Гуманистическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 06:49, реферат

Краткое описание

→ Альтернативные толкования
→ Статьи по теме
→ Структурно-логические схемы
→ Опубликоваться!

Вложенные файлы: 1 файл

гуманистическая психология.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)
  • Я-концепция характеризуется:
    • областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);
    • структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;
    • конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;
    • защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;
    • напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;
    • уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;
    • реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Основанием невроза  служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его "Я-концепции", самости. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние переживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней. 
          В процессе психотерапевтической работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические приемы, применяемые К. Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или "клиент-центрированный" психотерапии. Позднее термин "клиент-центрированная психотерапия" был заменен более подходящим - понятием "личностно-центрированная терапия". "Роджерс полагал, что новое название будет в большей степени подходить для описания человеческих ценностей и взаимной зависимости, представления о которых лежали в основе разработанного им подхода, и что это название можно будет применять в других областях знания помимо консультирования и психотерапии" (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С.31). "Именно этот акцент на субъективном, перцептивном взгляде на клиентов обусловил утверждение термина. Восприятие рассматривается как их версия действительности" (Там же. С. 35). 
          Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. 
          Для определения конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность - это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. Условие конгруэнтности консультанта означает, что он должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь. Конгруэнтность клиента означает, что при соответствующих условиях, которые создают терапевты (принятие клиента и умение ценить его право быть самим собой), клиенты имеют возможность поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, пугающей, неправильной. В результате клиенты начинают интегрировать в Я неискаженный личностный опыт. 
          Безусловное положительное отношение (бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента - любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы. 
          Эмпатия - ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как будто". Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание - переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие - переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств. "Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Они также должны быть способны ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов Консультантам также следует сообщать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто проверяя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести поправки" (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С. 55). 
          Истинная эмпатия не имеет оценочного и диагностического качества, не означает прямого отражения слов клиента. "Роджерс понимал под эмпатией особую позицию, специфическую форму товарищеских отношений, мягкий способ общения с клиентами … [которая] не подразумевает исполнения добрых намерений, а также механического отражения" (Там же. С. 56). 
          К. Роджерс стремился к тому, чтобы в процессе психотерапевтической работы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Его психотерапия делает акцент на поддерживающей клиента эмпатии. Этим она отличается от обычной психотерапевтической установки, состоящей в том, что терапевт якобы знает истинные причины проблем клиента, а также знает, что нужно клиенту, чтобы стать лучше. 
          Именно поэтому большинство терапевтов пытаются заставить клиента видеть вещи так, как их видит терапевт, т.е. прибегают к директивному руководству, манипулируют мыслями, чувствами, поступками, чтобы привести клиента к тому, как он должен мыслить, чувствовать, поступать. 
          Роджерс верил, что при условии безусловного положительного принятия и понимания клиента, люди будут осуществлять личностный рост в направлении, которое является для них единственно подходящим и уникальным. Когда человек становится самим собой, то он, как это ни парадоксально, начинает изменяться, поскольку взаимоотношения становятся подлинными, а подлинные взаимоотношения прекрасны тем, что полны жизни и смысла. 
          Конкретно в практике консультирования консультант добивается в диалоге с клиентом осмысления кризисной ситуации самим клиентом, которое в ходе последующих бесед может смениться переосмыслением данной ситуации и нахождением возможных путей выхода из нее. 
          В чем состоит это изменение? 
          В процессе психотерапии главной задачей является согласованность реального Я ("Какой я есть в моих представлениях и поступках") и объективного опыта. Чем больше согласия между описанием себя и объективным его отражением, тем меньше перцептивной защиты и более адекватно поведение. В ином случае у человека возникают невротические реакции. Открытие своему опыту позволяет привести в соответствие структуру Я с опытом личности. 
          Теория терапии и личностного изменения предполагает снятие чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к нему терапевта. Человек сам начинает раскрываться своему опыту и начинает принимать то, что ранее им отвергалось. Происходит реорганизация Я, снимаются различия между Я-реальным и Я-идеальным. 
          Если индивид испытывает безусловное положительное отношение к себе, если существует полное взаимопонимание между клиентом и терапевтом, то в этом случае индивид будет полностью функционирующей персоной, будет открыт своему опыту, который тем самым может быть доступен осознаванию, структура Я будет конгруэнтна опыту, будет гештальтом, гибко изменяющимся в процессе усвоения новых видов опыта. 
          Большое место в психотерапии отводится не когнитивным структурам, а эмоциям и аффектам.

  • Основные принципы личостно-центрированной психотерапии:
    • используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;
    • необходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется "лицом к лицу";
    • отсутствуют интерпретации, оценки и советы;
    • кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;
    • независимость, автономность клиента от терапевта;
    • результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;
    • подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Основной целью личностно-центрированной психотерапии является достижение человеком  состояния полностью функционирующей  личности, которое выражается посредством  развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Представители

·  А. Маслоу

·  К. Роджерс

·  В. Франкл

·  Ш. Бюлер

·  Ф. Бэррон

·  Р. Мэй

·  С. Джурард

Предмет изучения

·  Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

·  Осуществление самого себя.

·  Сознание собственного достоинства.

·  Социальные потребности.

·  Потребности в надежности.

·  Этапы деградации личности.

·  Поиск смысла жизни.

·  Физиологические основные потребности.

·  Непригодность исследования животных для понимания человека.

Теоретические положения

·  человек целостен

·  Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи

·  Главной психологической реальностью являются переживания человека

·  Человеческая жизнь - целостный процесс

·  Человек открыт к самореализации

·  Человек не детерминирован только внешними ситуациями

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Гуманистическая психология 
 

   Гуманистическая психология — ряд  направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс,В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках: 
   1. Человек целостен; 
   2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; 
   3. Главной психологической реальностью являются переживания человека; 
   4. Человеческая жизнь — единый процесс; 
   5. Человек открыт к самореализации; 
   6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями. 
   На основе гуманистической психологии строятся некоторые направленияпсихотерапии и гуманистическая педагогика.


 

Гуманистическая психология

Содержание: 
→ Альтернативные толкования 
→ Статьи по теме 
→ Структурно-логические схемы 
→ Опубликоваться!

 

Словарь по истории психологии, 2007 г.

 

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название "третьей силы". К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен.

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи.

3. Главной психологической  реальностью являются переживания  человека.

4. Человеческая  жизнь - единый процесс.

5. Человек открыт  к самореализации.

6. Человек не  детерминирован только внешними  ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Перевод

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление современной  психологии, все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в 1950-х как теоретическая альтернатива двум ведущим интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Г.П. выступает против построения психологии по образцу естественных наук и называет себя «психологией третьей силы». Принципы гуманистических этики и психологии близки феноменологии и глубоко связаны с экзистенциальной философией: 1) человек ответственен за свои поступки; 2) каждый признает право другого на самостоятельное творение собственной жизни, ценит его внутренний субъективный мир; 3) любые эмоции, в том числе негативные, составляют внутренний опыт индивида и должны восприниматься другими доброжелательно; 4) каждый человек живет только в настоящем моменте - «здесь-и-теперь», и именно этот момент существует для бытия. Поэтому в практическом плане основная тема Г.П. - использование индивидуального внутреннего опыта для изучения и изменения его личности. Позиции представителей Г.П. (Маслоу, Роджерс, Г. Олпорт, Фромм и др.) неоднородны. Тенденции к экзистенциализму и феноменологии сочетаются с антропологией и персонологическими теориями личности. За основную модель представлений о человеке принимается ответственный человек, свободно делающий выбор среди предоставленных возможностей. Человек всегда находится в процессе становления, т.е. он ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей и живет полноценной жизнью, если выполняет это условие. Отказ от подобного становления и личностного роста является трагедией, предательством своей человеческой сущности. Вера в значительность личной, субъективной реальности и личностного смысла существования, - вот источники персональной ответственности за делаемый выбор. Гносеологические установки Г.П. следующие (Маслоу): 1) человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое; 2) позитивный личностный рост и самосовершенствование раскрывает внутреннюю природу человека; 3) признание творчества, универсальной и неотъемлемой функции человека, основным объяснительным принципом гуманистической природы человека; 4) изучение психически здорового человека - условие понимания человеческой природы в его норме и патологии; 5) невозможность в изучении поведения человека полагаться на исследования поведения животных, поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Практическая привлекательность идей Г.П. - признающей личность как зрелую, уникальную и целостную систему, которая представляет самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято - создает условия для создания различного рода поддерживающей, «недирективной» психотерапии. Подобно тому как неудовлетворение жизненных потребностей может привести к физическому истощению организма, фрустрация высших человеческих целей может привести к психической патологии, неврозу. Поэтому новым шагом в оказании психологической помощи, будет «терапия, центрированная на человеке» (Роджерс), т.е. психологический контакт терапевта и клиента, приводящего к конструктивному изменению личности, должен пройти эволюцию от терапевтической техники к человеческим взаимоотношениям.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ

Ясин Мирослав Иванович

канд. социол. наук, доцент кафедры психологии, 
Российского государственного торгово-экономическогоуниверситета, г. Москва

E-mail:  nadsaw@yandex.ru 

 

История психологии как научной дисциплины началась с открытия экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году. Первоначально психология использовала эмпирический метод ― исследования непосредственного опыта сознания, и использовала интроспекцию как основной исследовательский метод. Однако, к началу ХХ столетия ученые все больше внимания стали уделять объективному методам исследования психики, который стал оттеснять субъективный (эмпирический) подход.

На рубеже веков  разгорелись жаркие споры об исследовательских методах психологии. В 1910―1930-е гг. в психологии возникло большое количество несовместимых и даже несопоставимых подходов [5, с 356], в результате борьбы в университетах была утверждена «естественнонаучная» психология. Многие исследователи истории психологии утверждают [3; 4; 5], что, подражая биологии и физике, психология надолго забросила исследования души как таковой: были оставлены без внимания воля, создание, чувства и индивидуальные переживания, ценности и этические взгляды. В первой половине XX века в западной психологии царили две научные школы: психоаналитическая и бихейвиористская.

Особые позиции  в мировом научном пространстве занимала советская психология, которая  никогда не отрицала «высоких материй» ― сознания, воли и нравственности, но на нашей земле психология подпала  под гнет материалистической марксистско-ленинской  концепции и испытала серьезные гонения с конца 20-х лет и вплоть до оттепели 60-х. Российская психология, одинаково успешно развивала оба направления ― и объективное и субъективное изучение психики, ― и конструктивный диалог этих двух подходов обещал быть плодотворным. Однако, после прихода новой власти, в 1923―1924 годах «идеализм» был изгнан из психологии. Богданчикова С.А. указывает, что переход к чисто психофизиологическим взглядам произошел под влиянием политических сил. Подчинение психологии марксистско-ленинской идеологии и материализму происходил не безболезненно, однако оказавшие сопротивление были просто уволены [2].

Таким образом, мировая история психологии демонстрирует  один интересный факт: начиная с  рубежа веков и вплоть до культурной революции 60-х лет XX столетия наука о душе избегала упоминаний многих истинно душевныхреалий. Эта ситуация вполне может быть названа «историческим парадоксом».

Во второй половине XX века произошел коренной поворот в психологической науке: от измерений и экспериментально проверяемых простых фактов ― к изучению психики как цельного, живого и динамичного образования. На сцену вышла так называемая «третья сила» ― гуманистическая психология. (В тот же период времени возникает и трансперсональная психология, которую либо относят к гуманистической, либо рассматривают как отдельное направление.) Причем, явление миру новых идей было массовым ― одновременно множество психологов столкнулись с невозможностью работать в рамках существовавших концепций, они испытали дефицит имевшегося знания. Факты и цифры, описывающие простые психические процессы никак не подходили для психотерапевтической работы, они никак не объясняли сложных душевных явлений, таких как страдание, моральный конфликт, смысл жизни, боль утраты, стремление к любви и счастью. Не помог здесь и классический психоанализ с его широкой трактовкой человеческого либидо, простирающегося вплоть до пространств искусства, культуры и политики.

Информация о работе Гуманистическая психология