Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 06:49, реферат
→ Альтернативные толкования
→ Статьи по теме
→ Структурно-логические схемы
→ Опубликоваться!
Основанием невроза
служит рассогласование, неконгруэнтность
истинного содержания личности (опыта) и его "Я-концепции",
самости. Преодоление этого рассогласования
происходит путем интеграции, когда все
сенсорные и внутренние переживания могут
осознаваться посредством четкой символизации
и организовываться в единую систему,
внутренне совместимую со структурой
самости и соотносимую с ней.
В процессе психотерапевтической
работы терапевт стремится к тому, чтобы
помочь человеку максимально раскрыться,
реализоваться. Психотерапевтические
приемы, применяемые К. Роджерсом, получили
название индирективной психотерапии,
или "клиент-центрированный" психотерапии.
Позднее термин "клиент-центрированная
психотерапия" был заменен более подходящим
- понятием "личностно-центрированная
терапия". "Роджерс полагал, что новое
название будет в большей степени подходить
для описания человеческих ценностей
и взаимной зависимости, представления
о которых лежали в основе разработанного
им подхода, и что это название можно будет
применять в других областях знания помимо
консультирования и психотерапии" (Нельсон-Джоунс
Р. Теория и практика консультирования.
СПб.: Питер, 2000. С.31). "Именно этот акцент
на субъективном, перцептивном взгляде
на клиентов обусловил утверждение термина.
Восприятие рассматривается как их версия
действительности" (Там же. С. 35).
Основными условиями личностно-центрированного
подхода являются - эмпатия, конгруэнтность
и безусловное положительное принятие
клиента.
Для определения конгруэнтности исп
Безусловное положительное
отношение (бескорыстная теплота, забота, высокая
оценка, принятие, уважение) включает в
себя готовность консультанта отражать
разнообразные чувства клиента - любовь,
радость, гнев, негодование и др. Суть этой
позиции состоит в том, что вероятность
продвижения клиента вперед увеличивается,
если его хвалят за гуманность и они испытывают
чувства безопасности и свободы.
Эмпатия - ощущение внутреннего мира клиента
как своего собственного, но при сохранении
качества "как будто". Эмпатия - способность
человека эмоционально отзываться на
переживания других людей. Обычно рассматривают
два вида эмпатии: 1) сопереживание - переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие - переживание субъектом иных по сравнению
с другим человеком чувств. "Консультанты
должны быть чувствительными к потоку
переживаний, возникающих как у клиентов,
так и у них самих в каждый конкретный
момент. Они также должны быть способны
ощущать нюансы, которые не могут почувствовать
клиенты. Проявляя такт, чувствительность
и показывая понимание проблем клиентов,
консультанты должны передавать им свое
восприятие их внутреннего мира и личных
смыслов Консультантам также следует
сообщать клиентам о своем стремлении
к пониманию их внутреннего мира, часто
проверяя точность своего понимания и
показывая готовность учесть замечания
и внести поправки" (Нельсон-Джоунс
Р. Теория и практика консультирования.
СПб.: Питер, 2000. С. 55).
Истинная эмпатия не имеет оценочного
и диагностического качества, не означает
прямого отражения слов клиента. "Роджерс
понимал под эмпатией особую позицию,
специфическую форму товарищеских отношений,
мягкий способ общения с клиентами … [которая]
не подразумевает исполнения добрых намерений,
а также механического отражения" (Там
же. С. 56).
К. Роджерс стремился к тому, чтобы в процессе
психотерапевтической работы помочь человеку
максимально раскрыться, реализоваться.
Его психотерапия делает акцент на поддерживающей
клиента эмпатии. Этим она отличается от обычной психотерапевтической
установки, состоящей в том, что терапевт
якобы знает истинные причины проблем
клиента, а также знает, что нужно клиенту,
чтобы стать лучше.
Именно поэтому большинство терапевтов
пытаются заставить клиента видеть вещи
так, как их видит терапевт, т.е. прибегают
к директивному руководству, манипулируют
мыслями, чувствами, поступками, чтобы
привести клиента к тому, как он должен
мыслить, чувствовать, поступать.
Роджерс верил, что при условии безусловного
положительного принятия и понимания
клиента, люди будут осуществлять личностный
рост в направлении, которое является
для них единственно подходящим и уникальным.
Когда человек становится самим собой,
то он, как это ни парадоксально, начинает
изменяться, поскольку взаимоотношения
становятся подлинными, а подлинные взаимоотношения
прекрасны тем, что полны жизни и смысла.
Конкретно в практике консультирования
консультант добивается в диалоге с клиентом
осмысления кризисной ситуации самим
клиентом, которое в ходе последующих
бесед может смениться переосмыслением
данной ситуации и нахождением возможных
путей выхода из нее.
В чем состоит это изменение?
В процессе психотерапии главной задачей
является согласованность реального Я
("Какой я есть в моих представлениях
и поступках") и объективного опыта.
Чем больше согласия между описанием себя
и объективным его отражением, тем меньше
перцептивной защиты и более адекватно
поведение. В ином случае у человека возникают
невротические реакции. Открытие своему
опыту позволяет привести в соответствие
структуру Я с опытом личности.
Теория терапии и личностного изменения
предполагает снятие чувства беспокойства
и неуверенности за счет безусловного
положительного отношения к нему терапевта.
Человек сам начинает раскрываться своему
опыту и начинает принимать то, что ранее
им отвергалось. Происходит реорганизация
Я, снимаются различия между Я-реальным
и Я-идеальным.
Если индивид испытывает безусловное
положительное отношение к себе, если
существует полное взаимопонимание между
клиентом и терапевтом, то в этом случае
индивид будет полностью функционирующей
персоной, будет открыт своему опыту, который
тем самым может быть доступен осознаванию,
структура Я будет конгруэнтна опыту, будет гештальтом, гибко изменяющимся в процессе усвоения
новых видов опыта.
Большое место в психотерапии отводится
не когнитивным структурам, а эмоциям и аффектам.
Основной целью личностно-
Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
· А. Маслоу
· К. Роджерс
· В. Франкл
· Ш. Бюлер
· Ф. Бэррон
· Р. Мэй
· С. Джурард
· Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».
· Осуществление самого себя.
· Сознание собственного достоинства.
· Социальные потребности.
· Потребности в надежности.
· Этапы деградации личности.
· Поиск смысла жизни.
· Физиологические основные потребности.
· Непригодность исследования животных для понимания человека.
· человек целостен
· Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи
· Главной психологической реальностью являются переживания человека
· Человеческая жизнь - целостный процесс
· Человек открыт к самореализации
· Человек не детерминирован только внешними ситуациями
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
Гуманистическая
психология
Гуманистическая психология — ряд
направлений в современной психологии,
которые ориентированы прежде всего на
изучение смысловых структур человека.
В гуманистической психологии в качестве
основных предметов анализа выступают:
высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь,
свобода, ответственность, автономия,
психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология
в качестве самостоятельного течения
выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест
против бихевиоризма и психоанализа, получив
название „третьей силы“. К данном у напрвлению
могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс |
Содержание:
→ Альтернативные
толкования
→ Статьи
по теме
→ Структурно-логические
схемы
→ Опубликоваться!
Словарь по истории психологии, 2007 г.
Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название "третьей силы". К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
1. Человек целостен.
2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи.
3. Главной психологической
реальностью являются
4. Человеческая жизнь - единый процесс.
5. Человек открыт к самореализации.
6. Человек не
детерминирован только
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
Перевод
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление современной психологии, все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в 1950-х как теоретическая альтернатива двум ведущим интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Г.П. выступает против построения психологии по образцу естественных наук и называет себя «психологией третьей силы». Принципы гуманистических этики и психологии близки феноменологии и глубоко связаны с экзистенциальной философией: 1) человек ответственен за свои поступки; 2) каждый признает право другого на самостоятельное творение собственной жизни, ценит его внутренний субъективный мир; 3) любые эмоции, в том числе негативные, составляют внутренний опыт индивида и должны восприниматься другими доброжелательно; 4) каждый человек живет только в настоящем моменте - «здесь-и-теперь», и именно этот момент существует для бытия. Поэтому в практическом плане основная тема Г.П. - использование индивидуального внутреннего опыта для изучения и изменения его личности. Позиции представителей Г.П. (Маслоу, Роджерс, Г. Олпорт, Фромм и др.) неоднородны. Тенденции к экзистенциализму и феноменологии сочетаются с антропологией и персонологическими теориями личности. За основную модель представлений о человеке принимается ответственный человек, свободно делающий выбор среди предоставленных возможностей. Человек всегда находится в процессе становления, т.е. он ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей и живет полноценной жизнью, если выполняет это условие. Отказ от подобного становления и личностного роста является трагедией, предательством своей человеческой сущности. Вера в значительность личной, субъективной реальности и личностного смысла существования, - вот источники персональной ответственности за делаемый выбор. Гносеологические установки Г.П. следующие (Маслоу): 1) человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое; 2) позитивный личностный рост и самосовершенствование раскрывает внутреннюю природу человека; 3) признание творчества, универсальной и неотъемлемой функции человека, основным объяснительным принципом гуманистической природы человека; 4) изучение психически здорового человека - условие понимания человеческой природы в его норме и патологии; 5) невозможность в изучении поведения человека полагаться на исследования поведения животных, поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Практическая привлекательность идей Г.П. - признающей личность как зрелую, уникальную и целостную систему, которая представляет самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято - создает условия для создания различного рода поддерживающей, «недирективной» психотерапии. Подобно тому как неудовлетворение жизненных потребностей может привести к физическому истощению организма, фрустрация высших человеческих целей может привести к психической патологии, неврозу. Поэтому новым шагом в оказании психологической помощи, будет «терапия, центрированная на человеке» (Роджерс), т.е. психологический контакт терапевта и клиента, приводящего к конструктивному изменению личности, должен пройти эволюцию от терапевтической техники к человеческим взаимоотношениям.
Ясин Мирослав Иванович
канд. социол. наук, доцент кафедры
психологии,
Российского государственного
торгово-
E-mail: nadsaw@yandex.ru
История психологии как научной дисциплины началась с открытия экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году. Первоначально психология использовала эмпирический метод ― исследования непосредственного опыта сознания, и использовала интроспекцию как основной исследовательский метод. Однако, к началу ХХ столетия ученые все больше внимания стали уделять объективному методам исследования психики, который стал оттеснять субъективный (эмпирический) подход.
На рубеже веков разгорелись жаркие споры об исследовательских методах психологии. В 1910―1930-е гг. в психологии возникло большое количество несовместимых и даже несопоставимых подходов [5, с 356], в результате борьбы в университетах была утверждена «естественнонаучная» психология. Многие исследователи истории психологии утверждают [3; 4; 5], что, подражая биологии и физике, психология надолго забросила исследования души как таковой: были оставлены без внимания воля, создание, чувства и индивидуальные переживания, ценности и этические взгляды. В первой половине XX века в западной психологии царили две научные школы: психоаналитическая и бихейвиористская.
Особые позиции в мировом научном пространстве занимала советская психология, которая никогда не отрицала «высоких материй» ― сознания, воли и нравственности, но на нашей земле психология подпала под гнет материалистической марксистско-ленинской концепции и испытала серьезные гонения с конца 20-х лет и вплоть до оттепели 60-х. Российская психология, одинаково успешно развивала оба направления ― и объективное и субъективное изучение психики, ― и конструктивный диалог этих двух подходов обещал быть плодотворным. Однако, после прихода новой власти, в 1923―1924 годах «идеализм» был изгнан из психологии. Богданчикова С.А. указывает, что переход к чисто психофизиологическим взглядам произошел под влиянием политических сил. Подчинение психологии марксистско-ленинской идеологии и материализму происходил не безболезненно, однако оказавшие сопротивление были просто уволены [2].
Таким образом, мировая история психологии демонстрирует один интересный факт: начиная с рубежа веков и вплоть до культурной революции 60-х лет XX столетия наука о душе избегала упоминаний многих истинно душевныхреалий. Эта ситуация вполне может быть названа «историческим парадоксом».
Во второй половине XX века произошел коренной поворот в психологической науке: от измерений и экспериментально проверяемых простых фактов ― к изучению психики как цельного, живого и динамичного образования. На сцену вышла так называемая «третья сила» ― гуманистическая психология. (В тот же период времени возникает и трансперсональная психология, которую либо относят к гуманистической, либо рассматривают как отдельное направление.) Причем, явление миру новых идей было массовым ― одновременно множество психологов столкнулись с невозможностью работать в рамках существовавших концепций, они испытали дефицит имевшегося знания. Факты и цифры, описывающие простые психические процессы никак не подходили для психотерапевтической работы, они никак не объясняли сложных душевных явлений, таких как страдание, моральный конфликт, смысл жизни, боль утраты, стремление к любви и счастью. Не помог здесь и классический психоанализ с его широкой трактовкой человеческого либидо, простирающегося вплоть до пространств искусства, культуры и политики.