией, позой, «встречами и расставаниями» (в индивидуальной сессии или в группе) могут всколыхнуть глубокие чувства, связанные со страхом утратить близость и привязанность, те самые, что легли некогда в основу формирования зависимости
Интроекция.
Человек приходит в
этот мир нагим и беспомощным,
гораздо более беспомощным,
Копировать гораздо легче целостные вещи, не разделяя их на составляющие. Социальное кондиционирование требует интроецирования: «проглатывания» объекта или его свойств целиком, без раздумья и критики.
Интроекция - это механизм, посредством которого человек впускает внутрь себя некие идеи, установки, убеждения и т.д. от другого человека без «переваривания» этого материала.
Люди интроецируют многие вещи. Интроецируется родной язык, мимика, жесты, привычки родителей. Интроецируются способы поведения в трудных ситуациях, включая сопротивления родителей и воспитателей. Интроецируется даже способ усваивать информацию: быстро, точно, полно, от самого авторитетного источника, то есть сам способ интроецировать. Интроецируются социальные рамки: каким должен быть человек, чтоб ему не было стыдно. А как «настоящий человек» должен себя вести, чтобы его любили и уважали? Мы останавливаемся в своих догадках - у каждого из вас свой ответ.