Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:29, реферат
Программа групповых занятий для детей адаптивного уровня должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выделенной нами ранее, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития. Вследствие этого можно определить 4 основных направления-стержня, работа по которым осуществляется параллельно, т.е. практически на каждом занятии, с акцентом на одном из них.
Эмоционально-символические
методы. Они основываются на представлении
К. Юнга и его последователей о
том, что формирование символов отражает
стремление психики к развитию и
превращение символов или образцов
фантазии в осязаемые факты с
помощью рисования, сочинения рассказов
и стихов, лепки способствует личностной
интеграции. Нами использовались две
основных модификации эмоционально-
А. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причем на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения.
Б. Направленное
рисование, т. е. рисование на определенные
темы. В нашей программе
Релаксационные методы. Основываются на понимании релаксационного состояния как антипода стресса с точки зрения его проявления, особенностей формирования и механизмов запуска. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники. Метод нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела.
Среди дыхательных техник используется глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой.
В основе визуально-кинестетических
техник лежит использование визуально-
«Зайчик испугался — зайчик рассмеялся». Учащимся предлагается поочередно принимать позы зайчика, который испугался, а затем рассмеялся (чередование напряжения — расслабления).
«Воздушный шарик». Дети коллективно «надувают» один очень большой воздушный шарик до тех пор, пока он не лопается.
«Выжми лимон». Ведущий просит ребят представить, что в левой руке у них находится лимон, постараться выжать сок, почувствовать напряжение, затем бросить лимон и то же самое проделать другой рукой.
Когнитивные методы. Они основываются на утверждении о каузальной функции когнитивных факторов при возникновении эмоциональных расстройств. Поэтому необходим пересмотр мышления, освобождение его от иррациональных убеждений, т. е. «умственного мусора», который вызывает эмоциональную боль. Большинство авторов, пишущих о когнитивной терапии, полагают, что наиболее важным является освобождение человека от абсолютистского мышления, содержащего убеждение о том, что люди и весь мир должны принадлежать индивиду или же, наоборот, сам индивид должен полностью принадлежать окружающим.
В качестве примера разработанного нами упражнения для освобождения от абсолютного мышления приведем следующее.
Представим себе педсовет учеников. И теперь ученики сидят и обсуждают, каким должен быть и каким не должен быть учитель. И ученики тоже спорят и не соглашаются друг с другом. Давайте поиграем так же, как и в предыдущем упражнении, по схеме «должен — не должен». Это может быть, например, так.
— Учитель должен всегда говорить спокойным голосом, не кричать.
— Учитель не должен всегда говорить спокойным голосом, потому что дети не будут его слушаться. Учитель должен быть веселым.
Кроме того, достаточно
эффективным оказалось
Когнитивные методы, так же как и дискуссионные, используются только для младших школьников.
Описав методические средства программы, приведем далее примерные варианты занятий для детей разных возрастов.
Занятие на тему: радость, страх, злость (дети 3-4 лет)
«Как выглядят чувства». Ведущий показывает детям поочередно картинки с изображением ребенка, который злится, радуется, боится. Просит их угадать чувство ребенка (если дети не могут это сделать, то он помогает им), а затем изобразить его (при этом сам ведущий тоже изображает это же чувство).
«Покажи чувства язычком». Ведущий просит детей высунуть свои язычки, а затем показать, как язычок радуется, злится, боится.
«Покажи чувства руками». Дети, ориентируясь на образец ведущего, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).
«Листочек падает». Ведущий поднимает в метре над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги — дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, т. е. опустить руки на стол плавно в одно время с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.
(дети 4-5 лет)
«Мысленная картинка на тему: мальчик (девочка) обиделся (обиделась).
«Простучи обиду на барабане». Детям предлагается придумать (пофантазировать), что они на кого-то обиделись. Затем «простучать» обиду на барабане, чтобы остальные догадались, на кого она направлена.
«Сказка о лисенке, который обиделся». Дети слушают и обсуждают сказку о лисенке. Приходят к выводу, что следует рассказать о своей обиде, она тогда обычно проходит. Затем разучивают секрет «Ты обиду не держи, поскорее расскажи».
В большом лесу, где живет много зверюшек, жила-была семья лисичек с сыном лисенком. Лисенок любил играть со своими друзьями на поляне, которая была в самой середине леса. Это была самая красивая поляна. На ней росло много цветов: ромашек, колокольчиков, маков. А между ними была мягкая зеленая травка.
И вот в один теплый летний день лисенок собрался пойти погулять. Он уже почти выходил из дома, но в этот момент его позвала мама. Она попросила лисенка не уходить из дома и помочь ей.
«Ну как
же так? — подумал лисенок.
— Именно в этот день нужно
остаться дома, когда мои друзья
собрались строить шалаш на
поляне. Теперь они будут строить
без меня. Но как уйти без
разрешения мамы? Если сказать
ей про шалаш, она может
И так он сидел почти до самого вечера. «А ребята, наверное, уже играют в шалаше», — вдруг подумал он и, совсем расстроившись, с криком побежал к маме: «Это все из-за тебя я один тут сижу!». Но мама не рассердилась на него за крик, наоборот, она приласкала его и сказала: «Ну что же ты не рассказал мне о шалаше сразу. Беги скорей, может быть ты еще успеешь».
Лисенок действительно успел поиграть в шалаше и пришел домой совершенно счастливым. Но главное — он теперь знал, как ему справляться со своими обидами.
«Чтоб не обижаться, надо расслабляться». Ведущий говорит детям о том, что иногда от обиды хочется плакать. А чтобы не плакать, нужно научиться расслабляться. Детям демонстрируется мягкая игрушка, они ее трогают, проверяют, действительно ли она мягкая, а затем стараются стать такими же мягкими сами. Далее ведущий нескольким ребятам по очереди говорит «обидные слова», а остальные проверяют сохранение ими расслабленного состояния.
Занятие «Баба Яга» (дети 6-7 лет)
«Мысленная картинка» на тему: «Что-то очень страшное».
«Конкурс на самую страшную Бабу Ягу». Ведущий говорит о том, что один из самых страшных персонажей сказок — это Баба Яга, предлагает по очереди в нее превращаться. Дети по очереди выходят из комнаты, надевают маску Бабы Яги. Ведущий при этом проговаривает: «Была Саша — стала Баба Яга». Затем ребенок возвращается в группу и пугает остальных. Определяется, кому удалось показать самую страшную Бабу Ягу. Дети вспоминают секреты, выученные в прошлом году: «Чтобы не бояться, надо расслабляться. Чтобы не бояться, надо рассмеяться».
«У Бабы Яги
заболели зубы». Ведущий сажает на стульчик
перед группой самую
«У Бабы Яги нет друзей». Ведущий рассказывает детям, что они так хорошо пожалели Бабу Ягу, что зубы перестали у нее болеть, а сама она сильно подобрела («чтобы злой подобрел, я его пожалел»). Но она все равно продолжает грустить, потому что у нее нет друзей. Далее ребята по очереди подходят к ней и жмут руку со словами: «Бабушка Яга, я хочу с тобой подружиться». Ведущему нужно следить за наличием при этом контакта глаз. Хорошо, если эту роль после ребят примет ведущий, воспитательница.
Итак, мы рассмотрели примеры занятий для детей разных возрастов, тематическое планирование помещено в приложении.
Однако при работе с младшими школьниками, помимо групповых занятий, в качестве психопрофилактических необходимо применять так называемые рефлексивные технологии, которые используются не в отдельно выделенном занятии, а на уроке.
Рефлексивными технологиями можно назвать такие методы, которые основываются прежде всего на развитии рефлексии учащихся. Необходимость выделения таких технологий в особую группу очевидна.
Известно, что учебная деятельность — это деятельность, направленная на усвоение знаний и умений, накопленных человечеством. С приходом ребенка в школу ему нужно помочь эту деятельность освоить. Большинство исследователей полагают, что наиболее трудны для усвоения учащимися такие структурные компоненты учебной деятельности, как действия контроля и оценки. Важнейшей предпосылкой их деятельностного усвоения является наличие у школьников развитой рефлексии. В ходе учебной деятельности требуется рефлексивное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем шел к этим достижениям, какие трудности испытывал и как их преодолевать. Необходимо уметь определять границу своего незнания и целенаправленно обращаться к различным источникам (к взрослым, сверстникам, литературе) для ликвидации своего незнания.
Посмотрим, какие психолого-педагогические условия необходимы для того, чтобы рефлексивное оценивание стало полностью интериоризированным и осуществлялось как реализация потребностей самих учащихся, приобрело субъектный характер. Мы считаем, что можно выделить три основных условия: мотивирование самооценивания школьников, наличие адекватных возрастным особенностям критериев самооценивания, наличие достаточного опыта самооценивания. Раскроем их подробнее.
Мотивирование учащихся должно осуществляться через предоставление школьникам возможностей самоутвердиться, увидеть уровень своих достижений. Можно сказать, что важнейшее средство мотивирования — это преобразование рефлексивных ситуаций в ситуации успеха. Для этого необходимо, чтобы педагогами отмечалось прежде всего приобретение учащимися каких-либо качеств и умений, а не отставание или трудности в освоении последних. Это особенно важно, потому что в реальной жизни значимые взрослые обращают внимание чаще на недостатки или на трудности в освоении той или иной деятельности. Например, в контрольных работах фиксируется число ошибочно выполненных заданий, не фиксируется количество заданий, выполненных правильно.
Как мы уже говорили, важнейшей задачей взрослых является помощь ребенку в выборе и дифференциации в соответствии с возрастными возможностями критериев оценивания.
Следующее важнейшее условие — предоставление учащимся возможности приобретения опыта самооценивания через различные формы. В качестве основных можно выделить урочные и внеурочные формы. Представим основные формы оценивания на схеме 2.
Урочные формы на начальном этапе складываются из вопросов учителя, т. е. опираются на внешнее оценивание. Затем включается взаимное оценивание учащимися друг друга. К внеурочным формам можно отнести критериальное самооценивание учащихся и оценивание с использованием технологии «Portfolio Assesment».
Как известно, любое критериальное оценивание предполагает наличие идеального образа учащегося — эталона, на достижение которого направлены усилия педагогов и самих учащихся. Представляется разумным выделить три основных блока-направления критериального оценивания: оценивание знаниевого компонента; междисциплинарных умений и навыков; психологического здоровья. Понятно, что оценивание должно осуществляться качественно с опорой прежде всего на приобретаемое в процессе школьного обучения. Как должно осуществляться оценивание? С использованием заранее подготовленных листов самооценивания в соответствии с выделенными ранее блоками. Однако может встать вопрос об объективности процесса самооценивания, т. е. вопрос о том, не будет ли оценка учащихся чрезмерно субъективной. Возникает противоречие между стремлением к субъектности оценки и адекватности ее действительному положению дел. Разрешить это противоречие можно, подчеркивая ответственность учащихся за результат оценивания, с одной стороны, и введения параллельного оценивания учащегося по тем же параметрам педагогом, с другой стороны.
В качестве примеров приведем листы самооценивания учащихся и внешнего оценивания по блоку психологического здоровья для III класса.
Лист самооценивания психологического здоровья (III класс)
Оценка Тест |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Никогда |
Я ценю себя как человека со всеми достоинствами и недостатками |
|
|
|
|
Я хорошо знаю свои способности и возможности |
|
|
|
|
Я ценю окружающих людей, несмотря на то, что мне не все в них нравится |
|
|
|
|
Я умею в каждом человеке найти что-то хорошее |
|
|
|
|
Я хорошо понимаю, что я чувствую в тот или иной момент |
|
|
|
|
Я умею открыто проявлять свои чувства, не причиняя вреда другим |
|
|
|
|
Я понимаю, почему я поступаю именно так в той или иной ситуации |
|
|
|
|
Я осознаю последствия моих поступков |
|
|
|
|
Трудные ситуации делают меня сильнее и умнее |
|
|
|
|
Если придет трудная ситуация, я постараюсь и обязательно с ней справлюсь |
|
|
|
|
Мне хочется улучшать свой характер и становиться лучше и умнее |
|
|
|
|
Мне хочется приносить все больше и больше пользы и радости окружающим |
|
|
|
|
Лист оценивания психологического здоровья ребенком (III класс) Фамилия, имя ученика___________________ Педагог_______________________ Дата заполнения_______________ | ||||
Оценка
Тест |
||||
Принимает себя со всеми достоинствами и недостатками |
|
|
|
|
Умеет принимать окружающих людей, т.е. в каждом человеке умеет найти что-либо хорошее |
|
|
|
|
Умеет сопереживать окружающим |
|
|
|
|
Понимает свое эмоциональное состояние |
|
|
|
|
Осознает причины и |
|
|
|
|
Проявляет развитый самоконтроль |
|
|
|
|
Умеет открыто проявлять свои чувства, не причиняя вреда другим |
|
|
|
|
Уверен в себе (своих знаниях, физических качествах, нравственных суждениях) |
|
|
|
|
Умеет выражать собственное мнение, не ориентируясь на мнение окружающих |
|
|
|
|
Умеет организовать себя при выполнении школьных и внешкольных заданий |
|
|
|
|
Умеет находить радость в труде и творчестве |
|
|
|
|
Умеет ставить цели и добиваться их |
|
|
|
|
Проявляет чувство юмора, адекватное жизненным ситуациям |
|
|
|
|
Проявляет интерес к познанию самого себя |
|
|
|
|
Активно стремится к познанию окружающего мира |
|
|
|
|
Умеет проявить инициативу в занятиях, играх |
|
|
|
|
Умеет преодолевать трудности, используя весь свой внутренний потенциал |
|
|
|
|
Стремится к тому, чтобы становиться умнее и лучше |
|
|
|
|
Информация о работе Групповая психопрофилактика нарушений психологического здоровья детей