Гуманистическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 06:49, реферат

Краткое описание

→ Альтернативные толкования
→ Статьи по теме
→ Структурно-логические схемы
→ Опубликоваться!

Вложенные файлы: 1 файл

гуманистическая психология.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Этот период подарил миру столь замечательных  психологов, психотерапевтов и авторов, как А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Ф. Перлз, Р. Ассаджиоли, С. Гроф. Характер эпохи очень верно обозначил Д. Мосс словами: «Сложно обрисовать единую идею гуманистического направления в психологии, ибо она складывается из достаточно разрозненных концепций отдельных авторов» [1, с. 34]. Как и в начале века, мы видим многообразие подходов, что, на наш взгляд, является свидетельством того, что психология как цельная теория испытывала кризис, и рост числа концепций есть попытка психологов найти дальнейший путь науки о душе.

У данного времени  есть своя «печать»: всех психологов-гуманистов объединяет ряд общих идей: внимание к функциональной норме бóльшее, чем к патологии; употребление термина  «клиент» для обозначения человека, обратившегося за психологической помощью; отношение к терапевту как помощнику клиента на пути к выздоровлению; акцентированное внимание на «внутренней мудрости» человека и способности его психики к самоисцелению.

Естественно, у  ведущих психологов стали появляться последователи, ученики и единомышленники и множество филиалов их школ с достаточной быстротой распространилось по миру. Подобное лавинообразное вовлечение в новое психологическое течение не удивительно и не случайно: кризис бихевиоризма и психоанализа был налицо, а человеческие души продолжали нуждаться в квалифицированной помощи.

Попробуем проследить причины поворота научной мысли  от лабораторных измерений к гуманистической концепции. Зададимся вопросом, почему это произошло именно в 50―60 годы прошлого века? Кроме кризиса существовавших теорий, сыграли роль и ряд внешних факторов.

Первую причину  стоит искать в крупнейшем историческом событии XX века: гитлеровском режиме, Второй мировой войне и последующей победой над фашизмом. Прижив все тяготы и ужасы военного времени общество по-новому, теперь уже более ясно и четко, увидело ценность человеческой жизни. Обращение к гуманистическим ценностям в широком смысле стало знаменем времени.

Посмотрим на поствоенные  события: в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Всеобщая декларация прав человека»; в 1948 года принят устав Всемирной организации здравоохранения, в том числе ставящей своей задачей борьбу за права инвалидов;в 1955―1956 г.г. поднимается движение чернокожих за равноправие; 1963―1968 ― новый мощный период борьбы женщин против дискриминации.

О чем говорили философы этого времени? Экзистенциалисты К. Ясперс и Ж.П. Сартр подняли проблему уникальности человеческой личности, свободы выбора и неповторимости судьбы. Индивидуальные ценности оказываются явно важнее групповых, национальных и государственных. Ж. Бодрийяр вторит им в критике безликого общества потребления ― подчеркивая важную роль индивидуального. Ключевая фигура неомарксизма ― Г. Маркузе ― проводит резкую критику массового общества, общества потребления и «промывания мозгов» политиками при помощи масс-медия, подчеркивая ценность самостоятельного мышления и индивидуального сознания. Это лишь некоторые вехи философской мысли второй половины ХХ века, основную суть которой можно выразить как ценность индивидуального и смертоносность массового.

И в психологии идет аналогичный процесс: гуманисты  подчеркивают уникальность каждого  человека, условий становления его  души, мироощущения, оставляя за ним  право самостоятельно интерпретировать события и символы. Человек, обратившийся за психологической помощью, является уникальной личностью, у него есть достоинства и бесконечный потенциал развития, и задача терапевта ― лишь помогать, подсказывать, «идти рядом» с человеком. С точки зрения гуманистической психологии ― только сам человек, в конечном счете, знает свой путь к исцелению. Терапевт не может навязывать ему свою точку зрения и интерпретировать по-своему события его внутренней жизни.

Э. Фромм ― посвятил ряд работ критике гитлеровского режима, В. Франкл пережил заключение в концентрационном лагере и это событие во многом определило его психологическую теорию, А. Маслоу тесно общался с вынужденными беженцами, избежавшими гитлеровских репрессий, и его идеи формировались во многом под влиянием настроений, ходивших в эмигрантской среде.

Вторым условием роста популярности гуманистической  психологии послужило широкое распространение в среде интеллигенции и в творческих кругах моды на духовный поиск. Стали популярными философские идеи об истинных духовных ценностях и ложных ценностях общества потребления. Крайним выражением этой тенденции явились так называемые контркультурные молодежные движения. Их поиски, которые часто называли эскейписткими, по сути были поиском выхода из напрягавшего их положения бездуховности западного мира. Музыка, кинематограф и изобразительное искусство обращались к теме политического «промывания мозгов» и поиска собственного, духовного пути [3]. Невозможно сказать ― философы и художники выражали общий дух эпохи, или они вели за собой массы. Оратор не существует без слушателя, а художник ― без зрителя. Важно одно ― существовало определенное социокультурное пространство, готовое поддержать и подхватить идеи гуманистической психологии.

Мировые геополитические  события так же послужили катализатором возвращения к эмпирическим мотивам в психологии. В послевоенный период идет экспансия восточных проповедников на запад, связанная с завоеванием Тибета и сложной социально-политической обстановкой в Китае и Индии. Духовные знания, пришедшие с востока, во многом повлияли на психологов-гуманистов. Известно, что психологи-гуманисты в ИнститутеИсаленинтересовались восточной философией [4]. Там же с лекциями выступали Алан Уотс, последователь дзен-буддизма; Энтони Сутич, психолог и последователь Кришнамурти. Станислав Гроф прямо указывает, что без восточных практик холотропное дыхание как метод не мог появиться. И даже К.Г. Юнг называл психологию «йогой запада».

Выходу на историческую сцену гуманистической психологии, не считая внутреннего кризиса психологии как науки, поспособствовал и ряд внешних причин:

a.Вторая мировая  война, заставившая по-новому  оценить место человека в мире, в первую очередь этот процесс  затронул гуманитарные науки;

b.неформальные  общественные молодежные движения 60-х, которые были приверженцами и распространителями новых философский идей;

c.геополитические  условия и более активной обмен  идеями между Западом и Востоком, можно даже сказать ― очередная  волна моды на Восточную философию.

В середине прошлого века эмпирический подход снова завоевал уверенную позицию в психологической науке. Без понимания внутреннего содержания душевных переживаний оказалось невозможным исследовать психику человека, тем более оказывать терапевтическую помощь. Гуманистическое направление в психологии смогло набрать обороты и закрепиться, ибо они подняли ряд важнейших вопросов изучения души: о произвольности человеческого действия, свободе, праве выбора. Используемый ими эмпирический подход во многих случаях лучше отвечает задачам исследований и психотерапии, чем объективные исследования.

Гуманистическая психология 
Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и  Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам)

Гуманистическая психология: третья сила

В 60-е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии*, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или нео-бихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, как это и отражено в названии раздела - «третья сила», гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

Основные принципы гуманистической психологии заключаются  в следующем:

1) подчеркивание  роли сознательного опыта; 
2) убеждение в целостном характере природы человека; 
3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида; 
4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Истоки гуманистической психологии

Как и любое  другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела  определенные предпосылки в более  ранних психологических концепциях. Среди таких истоков можно назвать некоторые идеи Франца Брентано, постоянного оппонента Вундта и предтечу гештальт-психологии. Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной, а не молекулярной характеристике.

Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим  элементарным формам и объяснено  в терминах «стимул-реакция». Точно так же и Вильям Джемс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека.

Гештальт-психологи  также подчеркивали необходимость  целостного подхода к изучению сознания. Вопреки почти всеобщему господству бихевиоризма в психологии того времени, им удалось утвердить важность изучения сознания как законной и плодотворной для психологии сферы.

Корни гуманистической  психологии можно проследить и в  психоанализе. Адлер, Хорни, Эриксон  и Олпорт в противовес позиции Фрейда настаивали на том, что человек - существо прежде всего сознательное и наделенное свободой воли. Эти «отступники» ортодоксального психоанализа видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее. Эти теоретики отмечали в личности человека прежде всего творческую способность человека самому формировать свое Я.

В целом можно  сказать, что все эти направления воплощают своеобразный новый дух времени. Появление гуманистической психологии отражает растущую неудовлетворенность, особенно обострившуюся с начала 60-х годов, механистическим и материалистическим характером всей западной культуры в целом. Эта так называемая контр-культура 60-х создавалась недоучившимися студентами, больше известными как хиппи. Многие из них употребляли галлюциногенные наркотики, которые, как ожидалось, должны были увести их в высшие сферы сознания. Как определенная культурная группа, они разделяли некоторые общие ценности, вполне совместимые с основными положениями гуманистической психологии. Такими базовыми ценностями были ориентация на реализацию личности, вера в возможность совершенствования человека, подчеркивание ориентации на настоящий момент в жизни, гедонизм (стремление к чувственным удовольствиям как главному содержанию жизни) и тенденция к максимальному самораскрытию человека (свободное выражение внутреннего мира и переживаний) (Smith. 1990).

Природа гуманистической психологии

С точки зрения гуманистической психологии, бихевиоризм  представляет собой узкий, искусственно созданный и предельно обедненный взгляд на природу человека. Акцент бихевиоризма на внешнем поведении, по их мнению, лишает образ человека подлинного смысла и глубины, дегумани-зирует его. ставя на одну доску с животным или машиной. Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе детерминизма и полностью определяется стимулами внешней среды. Мы - нс лабораторные крысы и не роботы, человека нельзя полностью объективировать, просчитать и свести к совокупности элементарных актов типа «стимул-реакция».

Бихевиоризм не был единственным противником гуманистической  психологии. Она также подвергала критике элементы жесткого детерминизма во фрейдовском психоанализе: преувеличение роли бессознательного и, соответственно, недостаточное внимание к сознательной сфере, а также преимущественный интерес к невротикам и психотикам, а не к людям с нормальной психикой.

Если прежде психологов больше всего интересовала проблема душевных расстройств, то гуманистическая  психология направлена преимущественно  на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств. Сосредоточив внимание лишь на темной стороне человеческой психики и оставив в стороне такие чувства, как радость, удовлетворение и тому подобные, психология игнорировала как раз те аспекты психики, которые во многом и составляют человеческое существо. Именно поэтому в ответ на явную ограниченность как бихевиоризма, так и психоанализа, гуманистическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека, третью силу в психологии. Она как раз и призвана заняться изучением тех аспектов психики, которые прежде не замечали или игнорировали. Примером такого рода подхода являются работы Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

Информация о работе Гуманистическая психология