Гуманистическая теория личности А. Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:25, реферат

Краткое описание

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Содержание

Вступление
I. Гуманистическая теория личности А. Маслоу.
1. Мотивация.
2. Потребности в безопасности, защите, любви.
3. Потребности самоуважения и самоактуализации
II. Теория личностных черт Г. Олпорта
III. Гуманистическая теория К. Роджерса.
1. Поле опыта.
2. Самость.
3. Конгруэнтность и неконгруэнтность
4. Тенденция к самоактуализации
5. Социальные отношения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

МАСЛОУ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Вступление 

I. Гуманистическая теория  личности А. Маслоу.

1. Мотивация.

2. Потребности в безопасности, защите, любви.

3. Потребности самоуважения и самоактуализации

II. Теория личностных черт Г. Олпорта

III. Гуманистическая теория К. Роджерса.

1. Поле опыта.

2. Самость.

3. Конгруэнтность и неконгруэнтность

4. Тенденция к самоактуализации

5. Социальные отношения

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление 

С точки зрения гуманистической  психологии люди - в высшей степени  сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Сторонниками гуманистических  взглядов, рассматривающих людей, как  активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать  стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Центральным звеном личности, по К. Роджерсу, является самооценка, представление человека о себе, «Я - концепция», которая порождается во взаимодействии с другими людьми. Благодаря К. Роджерсу явления самосознания и самооценки, их функции в поведении и развития субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований.

I. Теория  личности Абрахама Маслоу

Теория  личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.

           Научная среда, повлиявшая на  теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.

           Научные устремления Маслоу были  многогранны. Он занимался вопросами поведения приматов с позиций бихевиоризма, вопросами женской сексуальности, антропологическими исследованиями индейцев; вел тренинговые группы.

           А. Маслоу критически относился  к психологии того времени,  изучавшей психику человека в  основном на патологическом материале. Он же предполагал заниматься только здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения "анализа по единицам" (см. Хрестомат. 4.1).

 1. Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму.

          Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.

           Не смотря на то, что потребность  человека быть тем, кем он  может быть, является врожденной, она остается потенциальной до тех пор, пока для ее актуализации не возникнут особые условия. Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. "Если все потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические потребности, то все другие могут стать просто несуществующими или быть перенесенными на задний план" (Maslow A. Dominance, Self-Esteem, Self-Actualization. California, 1973. P. 155-156). Неудовлетворение базальных желаний ведет к неврозам и психозам.

           В более поздних работах положение  о последовательности удовлетворения  потребностей было пересмотрено  и дополнено следующим тезисом:  если в прошлом потребности  индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он обретает способность стойко переносить лишения в этой сфере и актуализировать себя несмотря на неблагоприятные условия. Основными составляющими психического здоровья личности являются: 1) Стремление быть всем, чем человек может быть; 2) Стремление к гуманистическим ценностям.

           Существуют положительная и отрицательная  стороны самоактуализации, где последняя  ведет к крайнему индивидуализму  и автономии.. При положительной  стороне самоактуализации некоторая относительная независимость от окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что в такого рода контактах цели личности и ее собственная природа являются главными детерминантами.

           В целом, здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.

           Помимо личностных качеств он  выделяет когнитивные и перцептивные  особенности самоактуализирующейся  личности - четкое и ясное восприятие окружающей действительности, его нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности.

           Выделяются и особые социально-психологические  и коммуникативные характеристики  самоактуализирующейся личности - проявление  положительных эмоций в общении  с другими людьми, демократичность.

          Самоактуализация - процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать.

Самоактулизирующиеся  люди - люди, которые удовлетворили  свои дефицитарные потребности и  развили свой потенциал настольно, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

Потребность в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей  он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.

Эти исследования привели  его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

· физиологические потребности - пища, вода, сон и т.п.;

· потребность в безопасности - стабильность, порядок;

· потребность в любви  и принадлежности - семья, дружба;

· потребность в уважении - самоуважение, признание;

· потребность в самоактуализации - развитие способностей.

Теоретические выводы распространяются и на понимание роли психотерапии. По его мнению, психотерапевтическая деятельность имеет неограниченные возможности, но может быть полезна  только с точки зрения коррекции, она не способна возвратить то, что было утрачено человеком в течение многих лет. Большое психотерапевтическое значение он приписывает самоактуализации, предельным переживаниям, воспитанию и факторам культуры. В самом психотерапевтическом процессе серьезное внимание уделяется осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной регуляции своих потенциальных возможностей. В идеале изменение общества виделось им как процесс, который происходит под воздействием специально организованного психотерапевтического воспитания личности. Он отмечает, что если бы психотерапевты имели дело с миллионами людей в год, то общество, несомненно, изменилось бы. В последних работах его отношение к психотерапевтическому переустройству общества изменяется. Оно становится более скептическим. "Я давно отказался от возможности улучшить мир или весь человеческий род путем индивидуальной психотерапии. Это не выполнимо. Фактически это невозможно в количественном отношении. Позднее я обратился ради достижения своих утопических целей к образованию, которое должно быть распространено на весь человеческий род".

           Концепция Абрахама Маслоу повлияла  на развитие психологической  науки, а также на криминологию, менеджмент, психотерапию и воспитание. Это влияние было усилено тем,  что его теория воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека.

II. Теория Гордона Олпорта

Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому: 1) Люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) Каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей (см. Хрестомат. 4.2).

           В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

           Особое место в этой сложно  организованной системе занимает  мотивационно - потребностная сфера.  В ней выделяются два уровня  функционирования: уровень мотивов  нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития.

           Принцип так называемого гомеостазиса - стремления к устранению напряжения - применим лишь к низшему уровню  мотивационной системы (мотивам  нужды). Формы истинно личностного  бытия (стремление к новым целям,  постановка творческих задач, актуализация чувства инициативности и ответственности и др.) не укладываются в формулу гомеостазиса. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию - характерные черты мотивов развития.

           Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека. Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.

           "Для  того, чтобы понять личность, всегда  необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в  будущем, ибо каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей" (Allport G. Becoming. Basic Consideration for a Psychology of Personality. New Haven. 1957. P.12)

           Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны.

           Принцип  функциональной автономии мотивов  позволяет рассматривать новые  мотивы как самостоятельные единицы  психики человека, относительно  независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).

           Введением  этого принципа Олпорт противопоставляет  свой взгляд на мотивационную  структуру личности бихевиористической  точке зрения, согласно которой  новые мотивы (драйвы) возникают  в результате сочетания того или иного стимула с удовлетворением врожденных потребностей, т.е. с точки зрения поведенческой психологии высшие, духовные потребности человека являются дериватами его органических состояний. Так, по словам необихевиористов Н. Миллера и Д. Долларда вторичные побуждения "служат фасадом, за которым скрыты функции лежащих в их основе врожденных побуждений".

           Образование  новых мотивов Олпорт объясняет  превращением средств деятельности  в ее цели и мотивы. Иными  словами, объекты и действия, которые некогда выступали для человека лишь в качестве средства достижения определенных целей, начинают сами по себе вызывать интерес и обретают собственную мотивационную силу.

           Развитие  мотивационной сферы в единстве  с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.

           Черты  рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.

           Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.

Информация о работе Гуманистическая теория личности А. Маслоу