Групповая психопрофилактика нарушений психологического здоровья детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Программа групповых занятий для детей адаптивного уровня должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выделенной нами ранее, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития. Вследствие этого можно определить 4 основных направления-стержня, работа по которым осуществляется параллельно, т.е. практически на каждом занятии, с акцентом на одном из них.

Вложенные файлы: 1 файл

групповая психопрофилактика.docx

— 60.18 Кб (Скачать файл)

Узнав о том, что случилось с силачом, его  брат решил, что пришел и его черед  сразиться с Драконом. Но как его  победить? И он решил спросить совета у мудрой Черепахи, которая жила на другом конце земли.

Путь к  этой черепахе лежал через три  очень опасных королевства. Первым было королевство «хочукалок». У человека, попавшего в это королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось получить красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоило ему сказать «хочу», как он тут же превращался в «хочукалку» и навсегда оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю свою силу воли, сказал им «нет» и миновал первое опасное королевство.

Далее попал  брат в королевство «тыкалок». Его жители все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому там никто не мог ничего делать: ни работать, ни учиться, ни отдыхать. Нашему герою тоже захотелось подергать других за руки, поприставать к прохожим, но он снова использовал свою силу воли, в «тыкалку» не превратился и пошел дальше в самое опасное третье королевство.

Называлось  оно королевство «якалок». В нем жили люди, которые постоянно выкрикивали «Я! Я! Вызовите меня! Спросите меня», и никого не хотели слушать эти люди, кроме самих себя. Трудно пришлось нашему герою в этом королевстве. Понадобилась ему вся сила его воли, которую он тренировал много лет. Да и то приходилось ему свой рот рукой закрывать, чтобы «Я, Я, Я» из него не выскочили. Но сумел он все-таки благополучно миновать и это королевство и добраться до мудрой Черепахи.

— Здравствуй, Черепаха, — сказал он, — Научи  меня, как победить Черного Дракона.

— Победить Дракона  может только человек с очень  сильной волей. Но ты прошел три опасных  королевства, значит воля твоя очень сильна. А чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон. Иди, ты победишь.

И Черепаха закрыла  глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.

Он подошел  к воротам замка, где жил Черный Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил черные крылья и пошел навстречу смельчаку. Герою стало страшно при виде чудовища. Но он собрал всю свою силу воли и поборол страх. Он стоял на месте и не отступал ни на шаг. И вдруг... страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше. Пока совсем не исчез. Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее Дракон.

Как только Дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые  и невредимые жители страны, и среди  них был и его брат. С тех  пор они жили счастливо.

Так сильная  воля помогла герою победить зло.

Тыкалки

Дети садятся  на стулья, ставят ступни ног на пол  и «замирают». Ведущий медленно считает  до десяти, проходит между детьми и  легонько щекочет каждого. Детям  необходимо сохранить неподвижность  и не рассмеяться. При повторном  выполнении водящим становится один из детей.

Хочукалки

Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе  какую-либо известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и  ответ прошептать.

Якалки

Ведущий предлагает ребятам отгадать несколько простых  загадок. После каждой загадки он спрашивает: «Кто догадался?». Детям  необходимо не выкрикнуть ответ с  места, а немного потерпеть и  по сигналу ведущего прошептать его  хором.

 

Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на три группы: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

Вербальные  игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или  иной необычной ситуации (что произойдет, если учительница припрыгает в класс  на одной ножке), либо коллективное сочинение сказок или подбор различных  ассоциаций к какому-либо слову.

Невербальные  игры предполагают изображение детьми по-разному, «как можно интереснее», того или иного живого существа или  неживого предмета, т. е. несколько пересекаются с ролевыми методами.

Достаточно  часто могут использоваться «мысленные картинки». Дети закрывают глаза  и под музыку (звуки дождя, грома, моря, утреннего леса и т.п.) придумывают  картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться  тем, что детям дается определенная тема для картинки (дружба или что-то очень страшное) или, помимо звукового, добавляется кинестетический раздражитель (детям дают подержать пушистый хвостик  или кусочек мрамора и т.п.). Как мы уже говорили, мысленная  картинка может «оживляться». Автор  картинки выбирает детей на роли героев и предметов своей картинки, объясняет им, где стоять, как двигаться, что говорить. На «Раз, два, три, картинка, оживи» герои и предметы картинки начинают двигаться, затем все дети хлопают автору и актерам картинки.

Задания с использованием терапевтических  метафор. Главная особенность саморазвития — это то, что личность берет на себя ответственность за свое развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и доступ к ресурсам. Наиболее эффективно на данном этапе использовать терапевтические метафоры, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам. Обычно выделяют следующие компоненты терапевтической метафоры:

метафорический  конфликт или появление ситуации, в которой герою становится плохо  из-за имеющейся у него проблемы (непохожесть на других, наличие  страхов и т.п.);

метафорический  кризис — наступление невыносимой  для героя ситуации, несущей символику  смерти;

поиск и нахождение ресурсов внутри себя — открытие героем в себе новых возможностей, необходимых  для разрешения кризиса;

торжество и  праздник — приход ситуации успеха, признание со стороны окружающих.

Обычно метафоры соответствуют тому или иному  симптому и трудной ситуации, наличествующим у детей. Мы же полагаем, что, помимо снятия симптомов и разрешения трудных ситуаций, систематическое предъявление детям метафор помогает усвоить им основную идею метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху. Таким образом, у ребенка формируется «механизм самопомощи»: «Ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь, и ты наверняка победишь трудности». Приведем пример терапевтической метафоры для третьеклассников.

Сказка  «Лети вверх, Соня»

Эта история  произошла в те давние времена, когда  люди умели летать. Ну и уж, конечно, умели летать не так, как курицы или  наши городские голуби, еле отрываясь  от земли. Люди летали, как чайки  — стремительно и самозабвенно. Но как же они учились этому? Вот  об этом я сейчас расскажу.

Соня тоже не знала, что ей делать, чтобы лететь, хотя часто она видела во сне себя парящей над озерами, реками, лесами и полянами. И вот пришло время, и ее привели к учителю. Это  был очень старый учитель, почему-то похожий на мальчика, излучавший удивительную теплоту и покой. «Хочешь ли ты летать, Соня? — спросил он. —  Хорошенько подумай, прежде чем дать ответ. На земле есть у тебя все: игры, сладости, красивые вещи. На земле тебе некуда падать. А летать может быть опасно. И тем опаснее, чем быстрее  и выше ты полетишь. И еще ты должна захотеть очень, очень сильно, чтобы  твое «хочу» превратилось в жесткий  луч, пробивающий все преграды». «Очень хочу», — сказала Соня.

Учитель внимательно  посмотрел в ее глаза и согласился. «Да, теперь ты очень хочешь, пойдем со мной». Он взял ее руку в свою, мягкую и теплую, и повел по винтовой лестнице куда-то вверх. И когда у Сони уже совсем закружилась голова от бесконечных поворотов, они вышли на узенькую площадочку на вершине башни. С нее был виден город, маленькие люди, спешащие в автобусы, далекое озеро и горы.

— Лети, Соня, — сказал учитель, — ты захотела лететь, теперь поверь, что можешь это  сделать.

— Боюсь, —  прошептала Соня.

— Боишься  — значит не веришь.

И Соня вдруг  поняла, что она действительно  верит, потому что... потому что не может  быть по-другому, потому что она должна лететь. Она спрыгнула с площадки и, падая, услышала сильный голос:

— А теперь старайся, Соня. Очень старайся. Сильно старайся, Соня.

И Соня замахала всем, чем могла. Падение приостановилось. А потом махать уже стало не нужным. Что-то щелкнуло внутри, и Соня ощутила в себе неведомую ранее  силу. Соня полетела. Над городом  и автобусами. Над озером. К горам. С тех пор она летала часто  и много. Иногда падала. Но вспоминала тогда слова Учителя: хотеть, верить, стараться, стараться. И поднималась  снова к свету, к радости, к  полету.

Задания на формирование у детей  «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение пониманию дуальности чувств; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Необходимость данных умений можно понять, обратившись  к рассмотрению феномена алекситимии как предпосылки психосоматических расстройств. Сегодня алекситимия понимается в первую очередь как неспособность человека выразить и описать в словах свои внутренние переживания, неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений, недостаточность воображения, ригидность. Поэтому так важно сформировать «эмоциональную грамотность» у детей до подросткового возраста — кризисного этапа в развитии.

Теоретической базой, на которой основываются эти  задания, — теория фундаментальных  эмоций К. Е. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. К. Е. Изардом выделяется десять фундаментальных эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Знакомство детей с доступными по возрасту фундаментальными эмоциями должно стать содержанием первого шага работы внутри данного блока. Здесь используются следующие технологии: «Незаконченные предложения», «Рисунок чувств». Детям предлагается представить себя иллюстраторами детских книг и выполнить рисунок на тему «Радость» («Гнев», «Страх» и т.д.) Приведем примеры упражнений из этой группы.

Закончи предложение

Дети вспоминают самое счастливое чувство — радость. Далее они заканчивают предложение:

«Для ребенка  радость — это...»; «Для ученика  радость — это...»; «Для мамы радость  — это...».

Зоопарк

Детям раздаются  карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя). Предлагается по очереди показать радостных животных. Затем подумать, как им удалось  изобразить радость, и понять, что  изображена именно радость, а не какие-нибудь другие чувства. Вводится понятие о  мимике как средстве выражения чувств.

Рисунок радости

Учащиеся  представляют себя художниками, иллюстрирующими  детские книги, и выполняют рисунок  на тему «Радость».

Художники

Для выполнения этого упражнения потребуются театральный  грим и две большие пластмассовые  куклы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает то или  иное чувство и соответственно гримирует  свою куклу. Затем дети отгадывают, какое чувство задумано и изображено противоположной стороной.

Попугай

Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду  гулять». Один из участников повторяет  это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство. Остальные дети отгадывают, какое  чувство было задумано.

Покажи  дневник маме

Из числа  участников выбираются «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы  остальные дети догадались, какую  оценку получил «ученик».

Дискуссионные игры. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она  позволяет реализовать принцип  субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

Однако введение метода дискуссии в нашей программе  имеет свою специфику, поскольку  младшие школьники, как правило, не обладают умениями вести дискуссии: для них более привычным является принятие мнения взрослого, а не выработка  своего собственного.

Поэтому потребовалось  сконструировать особые игровые  формы ведения дискуссии, например «Выбор пути».

Выбор пути

Ведущий напоминает ребятам сказку, в которой Иван Царевич на перекрестке трех дорог  делал выбор своего пути. Сам делал  выбор и сам получал результат. И оказывалось, что не всегда самый  легкий путь приводил к успеху. Ведущий  предлагает ребятам подумать: «А может  быть, и в нашей жизни бывает, что мы как будто стоим на перекрестке  нескольких дорог и от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой  дороге мы пойдем, как сложится наша жизнь». Далее ведущий предлагает для примера рассмотреть школу  в качестве точки выбора дороги. Рисуется на доске одна дорога, ведущая  детей в школу, а дальше несколько  расходящихся. Ребята вместе с педагогом  дают им названия: «к пятеркам любой  ценой, чтобы похвалили», «к знаниям  через старание», «к тройкам через  лень». Ребята размышляют над тем, какая  дорога в будущем приведет к успеху.

Как видно  из данного примера, введение игровой  формы может заметно повысить эффективность дискуссии у детей. Понятно, что дискуссионные методы используются в основном с младшими школьниками.

Информация о работе Групповая психопрофилактика нарушений психологического здоровья детей