Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 06:49, реферат
→ Альтернативные толкования
→ Статьи по теме
→ Структурно-логические схемы
→ Опубликоваться!
Предмет гуманистической психологии: Модель идеальной личности
Представители гуманистической психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл
Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) — направление в западной, преимущественно американской, психологии. Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., предметом изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.
Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии:
а) человек
целостен и должен изучаться в его целостности;
б) каждый человек уникален, поэтому анализ
отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические
обобщения;
в) человек открыт миру, переживание человеком
мира и себя в мире — главная психологическая
реальность;
г) человеческая жизнь должна рассматриваться
как единый процесс становления и бытия
человека;
д) человек обладает потенциями к непрерывному
развитию и самореализации, которые являются
частью его природы;
е) человек обладает определенной степенью
свободы от внешней детерминации благодаря
смыслам и ценностям, которыми он руководствуется
в своем выборе;
ж) человек есть активное, интенциональное,
творческое существо.
Истоки гуманистической психологии лежат в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов:
В работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности.
Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.
Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности.
Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу).
Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.
Основной
областью практического приложения гуман
Успехи гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили её социальную платформу, основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу).
Заслуга гуманистической психологии в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.
Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)
Гуманистическая психология
- особое направление, отличающееся от
других школ по ряду принципиально
важных для понимания природы
человека положений. К нему традиционно
относят такие концепции, как
теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория
и индирективная психотерапия К. Роджерса,
представления Ш. Бюлер о жизненном пути
личности, идеи Р. Мэйя.
Каждая из названных теорий
использует свой собственный понятийный
аппарат, создает оригинальные представления
о внутреннем мире человека и его развитии
в процессе жизни, проверяет и обосновывает
данные, полученные в ходе эмпирических
исследований, и в процессе психотерапевтической
работы с клиентами. Различия, существующие
между теориями, тем не менее не являются
препятствием, которое не позволило бы
рассмотреть их с позиции общеметодологических
принципов.
Теорию Гордона Олпорта
(1897-1967) часто относят к
В своей персонологической концепции
Г. Олпорт рассматривает человека как
сложную "открытую" систему, в иерархической
организации которой он выделяет следующие
интегративные уровни взаимодействия
индивида с миром - условные рефлексы,
навыки, черты личности, системы черт,
варьирующие в разных случаях и образующие
множественные Я-личности.
Особое место в этой сложно организованной
системе занимает мотивационно-потребностная
сфера. В ней выделяются два уровня функционирования:
уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития.
Принцип так называемого гомеостазиса - стремления к устранению напряжения
- применим лишь к низшему уровню мотивационной
системы (мотивам нужды). Формы истинно
личностного бытия (стремление к новым
целям, постановка творческих задач, актуализация
чувства инициативности и ответственности
и др.) не укладываются в формулу гомеостазиса.
Поиск постоянного напряжения, сопротивление
равновесию - характерные черты мотивов
развития.
Системы высших мотивов входят в центральное
ядро личности - Я - и преобразуются в системы
ценностей человека. Стремление к самоактуализации
и самореализации относятся к мотивам
развития и являются изначально заложенными
в человеке потребностями. Мотивы развития
порождают обращенную в будущее систему
целей, реализация которых обеспечивает
формирование новых возможностей человека.
Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.
"Для того, чтобы понять личность, всегда
необходимо обращаться к тому, чем она
может оказаться в будущем, ибо каждое
состояние личности ориентировано в направлении
будущих возможностей" (Allport G. Becoming.
Basic Consideration for a Psychology of Personality. New Haven. 1957.
P.12)
Развитие личности по Олпорту
ассоциируется с динамикой мотивационной
системы. Для объяснения особенностей
формирования и становления личности
он формулирует принципфункциональной автономии
мотивов, согласно которому в процессе
развития человека связи между старыми
и новыми мотивами сохраняются, при этом
характер этих связей имеет историческую,
но не функциональную природу. Функционально
они не тождественны.
Принцип функциональной автономии мотивов
позволяет рассматривать новые мотивы
как самостоятельные единицы психики
человека, относительно независимые от
более ранних форм (инстинктов и рефлексов).
Введением этого принципа Олпорт противопоставляет
свой взгляд на мотивационную структуру
личности бихевиористической то
Образование новых мотивов Олпорт объясняет
превращением средств деятельности в
ее цели и мотивы. Иными словами, объекты
и действия, которые некогда выступали
для человека лишь в качестве средства
достижения определенных целей, начинают
сами по себе вызывать интерес и обретают
собственную мотивационную силу.
Развитие мотивационной сферы в единстве
с формированием обобщенных навыков поведения
ведет, согласно Олпорту, к формированию
основных свойств личности, называемых
им чертами.Черта - предрасположенность вести себя сходным
образом в широком диапазоне ситуаций.
Это такие психологические особенности,
которые преобразуют множество стимулов
и обуславливают множество эквивалентных
ответных реакций. Например, агрессивный
человек склонен интерпретировать нейтральные
стимулы как угрожающие, робкий - в каждом
человеке видит потенциального критика,
носителя морали.
Черты рассматриваются Олпортом в качестве
единиц анализа личности. В процессе развития
одни черты становятся второстепенными,
подчиняющимися, другие приобретают характер
кардинальных и центральных черт. И те,
и другие в совокупности составляют фокус
личности.
Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении
человека практически во всех ситуациях, центральные являютс
Главной целью психологии личности Олпорт
считает исследование неповторимости
каждого человека. Он утверждал, что характерным
свойством человека является его уникальность.
"Индивидуальность - есть основная характеристика
человеческой природы".
Неповторимость каждого индивида выражается им через введение понятия
личностной диспозиции как слияния нескольких
черт в неповторимый гештальт. В этом смысле личность можно изучать
только с помощью идиографических методов
исследования. Однако столь односторонний
подход к человеку не был присущ Олпорту.
Наоборот, он предлагает исследовать личность
и идиографическими техниками, получая
уникальное знание об индивиде, и номотетическими
методами, утверждая универсальные законы
и закономерности.
Олпорт характеризует свою теорию как
"конкретно приложимую к бесконечно
разнообразным формам личностного существования
и в то же время достаточно абстрактную
для того, чтобы служить в качестве унифицирующего
принципа для новой отрасли науки" (Allport
G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. IX).
Выделяя общие принципы развития личности
(например, принцип функциональной автономии
мотивов, общие качества личности - черты,
установки, Я) мы неизбежно пользуемся
номотетическим методом анализа научных
данных. Но при качественном анализе личности
мы сталкиваемся со своеобразной организацией
ее свойств и качеств, уникальным стилем
поведения, строением структуры Я. Исследование
личности под таким ракурсом требует применения
идиографического метода, использующего
понятия "особенный", "единичный",
"индивидуальный". Индивидуальным
может быть не только особое сочетание
неповторимых черт личности, но и путь,
направление ее развития, при этом сам
принцип перехода от стадии к стадии остается
общим.
На первой стадии ребенок
функционирует как динамическое
единство, почти во всех ситуациях отвечает как
целое, по принципу "все или ничего".
На второй стадии это динамическое единство
нарушается и возникает дифференциация,
расчлененность отдельных мотивационных
компонентов (в подростковом возрасте
неструктурированными могут оказаться
цели, мотивы, установки). На третьей стадии
в процессе общения и деятельности на
основе дифференциации и соподчинения
отдельных свойств личности происходит
образование интегрированного единства
с обособленным центром в виде структуры
Я.
"С развитием дифференциации и интеграции
постепенно развивается и важное ядро
самосознания" (Allport G. Personality. A Psychological
Interpretation. N.Y., 1938. P. 345). Самосознание является
необходимым для стремления личности
к поставленным целям. Эта характеристика
присуща "Я". ""Я" является
субъективным регулятором того единства,
которым может обладать личность" (Там
же).
Олпорт считал, что критерием проявления
единства личности является постоянство
поведения человека в разных ситуациях,
причем именно в тех ситуациях, где включенность
Я максимальна. Проверка этого предположения
проводилась им в эксперименте. В первой
серии испытуемые решали задачи в нейтральной
ситуации, без включенности Я. Во второй
серии при предъявлении тех же задач, менялись
условия: испытуемым говорили, что результаты
решения задач повлияют на их репутацию
в колледже. Постоянство общих черт личности
выявилось именно по второй серии, где
включенность Я была максимальной.
Проблема развития личности является
центральной для всего гуманистического
направления, причем движение человека
к самореализации и самоактуализации
связано не столько с потребностью в редукции
напряжения, установлением равновесия
и желанием покоя, сколько с его нарушением,
с планированием все более трудных задач.
Этих же позиций придерживались и другие
гуманистические психоолги - Абрахам Маслоу
и Карл Роджерс.
Теория личности Абрахама
Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования
психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих
так называемую "растущую верхушку"
общества.
Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу,
значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке,
он встречался и учился у таких выдающихся
ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм,
К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.
Научные устремления Маслоу были многогранны.
Он занимался вопросами поведения приматов
с позиций бихевиоризма, вопросами женской сексуальности, антропологическими
исследованиями индейцев; вел тренинговые
группы.
А. Маслоу критически относился к психологии
того времени, изучавшей психику человека
в основном на патологическом материале.
Он же предполагал заниматься только здоровыми
людьми. Как и многие другие гуманистические
психологи, Маслоу считает, что психическое
нужно рассматривать как единое целое,
избегая проведения "анализа по единицам"
(см. Хрестомат. 4.1).
Одно из центральных мест в теории Маслоу
занимает проблема мотивации. Отказываясь от психоаналитической
интерпретации потребностей и мотивов,
он формулирует положение, согласно которому
социальность заключена в самой природе
человека и выступает как его биологически
обусловленное свойство. Наблюдаемые
в обществе агрессивные действия и поступки
людей, черты жестокости вызваны не природой,
а антигуманными условиями воспитания
и жизни личности, некоторыми традициями,
присущими социуму.
Мотивация как движущая сила развития
личности рассматривалась им в качестве
тенденции, нарушающей психическое равновесие
индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации лич
Не смотря на то, что потребность
человека быть тем, кем он может быть, является
врожденной, она остается потенциальной
до тех пор, пока для ее актуализации не
возникнут особые условия. Таким условием
является удовлетворение всех других
(базовых) потребностей индивида: физиологических
потребностей, потребностей в безопасности
и защите, любви и уважении. "Если все
потребности оказываются неудовлетворенными,
и в организме доминируют физиологические
потребности, то все другие могут стать
просто несуществующими или быть перенесенными
на задний план" (Maslow A. Dominance, Self-Esteem,
Self-Actualization. California, 1973. P. 155-156). Неудовлетворение
базальных желаний ведет к неврозам и
психозам.
В более поздних работах положение о последовательности
удовлетворения потребностей было пересмотрено
и дополнено следующим тезисом: если в
прошлом потребности индивида в безопасности,
любви и уважении были полностью удовлетворены,
он обретает способность стойко переносить
лишения в этой сфере и актуализировать
себя несмотря на неблагоприятные условия.
Основными составляющими психического
здоровья личности являются: 1) стремление
быть всем, чем человек может быть, 2) стремление
к гуманистическим ценностям.
Существуют положительная и отрицательная
стороны самоактуализации, где последняя
ведет к крайнему индивидуализму и автономии..
При положительной стороне самоактуализации
некоторая относительная независимость
от окружающих, присущая здоровой личности,
конечно, не свидетельствует об отсутствии
взаимодействия с ними; это значит лишь
то, что в такого рода контактах цели личности
и ее собственная природа являются главными
детерминантами.
В целом здоровую личность он описывает
как автономную, склонную к принятию других,
спонтанную, чувствительную к прекрасному,
к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая
здорового человека и больного он писал,
что самоактуализирующийся человек необычен
не потому, что к нему что-то добавлено,
а скорее потому, что он ничего не утратил
в процессе своей индивидуальной жизни.
Помимо личностных качеств он выделяет когнитивные и перцепт
Выделяются и особые социально-психологические
и коммуникативные характеристики самоактуализирующейся
личности - проявление положительных эмоций
в общении с другими людьми, демократичность.
Потребность в самоактуализации по Маслоу
- врожденная потребность. Важным условием
функционирования здоровых людей он считает
отрешенность, отстраненность от социального
окружения, когда оценка своего поведения
осуществляется на основе самоодобрения,
не нуждающегося во внешних наградах и
наказаниях.
Теоретические выводы распространяются
и на понимание роли психотерапии. По его
мнению, психотерапевтическая деятельность
имеет неограниченные возможности, но
может быть полезна только с точки зрения
коррекции, она не способна возвратить
то, что было утрачено человеком в течение
многих лет. Большое психотерапевтическое
значение он приписывает самоактуализации,
предельным переживаниям, воспитанию
и факторам культуры. В самом психотерапевтическом
процессе серьезное внимание уделяется
осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной
регуляции своих потенциальных возможностей.
В идеале изменение общества виделось
им как процесс, который происходит под
воздействием специально организованного
психотерапевтического воспитания личности.
Он отмечает, что если бы психотерапевты
имели дело с миллионами людей в год, то
общество, несомненно, изменилось бы. В
последних работах его отношение к психотерапевтическому
переустройству общества изменяется.
Оно становится более скептическим. "Я
давно отказался от возможности улучшить
мир или весь человеческий род путем индивидуальной
психотерапии. Это не выполнимо. Фактически
это невозможно в количественном отношении.
Позднее я обратился ради достижения своих
утопических целей к образованию, которое
должно быть распространено на весь человеческий
род".
Концепция Абрахама Маслоу повлияла на
развитие психологической науки, а также
на криминологию, менеджмент, психотерапию и воспитание. Это влияние
было усилено тем, что его теория воспринималась
не просто как научная концепция, а как
идеология, продвигающая человечество
по пути раскрытия своих потенциальных
возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации
вырос в процессе общения со своими учителями
Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял,
что их личности могут быть истолкованы
не просто как индивидуальности, а как
некий тип самоактуализирующегося человека.
Одним из важных положений
теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том,
что индивид существует в постоянно изменяющемся
мире, центром которого является он сам.
Это индивидуальное пространство было
названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов,
а включает в себя все, что чувствует человек
(организм) не зависимо от того, осознанно
или не осознанно это чувство. Осознание
того или иного чувства было им названо
символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается
сознательно, при этом одни содержания
опыта легко оформляются в образы, а другие
остаются невнятными основаниями нового
опыта. Подлинный смысл индивидуального
опыта известен только самому индивиду.
Полное и непосредственное знание и проникновение
в мир опыта возможно лишь потенциально
(см. Хрестомат. 4.3).
Организм реагирует на окружение так,
как оно дано ему в опыте и восприятии.
Именно эта сфера - восприятие событий
является реальной. Иными словами, человек
реагирует не на какую-то абсолютную реальность,
а на свое восприятие этой реальности.
Это положение является одним из оснований
феноменологического направления, представителем
которого был Роджерс.
В психологическом смысле
реальность - это личный мир восприятий
человека. В психотерапии изменение
сферы восприятия, психической реальности
приводит к изменению реакций
человека. Например, пока родитель воспринимается
как доминирующий, реакции ребенка остаются
соответствующими.
Организм реагирует на определенное феноменальное
поле как организованное целое. Это положение
Роджерса противопоставляется функционализму,
раскладывающему личность и познавательные
процессы на отдельные составляющие, которые
сами по себе этой целостности не представляют.
Личность имеет одну основную тенденцию
и стремление - актуализировать, сохранять
и укреплять организм как средоточие опыта,
развиваться в направлении зрелости. Организм
движется в сторону большей независимости
и ответственности, в сторону самоуправления,
саморегуляции и автономии. Эта потребность
в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения,
однако воспитание и нормы, установленные
обществом, принуждают его забыть о собственных
чувствах и потребностях и принять ценности,
навязанные другими. В этом отклонении
и кроется источник аномалий поведения.
Чем больше проявлений опыта доступно
сознанию, тем больше у человека возможностей
отразить общую картину своего феноменального
мира в поведении; чем меньше защитных,
искажающих содержание опыта представлений,
тем адекватнее они выражаются в общении.
Со временем часть личного мира человека,
его восприятия начинают осознаваться
и оформляться в отдельную структуру -
Я-концепцию. Я - символизированная часть
опыта, возникшая в результате того, что
некоторые чувствования относительно
себя были обозначены и обособлены в отдельное
образование. "Я-концепция - это воспринимаемое
индивидом "Я" или то, что человек
имеет в виду, когда говорит "Я" или
"мне". На начальном этапе Я-концепция
обычно формируется по большей части на
основании личного опыта, событий, происходящих
в феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом
в качестве "Я" или "самого себя",
хотя бы на довербальном уровне… Также
индивиды разрабатывают Я-концепцию при
взаимодействии с другими, которые имеют
для них значение и обращаются с ними как
с отдельными "Я"" (Нельсон-Джоунс
Р. Теория и практика консультирования.
СПб.: Питер, 2000. С.39).
В структуру Я входят разные ценности:
1) непосредственно переживаемые организмом
("Я воспринимаю своих родителей как
людей, недовольных моим поведением")
и 2) интроецируемые у других, но в своем
искажении воспринимаемые как собственные,
непосредственные ("Я воспринимаю свое
поведение как неудовлетворительное").
Здоровая структура личности развивается
у ребенка, который не вынуждается родителями
искажать свой опыт.
Всякий опыт и переживания в жизни
индивида подвергаются различным оценкам:
некоторые из них адекватно символизируются
в отношении самости, некоторые игнорируются,
не осознаются, не имея отношения к удовлетворению
потребности, некоторые искажаются в символизации
как несовместимые со структурой самости,
остальные отрицаются, имея прямое отношение
к удовлетворению потребности.