Гуманистическая теория личности А. Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:25, реферат

Краткое описание

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Содержание

Вступление
I. Гуманистическая теория личности А. Маслоу.
1. Мотивация.
2. Потребности в безопасности, защите, любви.
3. Потребности самоуважения и самоактуализации
II. Теория личностных черт Г. Олпорта
III. Гуманистическая теория К. Роджерса.
1. Поле опыта.
2. Самость.
3. Конгруэнтность и неконгруэнтность
4. Тенденция к самоактуализации
5. Социальные отношения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

МАСЛОУ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

           Главной целью психологии личности Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. "Индивидуальность - есть основная характеристика человеческой природы".

           Неповторимость каждого индивида выражается им через введение понятия личностной диспозиции как слияния нескольких черт в неповторимый гештальт. В этом смысле личность можно изучать только с помощью идиографических методов исследования. Однако столь односторонний подход к человеку не был присущ Олпорту. Наоборот, он предлагает исследовать личность и идиографическими техниками, получая уникальное знание об индивиде, и номотетическими методами, утверждая универсальные законы и закономерности.

           Олпорт  характеризует свою теорию как "конкретно приложимую к бесконечно разнообразным формам личностного существования и в то же время достаточно абстрактную для того, чтобы служить в качестве унифицирующего принципа для новой отрасли науки" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. IX).

           Выделяя общие принципы развития  личности (например, принцип функциональной  автономии мотивов, общие качества  личности - черты, установки, «Я») мы неизбежно пользуемся номотетическим методом анализа научных данных. Но при качественном анализе личности мы сталкиваемся со своеобразной организацией ее свойств и качеств, уникальным стилем поведения, строением структуры Я. Исследование личности под таким ракурсом требует применения идиографического метода, использующего понятия "особенный", "единичный", "индивидуальный". Индивидуальным может быть не только особое сочетание неповторимых черт личности, но и путь, направление ее развития, при этом сам принцип перехода от стадии к стадии остается общим.

Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной  формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в  развитии единства личности:

1. Детская стадия; На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего".

2. Стадия относительной дифференциации; На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки).

3. Стадия интегрированного единства; На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры «Я».

           "С развитием дифференциации  и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. 345). Самосознание является необходимым для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща "Я". ""Я" является субъективным регулятором того единства, которым может обладать личность" (Там же).

           Олпорт считал, что критерием  проявления единства личности  является постоянство поведения  человека в разных ситуациях,  причем именно в тех ситуациях,  где включенность «Я» максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности «Я». Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность «Я» была максимальной.

           Проблема развития личности является  центральной для всего гуманистического  направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психологи - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.           

III. Гуманистическая теория личности К. Роджерса.

Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для  очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. 

1. Поле опыта

Поле опыта уникально  для каждого индивидуума; это  поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

"Слова и  символы так же относятся к  миру реальности, как карта к  территории, которую она представляет... мы живем по воспринимаемой "карте", которая никогда не есть сама реальность". К. Роджерс.

Первично внимание направляется на то, что человек воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.

2. Самость.  Идеальная самость.

  В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она окажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы «замораживаем» фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что «мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением… результат, очевидно, является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру». Самость - это организованный связный гештальт, постоянно находящейся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Идеальная самость - это  «представление себя, каким индивидуумом более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя». Как самость, это сдвигающаяся, изменяющееся структура, постоянно подлежащая переопределению. Степень, в какой самость отличается от идеальной самости - один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каким он хотел бы быть, - признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, сдача позиций, это способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека - одно из препятствий личному росту.

3. Конгруентность и неконгруентность.

 Конгруэнтность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют  высокую конгруэнтность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию.

Конгруэнтность хорошо соответствует дзен-буддийской формуле: "Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю".

Неконгруэнтность имеет  место, когда есть различия между  сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который, по-видимому, сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно проводят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, -- это примеры неконгруэнтности. Она определяется, как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Неконгруэнтность между  сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомом  неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других.

Неконгруэнтность между  сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что  он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруэнтность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Такое поведение часто становится объектом обсуждения при групповой терапии или в энкаунтер-группах. Когда такое поведение кажется намеренным, терапевт или руководитель указывают, что отсутствие социальной конгруэнтности -- кажущееся нежелание коммуницировать -- обычно является недостатком самоконтроля и отсутствия личного сознавания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Другая возможность состоит в том, что человек с трудом воспринимает, о чем его спрашивают.

Инконгруэнтность может  ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае - как  внутреннее замешательство. Пациент психбольницы, утверждающий, что он не знает, где он находится, что такое больница, какое сейчас время дня, и даже кто он такой, демонстрирует высокую степень неконгруэнтности. Расхождение между внешней реальностью и тем, что переживается субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

4. Тенденция к самоактуализации

Существует фундаментальный  аспект человеческой природы, который  побуждает человека двигаться к  большей конгруэнтности и к более  реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. "Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни -- стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, - стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость". Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Стремление к здоровью не является настолько всевластной  силой, чтобы отметать все препятствия. Оно легко притупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что это доминирующий мотив в  человеке, который "свободно функционирует, не искалеченный прошлыми событиями или нынешними верованиями, поддерживающими инконгруэнтность. Маслоу приходит к подобным выводам: он называет эту тенденцию слабым внутренним голосом, который нетрудно заглушить. Предпосылка, что рост возможен и является центральным для структуры организма, является основополагающей для мышления Роджерса.

По Роджерсу тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов наряду с  другими. "Следует отметить, что  тенденция к самоактуализации - единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе... Самость, например, - важное понятие в нашей теории, но самость ничего не "делает", это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя".

5. Социальные отношения

Ценность отношений - центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конкретными  или могут служить фокусом  условий ценности. Поздние отношения  могут восстанавливать конгруентность или задерживать ее.

Роджерс полагает, что  взаимодействие другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими. В терапии, в ситуации энкаутер-групп, посредством обратной связи с другими человек получает возможность обрести опыт себя.

«Я полагаю, … что основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естее6ственная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения  другого человека или другой группы». К. Роджерс.

Если мы попробуем представить себе людей, находящихся вне отношений с другими, мы видим два контрастирующих стереотипа. Первый - отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй - созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.

Ни один из этих типов  не удовлетворяет Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшую  возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В  отношениях могут быть удовлетворены  фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

«Все наши беспокойства, говорит некто мудрый, проистекают от того, что мы не можем быть одни. И это очень хорошо. Мы должны уметь быть в одиночестве, иначе мы превращаемся в жертвы. Но когда мы становимся способными на одиночество, мы понимаем, что единственное, что следует делать, это положить начало отношениям другим - или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно, как полюсы телеграфного устройства - это нонсенс». К. Роджерс.

 

Заключение

С точки зрения гуманистической  психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

Информация о работе Гуманистическая теория личности А. Маслоу